Эстетическая культура что это такое


Лекция 11: Эстетическая культура общества, ее строение и функционирование

Понятие «эстетическая культура» впервые было употреблено известным немецким ученым начала XX в. Э. Мейманом, но долгое время не приживалось в эстетике в качестве категории, имеющей строго определенное значение и теоретически фиксированное место в системе ее категорий. Это объясняется тем, что сама культура в ее целостно-системном существовании, строении, функционировании и развитии не получала теоретического осмысления, отчего нельзя было с необходимой науке степенью конкретности определить место в ней различных ее подсистем, в том числе и эстетической, — того проявления культуры, который имеется в виду, когда по аналогии с понятием «ноосфера» в нашем курсе можно было ввести термин «эсте-тосфера». Современный уровень культурологического знания, кратко изложенный в философском введении, позволяет — более того, требует — рассмотрения всего комплекса форм эстетической активности человека как, говоря на языке семиотики, своего рода текстов в целостном контексте культуры, в котором они реально существуют, в который они вплетены и от которого они неотрывны.

Начну анализ с того, на что уже обращалось внимание в одной из вводных лекций, — на нетождественность, вопреки распространенному представлению, эстетической культуры ихудожественной культуры: понятия эти имеют не толькоразный объем, как обычно полагают (первое несравненно шире второго, поскольку включает не только ценности искусства, но и эстетические проявления реальной жизни людей во всех нехудожественных сферах их деятельности), но иразные модальности, а значит, и принципиальноразличный статус в общем строении культуры. В отличие от художественной культуры эстетическая культура не имеет своего собственного предметного состава, по-

144

скольку эстетическая «энергия» человеческой деятельности всепроникающа и при этом вторична, т. е. организует способы действий людей и форму созидаемых ими предметов во всех сферах жизни, поведения и деятельности — и материальной, и духовной, и художественной: красота, изящество, величие, драматизм, комизм и т. д. свойственны и повседневным проявлениям быта, и труду, и общению людей, и их внешности, и их переживаниям, и многообразным плодам их творчества.

Конечно, роль, удельный вес, мощность эстетической энергии в разных разделах культуры различны — в сферах материальной и духовной ее формообразующее действие не необходимо, не обязательно, хотя в принципе желательно (но в разные эпохи в разной мере), когда же оно имеет место, то чаще всего проявляетсяспонтанно, непреднамеренно и неосознанно, как стихийное следствие высокой степени мастерства рабочего, конструктора, ученого, педагога, хирурга, оратора, спортсмена, полководца, в художественном же творчестве эстетические принципы формообразованиянеобходимы и потому чаще всегосознательно направляют действия художника (разумеется, в том их исторически и индивидуально конкретном виде, какой они имеют на данном этапе истории искусства и у данного мастера). Действие эстетической энергии человеческого сознания выплескивается даже за пределы самой культуры как «второй природы» и впитывается в «первую» природу, первозданную — ведь эстетически осмысляются человеком и усыпанный звездами небосвод, и море, и лес, и камень, и цветок, и животное, становясь «носителями» эстетических ценностей, и они «несут» их столь естественно, органично, что нам начинает казаться, будто красота, величие, поэзия, трагизм природных явлений — свойства, присущие им имманентно, самим по себе, что это их природные, а не приписываемые им культурой свойства!

Таким образом, эстетическая культура — не автономный раздел культуры, но ее общий потенциал, еевнешняя и внутренняя формы. Эстетическая культура охватывает способы организации и выражения нравственной, религиозной, политической культуры, технической, физической культуры, культуры быта, общения, речи, и, подобно культуре в целом, онаразномасштабна по своим проявлениям: она предстает перед нами и как эстетическая культураобщества, и как эстетическая культуракаждой его части — нации, сословия, класса, профессиональной группы, возрастной, образовательной, и проявляется, наконец, как эстетическая культураличности. На всех этих уровнях она имеет определенное строение: а) всознании людей; б) в многообразных формах ихпрактической деятельности, творчества, поведения;

145

в) в эстетическом воспитании как целенаправленном приобщении индивида к ценностям социума.

studfiles.net

Эстетическая культура

Важной составляющей любого общества является эстетическая культура. Ее развитие говорит о том, что конкретный человеческий социум живет не только материальными проблемами, но и заботится о духовном воспитании.

Эстетическая культура помогает видеть во всем прекрасное, творить его своими руками, наслаждаться от увиденной красоты. Центром эстетической культуры личности является художественная культура.

Структура эстетической культуры

В структуру эстетической культуры входят такие компоненты:

  1. Художественные ценности, которые, собственно, и отражают уровень эстетики.
  2. Деятели культуры, благодаря которым эстетическая культура себя проявляет.
  3. Технические средства, служащие созданию, сохранению и распространению эстетических ценностей: библиотеки, институты, музеи, театры, выставки и т.д.

Формирование эстетической культуры начинается в детском возрасте, чему уделяется особое внимание в детских садах. Особое влияние на развитие эстетических вкусов у ребенка оказывают родители, которые являются носителями этой культуры и образцом для подражания. Интерес родителей к культурному наследию помогает развить в ребенке тягу к прекрасному.

Нравственно-эстетическая культура личности у детей формируется в процессе посещения театров, рисования и рассматривания картинок, танцев, прослушивания музыки, пения, действий с игрушками, наблюдения за поведением окружающих и окружающей обстановкой.

Мы не всегда осознаем важность эстетической культуры человека, думая, что она отделена от обычной жизни. Однако это неверное представление. Развитые эстетические вкусы влияют на выбор человека в разных ситуациях. Решение жизненных проблем, покупка одежды, дизайн помещения, проведение досуга, хобби, креативность на работе – эти и другие составляющие нашей жизни тесно связаны именно с эстетическими вкусами. А если учитывать, что эстетическая культура – важный компонент культуры духовной, то становится ясна ее роль в воспитании нравственного поведения.

Статьи по теме:

Звуковая культура речи во многом предопределяет то, насколько успешным будет человек в плане вербальной коммуникации, так как от качества речи человека зависит очень многое в его жизни.

Как стать настоящей леди?

Стать настоящей леди может любая женщина, было бы желание. В этой статье мы расскажем об основных правилах, соблюдение которых делает из женщины леди.

В этой статье мы поговорим о том, что из себя представляет материальная культура, что относится к такому виду культуры и о различиях между материальной и духовной культурой.

Поиск жизненного пути не так прост и гладок, однако необходим для полноценного развития личности и дальнейшего совершенствования приобретенных навыков.

womanadvice.ru

§ 2.2 Художественная культура как особая форма эстетической культуры

Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий. [4; с.25]

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это «вторая природа». Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы.

Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает, не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Эстетическая культура субъектов общества (включая и отдельную личность) выступает элементом духовной культуры. Духовная культура общества включает: воспроизводство индивидуального и общественного сознания; народную художественную культуру; искусство как профессиональный вид художественного творчества; эстетическую культуру; культуру научной жизни; культуру образования; культуру воспитания; культуру свободы совести; культуру нравственно-духовной жизни; информационную культуру.

Художественное творчество – это своеобразное осмысление человеком мира и себя в нем. Осмысление, выражающееся в специфическом оформлении материи, в эстетической организации особых чувственно-воспринимаемых знаков, в особых языках (языках звучаний, линий, движений, ритмов, слов и т. д.). [7; с.64]

Художественная культура воплощается в произведениях искусства, а в некоторых из них возможно и отсутствие эстетического отношения, например, жесткий натурализм в искусстве. С другой стороны, эстетическое не всегда имеет свое выражение в художественных работах: мы можем эстетически относиться к самым разным явлениям, например, любоваться красками заката или видом цветущего сада.

Эстетическая культура, частично включая в себя художественную, предполагает существование определенной, совокупности ценностей, характерных для данного общества. Поэтому эстетическая культура личности – это не просто сугубо индивидуальное эстетическое отношение, а приобщение человека к уже сложившимся эстетическим представлениям, оценкам. Для освоения; художественной культуры нужны знания, получаемые человеком в процессе образования и самообразования. Но для возникновения эстетического отношения: одних знаний мало.

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

  • Практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)

  • Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)

  • Создание произведений искусства — творческая деятельность

  • Восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др. [11; c.57]

Художественная культура — это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны.

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей.

Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др.

Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной нам культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором — произведением — и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества. [6; c.81]

Таким образом, формулируя вывод, можно сказать, что эстетическая и художественная культура не одно и то же. В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном, как о центральной универсальной эстетической категории.

Заключение

Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, главным содержанием, смыслом которой является создание, хранение, функционирование и передача духовных ценностей. Эта деятельность прямо направлена на “обработку”, оформление, облагораживание, одухотворение мира, окружающего человека, и на самого человека. В художественной деятельности и ее результатах ярче, непосредственнее, чем в чем либо другом, выявляется поэтому культура эпохи, периода, страны, этноса.

Вообще художественная деятельность и искусство как ее специализированное выражение, – возможны потому, что существуют эстетические отношения и эстетические ценности.

Эстетическое отношение необходимо присутствует и в художественном замысле, и в художественном творчестве, и в художественном восприятии. Если произведение не порождает эстетического отношения, то оно не является художественным произведением, или не выступает в этом качестве для данного человека. Эстетическое отношение – это и средство, и цель конкретной художественной деятельности. [8; c.79].

Эстетическое наслаждение – полноценно как высшая человеческая радость, как праздник духа. Красота для человека полноценной эстетической культуры – это разнообразное (по носителям, формам, видам) чувственное выражение вообще человечности человека, в том числе и добра, и истины жизни.

Такой человек обладает тонким эстетическим и художественным вкусом, способностью различать нюансы, оттенки красоты и безобразия в жизни и в искусстве. Он способен к глубокому сопереживанию, сочувствию. Вкус его индивидуализован, не замкнут в рамки традиций, специализированных предпочтений, канонов и правил. Ему свойственно достаточно точно оценивать новое, перспективное в искусстве, при уважении к ценностям прошлых эпох и иных (чем его собственная) культур.

Полное отсутствие эстетической и художественной культуры означало бы, что у человека (или группы общества) чувства настолько неразвиты, что он вообще не может отличать красоту от уродства, совершенно неспособен ни испытывать наслаждение от красоты (и отвращение к безобразию), от художественных ценностей, ни создавать что-либо мало-мальски эстетически или художественно ценное. Такое докультурное и, в этом смысле дочеловеческое состояние невозможно с тех пор, как человек стал человеком.

Оставим в стороне сложные вопросы о том, когда и как появились эстетические отношения в процессе становления человечества, когда и как они появляются в процессе развития ребенка, когда зарождается искусство и как формируется отношение к нему. В норме все люди в той или иной мере хотя бы эстетически восприимчивы. Эстетическая и художественная культура, так или иначе, реализуется в их жизни, существуя и проявляясь, однако, по-разному, в разной степени, на разных уровнях.

Низший уровень эстетической культуры определен, прежде всего, тем, что у людей главными потребностями являются потребности утилитарные. Это потребности жизненные, потребности своего физического существования (в частности здоровья), имущественного благополучия, комфортности бытия (материальновещного и не очень высокого духовного). В общем, для человека этого уровня ценны, прежде всего, свои: польза, успех, комфорт, порой обыденная разумность жизни, иногда желанная или привычная неразумность ее. В связи с этим возможности реализации эстетической и художественной культуры – весьма ограничены.

Значимость и красоты и искусства почти во всех отношениях, ограничивается, задается и определяется утилитарностью. Ну, скажем престижностью. Красота нередко сводится к внешней красивости. Ее выражениями оказываются наружный блеск, яркость, броскость.

Таким образом, эстетический и художественный вкус на низшем уровне культуры – грубоват и бедноват. Многое в жизни вообще эстетически не оценивается, многие художественные ценности не могут быть восприняты. Тем не менее, эстетическая и художественная культура, минимально реализуется и на этом уровне.

На следующем, более высоком уровне, эстетическая и художественная культура выступает вроде бы во всем блеске. Ведь для людей этого уровня красота оказывается одной из высших, или даже самой высокой ценностью, а сфера эстетических отношений, эстетическая сторона чего бы то ни было, – вызывают у них особый специализированный интерес. Интерес этот, а также эстетический и художественный вкус на этом уровне имеют в основе специфическую развитость чувств.

Человек такого уровня обычно наделен задатками, имеющими отношение к эстетическому восприятию мира, эстетическому и художественному творчеству, наслаждению искусством. Это может быть хороший музыкальный слух, чувство ритма, чувство слова, способность к тонкому цветоразличению, яркая эмоциональность натуры, сильное воображение и т. д. [14; c.69]

Таким образом, в свете выше изложенного можем сказать, что эстетика это философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.

Список использованных источников

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. трудов/Прим. С.С.Аверинцева, С.Г.Бочарова. - М.: Искусство, 1979.–423с.

  2. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 31

  3. Библер В. С. Культура. Диалог культур (Опыт определения)//Вопросы 6. философии. – 1989. – № 6.

  4. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - М., 1992.–32с.

  5. Булгаков Ф. Художественная энциклопедия: (Иллюстрированный словарь искусств и художеств) 1886-1887, С.-Петербург: Издание А. С. Суворина.

  6. Киященко Н.И. Чего мы хотим и что мы можем//Современный мир и эстетическое развитие личности. - М.: 1993.

  7. Коган Л. Роль искусства социалистического реализма в развитии науки//Социалистический реализм и проблемы эстетики. М.: 1967. с. 98.

  8. Культурология ХХ века. Энциклопедия. Словарь. Т. 1–2. М., 1998.

  9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006.- 944 стр.

  10. Риккерт Г. О системе ценностей//“Логос”. М.: 1914.; Т.1. Вып. 1/Русский космизм. М., 1993

  11. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: 1994

  12. Чижова В.М. Эстетическая культура личности М.: 1956.- 90 с. 3.. Волгоград: «Перемена». 2004. - 98 с.

  13. Шестаков В. П. Ш51 Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. — М.: Мысль, 1979. —372 с., ил.

  14. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании. – В сб.: Ф. Шиллер. Статьи по эстетике. – М.-Л.: 1935.

  15. Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа. 49 Монография. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. - 170с.

studfiles.net

Эстетическая культура

правовой экологический этетический культура

Эстетическая культура общества в полной мере проявляется в эстетической культуре отдельного человека. Она представляет собой совокупность и меру развитости эстетического сознания и мировоззрения, эстетического вкуса, полноту и очередность их проявления в поведении, общении и деятельности личности.

Получается, эстетическая культура личности представляет целостность эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Оригинальную качественно-количественную совокупность этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

В структуру эстетической культуры личности входят:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические направленности и интересы, убеждения и верования); в) степень безупречности эстетического вкуса;

г) последовательное олицетворение эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

По содержанию эстетическая культура личности во многом соответствует эстетической культуре общества или группы. Хотя у нее есть возможность различаться с ними субъективностью осмысления и формулирования, преобладанием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воссоздании природы, общества и жизнедеятельности людей посредством народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь глубоко в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое восприятие и его культурные формы. Рост и формирование эстетической культуры человеческой личности -- процесс очень долгий и трудоемкий, проходящий при взаимодействии демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы стихийные и сознательные мотивы характера, определяемые в целом разнообразной средой общения и условиями деятельности различных индивидов, их эстетическими параметрами.

Приближение человека к высшей степени эстетической культуры возможно при целенаправленном влиянии на него с помощью эстетического воспитания.

Проявления эстетической культуры можно встретить и в бытовой, и в общественно-политической сферах, в сфере развлечений и многих других. Она является неотъемлемой частью жизнедеятельности как социума в целом, так и отдельного человека в частности.

Ее внутренним пусковым механизмом служит работа эстетического сознания личности, устремленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам окружающего мира через механизм восприятия, волнения, оценки, вкуса, идеала, взгляда, воззрения.

Эстетическая культура показывает понимание человеком системы эстетических и художественных ценностей. Эстетическое понимание характеризуется тем, что образное мышление и способность оценивать эстетические и художественные ценности, их место в обществе, учитывая их постоянное развитие, достаточно развиты.

Эстетическая позиция человека зависит от:

· Изощренности образного мышления;

· Зрелости навыков, необходимых для анализа эстетических и художественных картин.

Объем как раз этих навыков, умений и желаний человека к активному проявлению и определенному поведению говорит о его эстетической культуре.

Особенно ярко она проявляется в общении людей на высокие темы и в участии людей в различных видах творческой деятельности.

Художественная культура человека является с одной стороны одной из оригинальных видов эстетической культуры, а с другой стороны представляет собой особый признак этой культуры, поскольку искусство играет существенную роль в жизни общества и человека. Уровень художественной культуры определяется степенью художественной образованности, охватом интересов в сфере искусства, глубиной его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных преимуществ произведений. Вышеперечисленные характеристики составляют понятие художественного вкуса -- эстетически весомого свойства личности, формирующееся и развивающееся при взаимодействии человека с искусством. Художественный вкус в своем сформированном субъективно уникальном проявлении не выявляется только в возможности эстетического суждения и оценки творений искусства. Наиболее широко и естественно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого творческого объекта, в зарождающемся состоянии эстетического обладания им.

Благодаря этому состоянию совершается введение духовного богатства подлинных произведений искусства во внутреннее духовное строение индивида, существенно обогащая ее, увеличивая горизонт чувствования и восприятия явлений окружающей реальности, содействуя более глубокому пониманию смысла своего существования и неповторимости бытия.

Все же нельзя сказать, что художественная культура сводится только лишь к сфере искусства, к тому, как человек понимает его, сопереживает и оценивает. Отголоски художественной культуры активно проявляются в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения. Обоснование этому можно найти в позиции великого русского историка искусств В.В. Стасова, который говорил: «Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что художественная культура личности является значимым фактором в организации и ведении материально-трудовой деятельности. Она направлена на творчество, на увеличение художественно-образной ценности создаваемых предметов, на искусность и мастерство. Все это позволяло лучшим ремесленникам того времени создавать поражающие воображение шедевры, которые по своим художественным достоинствам не уступали тем же произведениям высокого искусства.

Эти культурные тенденции массового производства и специализации при разделении труда существует до сих пор.

Мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют обычным труженикам нашего поколения достигать отличных результатов, дающих основания оценивать их труд как неординарную деятельность по законам прекрасного.

Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности показывает, насколько важно формировать ее в людях, насколько необходимо эстетическое воспитание в обществе.

Page 2

Рассмотрев все приведенные в реферате типы культуры, можно сделать вывод о том, что все они являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, «на каждом шагу» мы сталкивается с той или иной культурой. Однако, данные типы не могут существовать обособленно, нельзя иметь экономическую культуру, не зная правовой, все они взаимосвязаны и вытекают друг из друга.

Культура - такое понятие, которое охватывает все области человеческой деятельности, которая включает в свою очередь и материальную и духовную стороны. Именно поэтому, каждый человек, который хочет гордо называть себя культурной личностью, должен иметь представления обо всех видах культуры и следовать их основным правилам и установкам при взаимодействии с обществом и природой. Поэтому необходимо, чтобы культурное воспитание человека происходило с ранних лет его жизни. И именно тогда наше общество будет высокоразвитым, гуманным и культурным.

1. Боенко Н.И. Экономическая культура: проблемы и тенденции развития. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2005;

2. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978;

3. Гирусов Э.В. Система общество - природа: проблемы социальной экологии. М.: изд-во Моек. ун-та,1976;

4. Давидович В.Е. Сущность культуры / Давидович В.Е., Жданов Ю.И. - Ростов н/Д., 1973;

5. Дил Т., Кеннеди А. Корпоративные клики: определение культур. // В кн.: Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации / Под общ.ред. Д. Биллсберри. -- М., МИМЛинк, 1999;

6. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь - М.: «Феникс», 2001;

7. Злобин Н.С. Культура. Творчество. Человек. - МгМол.гвардия, 1970;

8. Иванников И.А. Концепции правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3.

9. Кравченко И.И. Экологическая проблема в современных теориях общественного развития. - М.: Наука, 1982;

10. Крылов А.А., Псиихология, 2005;

11. Лось В.А. Взаимоотношения между человеком и природой как глобальная проблема. - Вопросы философии, 1982;

12. Рыбаков О.Ю. Человек в политике: путь самореализации. Саратов, 1995;

13. Уразгалиев В.Ш. Политико-экономические проблемы экономической культуры переходного периода. СПб: 1999;

14.  Швейцер, А. Культура и этика/ А. Швейцер; пер. с нем. Н.А. Захарченко, Г.В. Колшанский; ред., авт. предисл. В.А. Карпушин. -- М.: Прогресс, 1973;

15. Ширшов И.Е. Культурология - теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. - Мн.: Эперспектива 2010;

16. Щегорцев В.А. Политическая культура: модели и реальность. - М., 1990;

17. http://eco-boom.com;

18. http://kulturoznanie.ru;

19. http://vestnik.osu.ru/2011_7/18.pdf.

studbooks.net

Глава 1. Эстетическая культура личности

Эстетическая и художественная культура личности

Содержание

Введение

§ 1.1 Эстетическое отношение к миру

§ 1.2 Эстетическое воспитание

Глава 2. Художественная культура личности

§ 2.1 Художественная культура как особая область культуры

§ 2.2 Художественная культура как особая форма эстетической культуры

Заключение

Список использованных источников

Введение

Особое место в социокультурной инфраструктуре принадлежит эстетической культуре. Будучи специфическим способом и результатом преобразования общества и человека, эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих.

Образно говоря, эстетическая культура – это не только одно из ценнейших растений культурного парка человечества, но и неизменный аромат каждого из процветающих здесь растений.

Феномен эстетического, при всей сложности его содержания и всем разнообразии его возможных дефиниций, выступает как носитель специфически человеческого отношения бесконечно многогранного, охватывающего все богатство существующих отношений в мире, но неизменно конструирующего по законам красоты.

Это находит свое проявление в самой полифункциональности эстетической культуры и ее гуманистическом характере. Эстетическая культура – инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений.

В силу отмеченной специфики эстетическая культура выступает в качестве своеобразного связующего звена, цементирующего все звенья культуры общества, а, следовательно, и эффективного инструмента реализации всех его творческих потенций. Она является движущей силой, катализатором и формой общественного прогресса. Все это придает особую актуальность исследованию проблем эстетической культуры. [8; с.52]

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Из всех форм общественного сознания именно эстетическое в своих ценностных ориентациях является наиболее широким. Оно специфически отражает достижения различных сфер сознания и идеологии, оно отражает чувственно воспринимаемый мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического, героического или антигероического.

Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни.

В античном мире эстетическое сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории.

Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.[6; с.28]

studfiles.net

Что такое эстетическая культура

Чтобы изучить процесс формирования эстетической культуры нужно иметь чёткое представление сущности понятия «культура». Это понятие произошло от латинского «cultura», означающего «возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание ». Чтобы определить понятие «эстетическая культура» и исследовать проблемы её формирования в педагогической науке, мы обратились к литературе по философии и эстетике. В педагогической энциклопедии [5, с.61]. Культура – это содержание общественно-исторического процесса, влияющего на формирование человека, активной личности: совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человеком в ходе его истории. Наблюдается в современной культуре изменение содержания понятия «культура». От осмысления его как необходимой индивиду системы умений, знаний, способов деятельности – к накоплению в рамках данного феномена сущностных сил, творческих потенциалов индивида в процессе деятельности. Полное определение понятия «культура» невозможно представить без её классификации по основным видам. В связи с тем, что отправным пунктом человеческой инициативе служит его материальная или духовная потребность, появилась традиция подразделять культуру также на духовную и материальную. При этом образования выступают по отношению к культуре в большей мере, а культура к этим образованиям относится как обще [13, с. 150]. В наши дни понятие «эстетическая культура» наблюдается в отношении к отдельной личности, к обществу, к различным сферам жизни. Л.П. Печко посвящает проблемам эстетической культуры целый ряд публикаций. «Эстетическая культура личности является как часть духовной культуры, которая связана, прежде всего, с представлениями о чувственно - эстетических свойствах находящейся вокруг действительности, о взаимоотношениях и поведении людей с одной стороны; с активностью эстетического сознания с другой стороны» [3, с. 65]. Схематично это можно изобразить так: (приложение 1). Эстетическая культура выступает в роли своеобразного связующего звена, закрепляющее все другие части духовной культуры общества, то есть эффективного инструмента исполнение всех его творческих начал. Термин «эстетика» произошёл от греческого «aisteticos»- «воспринимаемый чувством». Впервые в истории философской мысли Г. Ф. Гегель изложил проблему эстетической чувственности, охарактеризовав её как обнаружение особого характера действий целостной человеческой чувственности в художественном процессе [46]. Понятие «эстетическое» - всеобъемлющее понятие, которое отражает то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Оно получает смысл только при условии единства воспринимаемого и воспринимающего, то есть непосредственного ощущение воспринимающим содержания [17, с. 49]. Исследователи обращают внимание на несовпадение художественной и эстетической культуры. В отличие от художественной культуры, эстетическая культура не обладает своего настоящего состава. «Эстетическая энергия человеческой деятельности всепроникающая и при этом вторична, то есть организует способы действий и форму созидаемых ими предметов во всех сферах жизни, поведения и деятельности.» [17, с. 49]. Согласно теории Н. И. Киященко, эстетическая культура – это «совокупность всех эстетических (природных и созданных творческим трудом человека) ценностей, участвующих во взаимодействии обществ с миром, в стремлении общества к совершенствованию, полному расцвету всей системы общественных отношений. И на основе эстетических отношений возникает неотделимая от предшествующего опыта эстетическая реальность, воплощающаяся в культуре в наиболее ярких её проявлениях, переданных в художественных ценностях той или иной эпохи » [17, с. 50]. По мнению А. И. Комаровой, в «эстетическую культуру входят эстетические явления и объекты, всё разнообразие эстетических ценностей, эстетические познания о их натуре и функционировании; эстетическое понимание людей, их эстетическая деятельность и отношения, эстетически направленное действия и отношения людей на основе эстетических ценностей; эстетическое развитие как особый путь передачи подрастающему поколению эстетико-культурных основ, методов эстетического освоения действительности, путей формирования эстетического сознания и способностей эстетической деятельности» [17, с. 51]. Согласно современным представлениям учёных, эстетическая культура – не только состав усвоенных ценностей как результатов предшествующей созидательной деятельности, но и сам процесс созидания, усвоения и потребления, распространения эстетических ценностей. Таким образом, из вышесказанного вытекает, что человек является создателем культуры, однако культура сама творит человека. Следовательно, человек является продуктом культуры в той же степени, какой он владеет культурным наследием. При рассмотрении эстетической культуры как части общей культуры с её специфическими особенностями можно выделить 3 типа её существования. А именно: эстетическая культура человечества, эстетическая культура отдельного общества, слоёв, наций и т.д. (как частное), эстетическая культура личности (при этом важно учитывать социальный, национальный, возрастной и другие аспекты). Они характеризуют способ практической деятельности эстетической культуры и уровень эстетического понятия.

multiurok.ru


Смотрите также