Глиптика что это такое


Что такое глиптика и как научиться самому создавать произведения искусства

Доброго времени суток! Какие секреты прошлых веков таят в себе резные изображения на поверхностях камней и слоновой кости? Возможно ли освоить резьбу по минералам сегодня без специальных условий и что для этого нужно? Обо всем этом вы узнаете из статьи. Итак, глиптика это искусство создания уникальных картин на драгоценных и цветных камнях.

Инталии, геммы с глубоким рисунком научились делать еще в 3-4 тысячелетиях до нашей эры. Первые произведения искусства появились в Месопотамии и на землях, омываемых Эгейским морем. Обнаруженные находки указывают на отточенные навыки умельцев и знания, полученные от предков.

История появления глиптики и интересные факты

Умением вырезать на каменных поверхностях прославились многие народы мира. Особенно преуспели в освоении искусства древние египтяне. Геммы, созданные ими, пережили тысячелетия, смогли сохраниться для потомков. Чаще всего египтяне вырезали изображения на печатках. Их украшали образом почитаемого жука скарабея в основном из лазурита.

В современном столичном музее выставлены экспонаты резных камней древнейших государств. Многим из них более 5 тысяч лет. Чаще это фигурки людей, животных и надписи, вырезанные на каменных валиках в форме цилиндра.

Изумительной первозданной красотой отличаются изделия итальянских и древнегреческих мастеров. Произведения олицетворяют искусство глиптики с удивительным сочетанием тонов минералов и совершенной резьбы. Каждая работа по-своему совершенна. Это может быть полностью завершенная графически статуэтка или мягкая, животрепещущая композиция.

Долгое время древние люди использовали только один вариант гемм – инталии. Их создавали в мягкой глине или воске. Начиная с эпохи эллинизма, попутно с печатями-инталиями, авторы стали создавать рельефные произведения искусства – камеи. Это были как цветные камеи, приближенные к живописным картинам на камне, так и простые рисунки в одном цвете из разряда графических.

Технология и оборудование: секреты создания шедевров

Геммы в цветном и графическом варианте делали с помощью простых установок. Это были обязательные станки с приводом, резцы и абразивы для шлифовки минералов.

Главная сложность заключалась в кропотливой работе с миниатюрными камнями и точном копировании изображения. Инталии с абразивным материалом и углублениями постоянно очищали, экспериментировали с пробными оттисками.

Все это занимало много времени и требовало колоссальных затрат сил и терпения. Результат стоил потраченных усилий – картины и символы на поверхности твердых минералов смогли противостоять времени. Многие из них дошли до нашей эпохи, причем без малейших изменений внешнего вида.

Эволюция искусства резьбы по камню

Кроме древней Греции, Египта и Италии искусство глиптики активно осваивали на Кипре, Хиосе и нескольких других островах.

Определенных успехов добились жители западного побережья Малой Азии. В древности люди пользовались печатками с изображениями для заверения документов и не только. Печатка нашла применение в хозяйстве. С  ее помощью опечатывали входы в дома, кладовую или погреб. По действующему в те времена закону Солона, резчики не имели права хранить копии изготовленных под заказ печатей. Профессия эта высоко оплачивалась и считалась престижной.

Апогея развития античная глиптика достигла во времена греческой классики. В этот период мастерам удалось достичь максимального совершенства. Работы были выполнены максимально точно, передавали глубокую человечность образов и подчеркивали природную красоту камня.

Постепенно геммы становились крупнее, расширялись сюжетные линии. Вместо жука скарабея на печатках стали изображать львов, сирен и сатиров. На место архаическому штриховому обрамлению пришли оригинальные узоры и орнаменты, появились второстепенные персонажи.

Любимые камни для основы у мастеров прошлых лет – различные вариации кварца, начиная от горного хрусталя и голубого сапфирина и заканчивая халцедоновыми ониксами и яшмой.

Гемма – самое интересное

На начальном этапе развития искусства резьбы по камню рисунки были максимально простыми, причем это касалось как исполнения, так и сюжета. Чаще всего это были примитивные фигуры из жизни людей. Называли произведения геммами. Со временем они эволюционировали настолько, что стали настоящими шедеврами искусства. Усложнилась работа, сюжеты стали более полными, линии – четкими, фигуры – объемными.

Интересные изменения стали появляться в произведениях в зависимости от места, где над ними работали. Так, например, греки делали акцент на изготовлении цветных гемм, мощной сюжетной линией и четко прописанных деталях.

Римляне уделяли особое внимание четкости линий. Они использовали только два цвета, но с особенной тщательностью прорабатывали мелкие детали и сложный сюжет. Китайцы отдавали предпочтение ониксу в качестве основы для резьбы, применяли также и нефрит. Их произведения это:

  • фигурки животных;
  • миниатюры из жизни;
  • лики Будды.

В средневековье китайские геммы считались священными. Многие выбирали камни с резьбой в качестве талисмана.

Инталия как стиль глиптики

Еще одно направление глиптики – инталия. Авторами его стали древние греки. Мастера практиковали особую технику резьбы по дереву с изготовлением вогнутых рисунков. Как уже упоминалось, большая часть изделий имели прямое назначение: ими пользовались как печатями, носили в качестве украшения, подчеркивающего статус.

Иметь инталию для семьи считалось очень важным. Драгоценный камень с изображением герба или скарабея хранили и передавали по наследству. Картинки на камне изображали в зеркальном изображении, преимущественно на голубом сапфирине, яшме или ониксе.

Камея – изящная и высокохудожественная техника

Из всех техник глиптики камея наиболее сложная в исполнении. Ее осваивали мастера, уже владеющие техникой резьбы на высоком уровне с опытом работы с натуральными камнями и безупречным чувством стиля. Настоящая камея выполнена настолько искусно, что кажется будто она излучает свет.

В русском музее сегодня хранится известное произведение искусства – Гонзаго. Для сюжета мастера камеи выбирали древние картины или портреты известных личностей. Почти все камеи – это две стороны. Первая – светлая с изображением, которое постепенно переходит в темный фон.

Для изготовления камеи чаще всего выбирают агат, иногда сочетают камень с металлами. Агаты обладает достаточной твердостью для того, чтобы обрабатывать его на станке, а отличные по оттенку цвета открывают больше возможностей и упрощают работу в целом.

На изготовление одной камеи может уйти несколько лет, поэтому готовые работы продаются по очень высокой цене.

Глиптика и технические нюансы

Огромная сложность даже для опытного мастера – необходимость учитывать изображение в зеркальном виде. Чтобы контролировать процесс поверхность нужно постоянно очищать, проверять пробными оттисками. Своими руками подобное произведение глиптики сделать крайне сложно, даже имея навыки и опыт работы с камнем. В наши дни это ремесло освоили немногие, от того конечные изделия имеют еще более высокую стоимость.

Подробнее о сюжете

Особенность глиптики в постоянной эволюции, начиная от техники и заканчивая сюжетными линиями. За все время создания изделий, на них успели изобразить картины духовной и материальной жизни. Мастера с удовольствием упражнялись в нанесении на камень сцен:

  • религиозного характера;
  • из литературы;
  • политических и религиозных;
  • театральных;
  • бытовых.

Потомки жителей античного мира благодаря труду и умению мастеров имеют возможность в наши дни заглянуть за завесу жизни предков.

Глиптика дома своими руками: сложности и возможности

В наши дни есть еще мастера, готовые освоить искусство глиптики и даже добавить в него нечто новое. Дома в небольшой мастерской тоже можно создавать шедевры. Это непросто и потребует времени, но возможно. Для упрощения работ лучше использовать современные станки. Это могут быть ультразвуковые и электромагнитные установки. Новые модели оборудования для работы с камнем компактные и удобные в использовании, способны уместиться на третьей части стола.

Так же, как и раньше самый подходящий камень для освоения искусства глиптики – это агат. Многослойность минерала хорошо использовать для игры с тонами. Например, первый слой подойдет для основной картинки, второй для фона и третий для мелких деталей. Альтернатива агата – тоже многослойные яшма и кремний. Для реализации смелых решений используются и другие породы.

Для качественной резьбы по камню в домашних условиях понадобится несколько вариантов боров:

  • с крупным абразивом для очистки крупных частей;
  • со средним абразивом для детальной обработки;
  • с мелким абразивом для отделки мелких элементов;
  • тонкозернистые – для финишной шлифовки.

Узнать все о галтовке камня.

Обработка проводится по традиционной схеме, основы которой дошли до нашего времени от мастеров предыдущих поколений. Допускаются индивидуальные дополнения. Начинают процесс с создания и продумывания в деталях изображения. Необходимо подобрать такую картинку, которая будет гармонично смотреться на подготовленном драгоценном камне. На следующем этапе разрабатывается модель изображения из пластика и только после этого переходят к резьбе.

На каждом из этапов можно работать дома своими руками. Главное правильно подготовить материал, выровняв поверхность, обозначить контур изображения несмываемой краской, обточить камень на планшайбе. Обтачивание до глубины фона с использованием обдирочных боров – важный момент для проработки рельефных линий. Мелкозернистые боры понадобятся для выделения мелких элементов, шлифования и полировки на заключительном этапе.

Глиптика на кости – что это и как делают

Когда говорят о глиптике, действительно чаще всего имеют ввиду резьбу по драгоценному камню. На самом деле искусство создания композиций на твердых поверхностях не ограничивается использованием минералов. Резьба актуальна для декора кости и даже морских ракушек. Вырезать на кости научились в свое время еще древние греки, они использовали изделия с рисунками в качестве печатей и элегантных украшений.

Узнали много интересного о глиптике прошлого и настоящего? Поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях.

Команда ЛюбиКамни

lubikamni.ru

Глиптика - это... Что такое Глиптика?

Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Эрмитаж

Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах. Одно из наиболее древних искусств.

Мастерством резьбы поражают уже египетские, шумерские, вавилонские, ассирийские геммы. Особенно выделяются своей красотой и изысканностью исполнения резные камни Древней Греции и Италии. Здесь зародился специфический выразительный язык глиптики, который соединил в миниатюрных произведениях красоту чистейших тонов минералов и виртуозную резьбу. То точную и графически завершённую, то мягкую и трепетную.

До конца IV века до н. э. древний мир знал лишь один вид гемм — инталии [1], дававшие на оттисках в мягкой глине или воске выпуклые зеркальные изображения. Только в эпоху эллинизма мастера глиптики, наряду с печатями-инталиями, начинают вырезать рельефные камеи. И если роскошные многоцветные камеи с их эффектным колоритом и пластикой являются памятниками своеобразной живописи в камне, то более скромные одноцветные инталии ближе графике.

Для создания и тех и других гемм требовалось несложное оборудование: станок с приводом, набор резцов и обязательно абразивы, так как минералы употреблялись настолько твёрдые (агат, сердолик, гранаты, гематит, сардоникс), что металлический инструмент не мог оставить на них даже царапин.

Особая трудность резьбы инталий, помимо их миниатюрности, состояла в том, что мастер постоянно должен был иметь в виду обратное изображение. Покрытую абразивным материалом, углублённую, как бы негативную, инталию было необходимо время от времени очищать и делать пробные оттиски. Создание гемм было очень долгим и кропотливым занятием. Но зато твёрдость минералов сделала геммы поистине вечными. Дойдя через столетия до наших дней, они порой предстают перед нами такими, словно разрушительное время их совсем не коснулось.

Разнообразны сюжеты античных гемм. В них нашли отражение многие стороны материальной и духовной жизни античного мира: религия и политика, литература и театр, извечные человеческие отношения и быт. Иногда миниатюрные изображения являются единственным источником знакомства с жизнью древнего мира. Особенно ценны в них воспроизведения навсегда утраченных шедевров греческой живописи и пластики.

Интересна история многих хранящихся в Российских музеях, главным образом в Эрмитаже, камей. Коллекционирование античных камей являлось предметом особых забот императрицы Екатерины II. Свою страсть к их собиранию она шутливо называла «камейной болезнью». Самое значительное приобретение императрицы было сделано в 1787 году, — собрание герцога Орлеанского, одна из самых известных коллекций Европы. Именно из этого собрания происходят знаменитые поздне-эллинистические камеи «Жертва Приапу» и «Афродита с орлом». В 1814 году бывшая императрица Франции Жозефина дарит Александру I «Камею Гонзага», а в 1850 году Е. И. Голицына завещает Николаю I камею с головой Зевса.

С раннего Средневековья глиптика становится неотъемлемой частью христианской культуры. Высочайшие образцы резьбы по камню мы находим в православном искусстве. Резные изображения Спасителя, Божией Матери и Святых стали неотъемлемой частью архиерейских облачений, они часто используются как вставки в панагиях и митрах. Основным камнем, используемым в культовых предметах, является лазурит.

Лучшие традиции древности возродили современные мастера-камнерезы. Они освоили технологию обработки таких «непростых» в работе камней, как топаз, берилл, изумруд и аметист. Замечательные образцы камнерезного творчества Российских мастеров можно было увидеть на ежегодной выставке-ярмарке «Симфония Самоцветов», регулярно проводимой в Москве Государственным геологическим музеем им. В. И. Вернадского.

  1. ↑ Инталии — это геммы с углублённым изображением. Они известны ещё в четвёртом — третьем тысячелетиях до н. э. Они изготовлялись в Месопотамии и на островах Эгейского моря и отличаются таким исполнением, которое предполагает устойчивые и долгие традиции, уходящие в глубь веков.

  • Глиптика в Эрмитаже
  • Слово о мастере

dic.academic.ru

Глиптика — резьба по драгоценным камням

Красивые самоцветы всегда привлекали людей. Их подвергали различным обработкам, чтобы получить действительно уникальные украшения. В результате огранки на свет появлялись удивительные кристаллы, поражающие своим блеском. Но мастера-ювелиры изобретали и другие способы придания особенных форм камню. Таким древнейшим искусством является глиптика – процесс создания резных узоров на поверхности минерала.

Древнее искусство обработки камня

Глиптика – это искусство, которое заключается в нанесении резного рисунка на различные самоцветы. Используя различные техники, мастера создают настоящие шедевры, которые становятся частью дорогих и уникальных украшений. Популярный в наши дни, этот способ работы с минералами берет свое начало не одно тысячелетие назад.

Родиной глиптики считается Месопотамия, где еще в четвертом веке до новой эры стали создавать изображения, используя такую технику. Месопотамской глиптике были свойственны изображения животных, которые вырезались на различных породах. Чаще всего использовали сердолик, халцедон, горный хрусталь. Такие изделия использовались жрецами в различных ритуалах. Украшали драгоценные камни изображением фараонов и в Древнем Египте, следуя четким правилам нанесения на поверхность рисунков с такими важными особами.

На Востоке в древние времена больше внимания уделяли созданию небольших скульптур. Однако и китайские мастера прониклись интересом к ювелирной резьбе и стали создавать замысловатые узоры. А возросшая добыча драгоценных кристаллов в Индии и распространение культуры их обработки на западные территории, позволили и европейским мастерам освоить непростое искусство украшения различными сюжетами натуральных минералов.

Гемма – красота из камня

Во времена античности мастера создавали очень точные рисунки на камнях с множеством мелких деталей. Часто на округлых геммах изображали сцены из мифов и преданий. А со временем такая технология стала основой для производства печатей, которые должны были оставлять уникальный оттиск на воске или сургуче.

Для своих произведений ювелиры использовали не только «мягкие» минералы, но и породы, которые отличались высокой твердостью. Вырезать нужные изображения стоило большого умения и сил. Поверхность подвергалась шлифовке, применялся абразив и специальные приспособления-резцы для нанесения контуров. Сочетая различные про твердости и зернистости материалы, мастера добивались невероятной реалистичности рисунка, передающего различные эффекты и фактуры. Со временем появились специальные станки, благодаря которым стало легче обрабатывать даже очень твердые минералы.

Известные исторические личности очень любили такие резные изделия из камня. Римский император Цезарь владел перстнем с изображением богини Венеры. Поклонницей гемм была и Екатерина II, украшения которой сейчас находятся в Эрмитаже. Утонченными изображениями, выполненными на самоцветах, украшали свои символы власти и статуса и правители Востока. В первой половине прошлого века подобные изделия были популярны у людей искусства. И сейчас интерес к таким украшениям возвращается вновь. Красивые камни с рисунком используют не только в ювелирных изделиях, но и для декорирования предметов гардероба и аксессуаров.

Сначала была инталия

Начав наносить рисунки на поверхность камней, мастера стали стремиться сделать эти изображения более объемными, как бы погружая их внутрь самоцвета. Так была изобретена техника создания инталий, или погружных рельефных рисунков. Ювелиры древности проводили не один месяц за кропотливым процессом создания миниатюрных шедевров.

Знать быстро оценила красоту таких изделий. Правители, богачи и другие представители аристократических кругов стремились обзавестись роскошными перстнями. Запросы стремительно возрастали, и мастерам приходилось создавать целые картины на поверхности камня, которые бы увековечили различные знаковые события из жизни заказчика. Мужчины использовали перстни с инталиями как печати, а женщины предпочитали красивые медальоны или броши.

И если сначала для подобных изделий использовались драгоценные и полудрагоценные камни, то со временем материалом для инталии стало служить стекло и даже ракушки. Усовершенствование инструментов тоже повлияло на широкое распространение инталий, которые обрели особую популярность в девятнадцатом веке. Были придуманы и реверсные изображения, которые нужно было рассматривать с противоположной стороны. Чтобы резной рисунок заиграл новыми красками, стали использовать различные цветные подложки.

Камея: утонченность и изящество

Постигнув искусство инталии, древние мастера стали экспериментировать с камнем и создали изображение, которые отличались выпуклым рельефом. Камеи быстро стали популярны, поражая своей красотой и идеальными формами. Невероятно смотрелись камеи, которые были выполнены из минералов, отличающихся наличием разноцветных слоев (агат, сардоникс). Плавный переход оттенков позволял показать игру света.

И если инталии отличались миниатюрными размерами, то камеи удавалось вырезать на более крупных камнях. Их использовали не только для ювелирных украшений, ими стали украшать кубки, вазы, музыкальные инструменты и многое другое. Были созданы целые мастерские, которые создавали только камеи, вырезая на камне различные сценки и портреты.

Сложность в обработке натуральных минералов и непредсказуемость разнообразной цветовой палитры различных слоев делали работу мастеров действительно трудной. Приходилось разрабатывать новые абразивные материалы и более совершенные инструменты. Камея стала настоящей живописью на камне. Оправленные металлом эти изящные изделия и сейчас вызывают восторг у ценителей прекрасного.

karatto.ru

Что такое глиптика?

Эта разновидность художественного искусства появилась ещё в эпоху античности, развивалась в Средние века, а настоящего расцвета достигла в Новое время (XIX ст.). Однако сейчас секреты мастеров, создававших великолепные произведения из камня, почти утрачены. И ознакомиться с ними Вам позволит наша статья. В ней описана глиптика – что это такое, как изготавливаются подобные шедевры и какими они бывают.

Искусство глиптики – это резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях, при котором создаётся углублённое в толщу самородка либо объёмное изображение. Полученные при этом произведения называют геммами. Само слово «глиптика» происходит от древнегреческого «γλύφω» – «выдалбливаю», однако данное ремесло гораздо древнее античной цивилизации – оно зародилось ещё в Шумере и Ассирии.

В работе чаще всего использовались аметист, агат, опал, яшма, янтарь и сардоникс. Эти самоцветы отличаются насыщенной цветовой гаммой и интересными переливами оттенков, однако они чрезвычайно прочны. Поэтому их обрабатывают не металлическими резцами, а порошковыми абразивами – измельчённым в пыль корундом либо алмазом. Последние штрихи наносились с помощью примитивных смычковых сверл, а также обсидианового острия.

Подобная деятельность требовала от мастеров внимательности и самоотверженности. Миниатюрная картина рождалась очень медленно – так, Л. Наттер (ведущий европейский резчик XVIII ст.) утверждал, что создание крупной геммы может занять столько же лет, сколько и постройка готического храма. Кроме того, вся работа проводилась почти вслепую – поверхность драгоценного камня закрывал абразив, смешанный с маслом или водой.

Существует несколько разновидностей такого искусства. Самыми популярными среди них являются камеи – украшения, выполненные в технике барельефа. К таким изделиям, в частности, принадлежит знаменитая камея Гонзага (ещё известная как камея Мальмезон), сделанная из разноцветного сардоникса. На ней в обличье греческих богов запечатлены монархи эллинистического Египта, Птолемей II и Арсиноя II.

Другое произведение глиптики – интальо (от итальянского «intaglio – резьба»), которое создаётся в технике отрицательного (углублённого) рельефа. В такой манере часто делали перстни-печатки, оттиск с которых выглядел выпуклым.

Ещё одна разновидность данного искусства – резные фигурки из драгоценных камней. Их начали изготавливать в XIX-ХХ ст., однако подлинное мастерство было уже утрачено. Тем не менее, и среди таких вещиц встречаются настоящие шедевры – взять хотя бы работы К. Фаберже и его наследников.

Коллекции камей – символ статуса и хорошего вкуса

Вот как говорил о подобных изделиях С. Рейнак: «Геммы малы, признаю, но они побеждают столетья!». И вправду, мастер глиптики способен создать творение, которое на сотни и тысячи лет переживёт своего создателя, принеся ему немеркнущую славу. Неудивительно, что многие правители и богачи коллекционировали интальо и камеи. Подобные собрания назывались дактилиотеками.

Одна из самых громадных дактилиотек принадлежала царю Митридату. Когда её захватили римляне, на одну только опись всех сокровищ потребовалось 30 дней!

Камеи скупали Карл Великий, римский папа Павел II, германский император Рудольф II, Лоренцо Медичи, Франческо Петрарка и Бенвенуто Челлини. Последний упоминает о гемме с изображением Геркулеса, который связывает трёхглавого Цербера – это произведение было так прекрасно, что даже великий Микеланджело сказал, что он никогда не видел ничего более изумительного.

Увлекалась геммами и Екатерина II, называя свою страсть к коллекционированию «каменной болезнью, прилипчивой, как чесотка». Она приобретала и отдельные камеи, найденные в Помпеях (правление императрицы совпало с раскопками залитого лавой города), и целые собрания (например, набор драгоценностей, принадлежавший герцогу Орлеанскому). Во дворце постоянно гостили иностранные резчики и владельцы других дактилиотек.

Если купить какую-то вещицу не представлялось возможным, владычица заказывала её копию мастеру Тасси. Так появился Кабинет резных камней Тасси, который справедливо признали самым большим в Европе – в нём было более полутора тысяч слепков!

Статуэтка из янтаря на агатовой подставке «Скорпион» Статуэтка из янтаря «Слон»

А на склоне лет Екатерина II начала делать подобные произведения самостоятельно. Это увлечение подхватили остальные царедворцы – например, фаворит правительницы А. Д. Ланской и Софи-Мария Вюртембергская (будущая жена Павла I).

У многих знатных семей Российской империи имелись собственные дактилиотеки, однако собрание императрицы намного их превосходило – в нём присутствовало более 10 тыс. интальо, фигурок и камей! Незадолго до смерти она оставила в дневнике такую запись: «Сравнительно с нашей все коллекции Европы представляют собой лишь детские игры».

Глиптика – это уникальное искусство, которому нет равных в мировой культуре. Великолепные камеи являются не только предметами коллекционирования, но и незаменимым источником сведений об истории, верованиях, увлечениях и ремеслах прошлых веков. А современные произведения, выполненные в такой технике, Вам поможет приобрести наш интернет-магазин «Янтарь Полесья»! Мастера создают из солнечных самоцветов эксклюзивные статуэтки и фигурки, тщательно обыгрывая игру полутонов и оттенков в толще драгоценного камня. Поэтому подобные изделия станут чудесным подарком и эффектным дополнением к любому интерьеру.

ukrburshtyn.com

Глиптика

греч. glyptike, от glypho - вырезаю, выдалбливаю) – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Геммы с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями выполнялись на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твердых пород (сердолик, халцедон, хрусталь) вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

от греч. glypho - вырезаю, выдалбливаю)

   искусство резьбы по камню. Уже в IV тыс. до н.э. резьба по камню была развита в Месопотамии, Египте, Передней Азии, а с III тыс. до н.э. и на островах Эгейского моря. Особый интерес вызывают резные полудрагоценные и драгоценные камни (геммы) Древней Греции и Италии. Сюжеты античной глиптики самые разнообразные, в них отражены сцены материальной и духовной жизни античного общества. Эти изображения нередко являются единственным источником по какому-либо вопросу. Особенно ценны воспроизведения утраченных шедевров живописи. Одно из крупнейших в мире собраний глиптики находится в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

   Максимова М.И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926; Неверов О.Я. Геммы античного мира. М., 1983; Неверов О.Я. Античные инталии в собрании Эрмитажа. Л., 1976; Неверов О.Я. Камея Гонзага: Из истории глиптики. Л. 1977.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   иск-во худож. резьбы по драгоцен. или полудра-гоцен. камням с помощью спец. инструментов, вручную или на простейшем станке. Произв. Г. - геммы - часто служили печатями. Г. возникла в Месопотамии (V тыс. до н. э.). На крито-микенских геммах (III - II тыс.) преобладают фигуры животных, исполненные обобщенно и выразительно. Др.-гр. геммы XI - VIII вв., часто вырезанные на кости, с упрощенным геометризированным рисунком; на архаич. геммах из стеатита, сердолика, в форме скарабея (заим. из Египта) изображены мифолог, персонажи. Геммы V - IV вв. из халцедона, яшмы отличает лаконизм композиции, тонкий рисунок, они часто подписные (геммы Дексамена). Этрусские геммы IV - III вв. исполнены в своеобразной технике «а глоболо» (шарики). В III - I вв. появл. портретные камеи, в к-рых обыгрываются красочные эффекты многослойных сардониксов (камея Гонзаго). В рим. период геммы, часто больших размеров, украшаются портретами императоров, сценами апофеоза, мифолог, сюжетами. Наряду с геммами из камней были популярны печати из стекла. В III - IV вв. преобладают т. н. гностические геммы с надписями, игравшие роль амулетов.

   О.Т.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима

иск-во резьбы на драгоц. и полудрагоц. цветных камнях. Резные камни — геммы — с глубокой древности получили широкое распростр. в Египте, странах Передней Азии и в обл. эгейской культуры. Древнейшие образцы играли роль печатей (знаков собственности), амулетов и украшений. Они вырезалис сначала на мягких породах камня (гематит, стеатит, серпентин), позже использов. и твердые породы (сердолик, халцедон, лазурит и др.). К 4-му тыс. до н.э. относятся наиболее древ. произв. Г. Элама, Шумеро-Аккада и Египта, представл. собой гл. обр. цилиндры с врезан. глубь изображ. (обычно это сложные многофигурные композиции). Более поздние егип. геммы, как правило, имеют форму жуков-скарабеев, на плоском основании к-рых вырезыв. сюжетная композиция или надпись. С др.-вост. Г. связаны урартские печати (9 — 7 вв. до н.э.) из мягкого камня и др. материалов, имеющие обычно колоколовидную форму. Изображ. ураратских гемм — миф. и символич. Высокого художеств. совершенства Г. достигла в антич. мире. Антич. геммам-печатям часто придавалась форма жуков-скарабеев (мотив заимствован из Египта); обычно изображ. миф. и бытовые сцены, животные, птицы и др. От 6 в. до н.э. в лит-ре сохран. имена др.-греч. резчиков, в частн. Мнесарха, отца философа Пифагора, и Феодора Самосского, к-рый, по преданию, исполнил знаменитое кольцо тирана Поликрата. Благодаря походам и завоев. Александора Македонского камни, добывавш. на Востоке, стали в изобилии ввозиться в эллинистич. госуд. В моду начали входить аметисты, топазы, гранаты, сапфиры, аквамарины, изумруды, гиацинты и многослойные сардониксы. В это время ценится не только работа резчика, но и красота камней. Создается новый вид резных камней — камеи, т.е. геммы с рельефным, выпуклым изображ. С исключит. иск-вом вырезана из трехслойн. сардоникса (фон и верхний слой темнокоричневые, средний — молочно-белый) камея с парным портретом Птолемея Филадельфа и его супруги Арсинои (т.н. камея Гонзага; хранится в Гос. Эрмитаже). Александр Македонский имел своего придворн. резчика Пирготеля, получивш. право вырезывать портреты царя. Придворный хар-р Г. сохран. и в Др. Риме. Значит. место в антич. Г. занимают геммы Сев. Причерноморья (Боспор, Херсонес). Замечат. образцы антич. Г. были созданы в Закавказье. Тонкостью узора надписей отличаются геммы Бл. Востока. К глубокой древности восходит кит. Г. В Китае получили распростр. печати с каллиграфич. выполн. резным текстом.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

(греч. glyptike), искусство художеств, или ремесл. обработки драгоц. камней и стекла. Важнейшие виды Г. — геммы и камеи. Кроме того, к Г. относится изготовление художественно украш. металлич. колец и печатей из кости, слоновой кости и камня. Г. возникла в Месопотамии, где с 5-го тыс. до н. э. употреблялись штемпельные, а позднее цилиндрич. печати. Егип. скарабеи из камня и фаянса довольно рано попали в сев.-вост. страны Средиземноморья. Жители Крита и микенской Греции восприняли печати-штампы от хеттов. Линзообразные лентоиды и миндалевидные амигдалоиды, которые нанизывались, как бусы, на шнуры, изготовлялись, как правило, из серпентина. При господстве в Греции геометрич. стиля были введены новшества в обработку кости и камня, что выразилось прежде всего в высоком качестве печатей того времени. Т. н. «островные камни» (7 в. до н. э.) носят следы влияния вост. образцов. В нач. 6 в. до н. э. в Грецию попали скарабеи (с изображением жука). Материалом для них вплоть до времен Рима служил камень сердолик. В то время как изображение самого жука было сильно упрощено, рисунок на его овальной нижней поверхности постоянно усложнялся. Мотивами этих архаич. гемм являются фигуры или пары фигур, взятые из мифологии или повседневной жизни. Нередко скарабеи просверливали и носили как кулоны; вставленные в оправу, они могли быть кольцами или амулетами. В конце 6 в. до н. э. скарабеи появляются у этрусков, которые усовершенствовали их форму. Греч. Г. 5 и 4 вв. до н. э. (классич. период) предпочитала гладкие выпуклые камни, скарабеоиды из халцедона и яшмы. Высшим достижением этого периода является творчество Дексамена Хиосского (2-я пол. 5 в.), от которого сохранились четыре геммы с подписью мастера; среди них один из первых реалистич. портретов. В кон. 4 в. до н. э. начали обрабатывать камни большей яркости и твердости (аметист, гранат, изумруд). Сначала преобладали перстни с выпуклыми камнями, позже они были заменены плоскими. Обычно мастера подписывали свои произведения. Имена некоторых из них дошли до нас благодаря письм. источникам. Не сохранились творения Пирготела, который вырезал на изумруде портрет Александра Македонского. В 3 в. до н. э. появляются многочисл. камеи, которые высоко ценились при дворе Птолемеев, а позже рим. императоров. В период поздней Республики создается множество изделий из камня и стекла, подражающих эллинистич. или этрусским образцам. В эпоху ранней Римской империи произошел новый расцвет Г. Наряду с камеями (Августова гемма) придворных мастеров и подписанными шедеврами появляется большое количество анонимных камней и изделий из стекла, подчас весьма высокого качества. Сюжегы этих гемм отражают различные стороны рим. жизни. Наряду с вышеназванными камнями появляются темно-зеленые изумруды (празеры), а также яшма различных оттенков. Во время поздней Империи преобладали грубо обработанные камни, носимые часто как амулеты (например, «гностические» геммы). Мягкие камни обрабатывались простыми инструментами, а твердые подвергались обязательной шлифовке заостренными вращающимися круглыми или плоскими фрезами, корундовой и алмазной пылью. Для нанесения тончайших штрихов пользовались алмазным острием. Имелись ли лупы — неизвестно. Т. к. геммы чаще всего использовались для оттиска печати на мягком материале, изображения на них, как правило, делались профильными. Оттиск точно передавал оригинал, не отражая, однако, его красок и яркости. Драгоц. геммы коллекционировались уже в древности (дактилиотеки). В средние века др. геммам подражали, в эпоху Ренессанса и барокко изучение гемм вызвало новый расцвет Г. С сер. 18 в. в связи с развитием буржуазно-гуманистич. стремлений к образованию слепки с античных гемм стали систематически собираться и описываться.

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

interpretive.ru

Глиптика - что это такое? История искусства

Ещё с первобытных времен человек пытался создавать не только полезные в быту, но и привлекательные предметы. Кроме того, подобная деятельность позволяла выразить свою индивидуальность, запечатлеть окружающий мир, художественно осмыслить происходящие вокруг события. И одним из ремесел, возникших на заре цивилизации и усовершенствованных с развитием технологий, стала глиптика. Что это такое – Вы сможете узнать из нашей статьи.

Название данного промысла произошло от древнегреческого слова «глипту» – вырезать, выдалбливать. Сейчас им обозначают процесс создания объёмных или, наоборот, углублённых изображений на драгоценных и полудрагоценных самоцветах. В работе используются аметист, берилл, гранат, горный хрусталь, гематит, сердолик, стеатит, сердолик, серпентин, оникс, янтарь и яшма.

Самые ранние произведения-геммы, сделанные в такой манере, датируются IV тысячелетием до н. э. Это небольшие печати, на которых показаны стилизованные силуэты животных, птиц, растений. Подобные вещицы носил при себе каждый житель Междуречья – они служили именной подписью, заверявшей личность своего владельца.

А вот древнеегипетский мастер глиптики чаще изготавливал лики богов и фараонов. Хранящиеся в храмах свитки содержали множество указаний касательно того, как должны выглядеть небесные и земные правители.

На Востоке (Индия, Китай, Япония) огромной популярностью пользовались крошечные фигурки из драгоценных камней. Умение резчиков было столь велико, что они умудрялись с помощью нефритовых пластинок имитировать тончайшие складки шёлковых одежд! После того, как Поднебесную империю завоевали монголы, подобные произведения распространились в странах Малой Азии, а походы Александра Македонского познакомили с ними Запад.

Именно в античной Греции искусство глиптики достигло высочайшего расцвета. Геммы обрели почти скульптурную выразительность и несомнительное портретное сходство. Традиционно на них изображали мифологические сюжеты – например, прилетевшего к Прометею орла, Персея, храбро отрубающего голову Медузе Горгоне, либо Атланта, который удерживает на плечах небо.

Постепенно вокруг ремесла возник свод законов и правил. В частности, произведение глиптики запрещалось копировать с целью продажи – изготавливать слепки могли только ученики, набивая руку. А научиться этому было очень нелегко, ведь драгоценные камни обрабатывали не резцами, а особым абразивом – измельчённым корундом. В порошок добавляли воду либо масло, наносили на поверхность самоцвета, а затем чертили на нём линии прочным стержнем. Меняя структуру смеси, мастер воссоздавал зернистость земли, металлическую гладкость доспехов, нежность человеческой кожи или мягкие завитки волос.

Постепенно появлялись новые инструменты – вращательные станки и свёрла. Это позволило работать с более твёрдыми самоцветами, а также значительно расширило арсенал выразительных средств. Теперь мастер мог запечатлевать тени, полутона, рельеф фигур. Кроме того, возникли отдельные направления искусства – интальо и камея. Читайте о них ниже.

Интальо – картина в толще камня

Такие произведения появились тогда же, когда и само искусство глиптики. Это были круглые или овальные (реже – квадратные) кабошоны, внутри которых процарапывался контурный рисунок. Их создание требовало многих месяцев напряжённого, кропотливого труда без малейших ошибок. Подобные изделия могли оставлять выпуклые оттиски на воске либо сургуче, поэтому они традиционно применялись как личные печати правителей и богачей.

Так, любимым украшением императора Августа было кольцо с интальо в форме сфинкса. Кроме того, ему принадлежала гемма с портретом Александра Македонского. Юлий Цезарь считал своим амулетом глиптическое изображение вооружённой Венеры и перстень с ликом Аполлона Мусагета – покровителя искусств, музыки и танца. А римский владыка Луций Аврелий Коммод повелел запечатлеть на крупном самоцвете образ своей жены – Марции.

Интерес к интальо возродился в эпоху Ренессанса. Их делали как из драгоценных камней, так и из стекла, дерева, морских раковин. В моду вошли пояса, колье и браслеты, составленные из гемм в металлической оправе. Например, подобные произведения создавал знаменитый флорентийский ювелир Бенвенуто Челлини.

А в конце XIX ст. резчики научились изготавливать реверсные интальо – рассматривать их следовало с оборотной стороны. Кроме того, такие вещицы дополняли подложкой из золотой либо серебряной фольги, цветного шёлка, эмали. В сочетании с природным окрасом камня это позволяло получать интереснейшие визуальные эффекты.

Современные мастера, трудящиеся в таком жанре, используют наиболее прогрессивные технологии – лазерные резцы, маркировщики, программы для 3D-моделирования.

Камеи – скульптурная миниатюра

Достоверно неизвестно, что обозначает название этой разновидности глиптики. Оно могло произойти от латинского слова «camahatus» либо итальянского «chama» – «морская раковина». В отличие от интальо, изображение на камее выступает над поверхностью самоцвета, подобно барельефу. Как гласит предание, первым резчиком, который научился создавать такие произведения, был александрийский мастер Пириготель. Он изобрёл особый абразив, в состав которого входил наждачный камень с Наксоса, дроблёные в пыль алмазы и водно-масляная эмульсия, а также придумал специальное механическое устройство для резьбы.

Но главное преимущество камей – в возможности применения многослойных самоцветов, которые играют разными оттенками (агат, сардоникс, яшма). Благодаря этому мастер может вырезать несколько фигур, каждая из которых окрашена в свой уникальный тон. Однако такая работа требует значительного везения, ведь толщина и цвет разных частей минерала непредсказуемы.

Как правило, камеи отличаются довольно масштабными размерами. В Средние века ими часто декорировали церковную утварь, обложки манускриптов, музыкальные инструменты, чаши, блюда и даже мебель. А мастера эпохи Ренессанса называли такие творения «живописью в камне».

Постепенно подобные изделия становились всё популярнее. Так, капитаны кораблей носили перстни с глиптическими изображениями Нептуна, Тритона, русалок, рыб и других обитателей морского дна – считалось, что они предохраняют от утопления. Обязательным дополнением к наряду винодела был аксессуар с портретом Диониса. Судьи предпочитали камеи с ликом Фемиды, рисунком уравновешенных весов либо карающего меча. Молодожёнам дарили геммы, на которых были запечатлены моменты из любовной истории Амура и Психеи. А в знак траура надевали гематитовые украшения, на которых вырезали фигуру скорбящей Прозерпины либо сложившего крылья ангела.

Сейчас глиптика – это достаточно редкий вид искусства. Однако наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» с удовольствием предоставит Вам образчики эксклюзивных резных фигурок, выполненных из натуральных солнечных самоцветов. Такие произведения станут «изюминкой» любого интерьера, привнеся в декор изысканность, элегантность и сдержанный шик, порадуют Ваших друзей, коллег, близких.

yantar.in.ua


Смотрите также