Эни́гма (от греч. αίνιγμα — загадка) — портативная шифровальная машина, использовавшаяся для шифрования и дешифрования секретных сообщений. Более точно, Энигма — целое семейство электромеханических роторных машин, применявшихся с 20-х годов XX века.
Энигма использовалась в коммерческих целях, а также в военных и государственных службах во многих странах мира, но наибольшее распространение получила в нацистской Германии во время Второй мировой войны — именно Энигма вермахта (Wehrmacht Enigma) — германская военная модель — чаще всего является предметом дискуссий.
Эта машина получила дурную славу, потому что криптоаналитики Антигитлеровской коалиции (точнее, Великобритании) смогли расшифровать большое количество сообщений, зашифрованных с её помощью. Специально для этих целей была создана машина с кодовым названием Turing Bombe, оказавшая значительную помощь Антигитлеровской коалиции (точнее, Великобритании) в войне. Вся информация, полученная криптоанализом с её помощью, имела кодовое название ULTRA.
Несмотря на то, что с точки зрения современной криптографии шифр Энигмы и был слаб[1][2], на практике только сочетание этого фактора с другими (такими как ошибки операторов, процедурные изъяны, заведомо известный текст сообщений (например, при передаче метеосводок), захваты экземпляров Энигмы и шифровальных книг) позволили взломщикам шифров разгадывать шифры Энигмы и читать сообщения[2]. Также есть мнение, что это был один из самых сильных шифров времён Второй мировой войны. И только захват англичанами неповреждённой Энигмы с подводной лодки и бомбардировщика (что принципиально важно, эти факты так и остались неизвестными немцам), с учётом высочайшего научного и высокого технологического уровня Великобритании, позволили ей (после напряжённых и продолжительных работ в этом направлении) создать контр-Энигму. Важность и уникальность этого успеха прекрасно понимало руководство Великобритании — оставив свой успех «за семью печатями», до конца держа его в тайне даже от партнёров по Антигитлеровской коалиции.
Было выпущено, по приблизительным оценкам, около 100 000 экземпляров шифровальных машин Энигма.
Шифрующее действие Энигмы показано для двух последовательно нажатых клавиш — ток течёт через роторы, «отражается» от рефлектора, затем снова через роторы. Замечание: Серыми линиями показаны другие возможные электрические цепи внутри каждого ротора. Буква A шифруется по-разному при последовательных нажатиях одной клавиши, сначала в G, затем в C. Сигнал пошёл по другому маршруту за счёт поворота ротора.Как и другие роторные машины, Энигма состояла из комбинации механических и электрических подсистем. Механическая часть включала в себя клавиатуру, набор вращающихся дисков — роторов, — которые были расположены вдоль вала и прилегали к нему, и ступенчатого механизма, двигающего один или несколько роторов при каждом нажатии на клавишу.
Конкретный механизм работы мог быть разным, но общий принцип был таков: при каждом нажатии на клавишу самый правый ротор сдвигается на одну позицию, а при определённых условиях сдвигаются и другие роторы. Движение роторов приводит к различным криптографическим преобразованиям при каждом следующем нажатии на клавишу на клавиатуре. Механические части двигались, замыкая контакты и образуя меняющийся электрический контур (то есть, фактически, сам процесс шифрования букв реализовывался электрически). При нажатии на клавишу клавиатуры контур замыкался, ток проходил через различные цепи и в результате включал одну из набора лампочек, и отображавшую искомую букву кода. (Например: при шифровке сообщения, начинающегося с ANX…, оператор вначале нажимал на клавишу A — загоралась лампочка Z — то есть Z и становилась первой буквой криптограммы. Далее оператор нажимал N и продолжал шифрование таким же образом далее).
Для объяснения принципа работы машины приведена диаграмма слева. Диаграмма упрощена: на самом деле механизм состоял из 26 лампочек, клавиш, разъёмов и электрических схем внутри роторов. Ток шёл от источника питания (часто это была батарея) (1) через переключатель (2) в коммутационную панель (3). Коммутационная панель позволяла перекоммутировать соединения между клавиатурой (2) и неподвижным входным колесом (4). Далее ток проходил через разъём (3), в данном примере неиспользуемый, входное колесо (4) и схему соединений трёх (в армейской модели) или четырёх (в военно-морской модели) роторов (5) и входил в рефлектор (6). Рефлектор возвращал ток обратно, через роторы и входное колесо, но уже по другому пути, далее через разъём «S», соединённый с разъёмом «D», через другой переключатель (9), и зажигалась лампочка.
Таким образом, постоянное изменение электрической цепи, через которую шёл ток, вследствие вращения роторов позволяло реализовать многоалфавитный шифр подстановки, что давало высокую, для того времени, устойчивость шифра.
Левая сторона ротора Энигмы, видны плоские электрические контакты. | Правая сторона ротора, видны штыревые контакты. Римская V идентифицирует электропроводку ротора. |
Роторы — сердце Энигмы. Каждый ротор представлял собой диск примерно 10 см в диаметре, сделанный из эбонита или бакелита, с пружинными штыревыми контактами на одной стороне ротора, расположенными по окружности. На другой стороне находилось соответствующее количество плоских электрических контактов. Штыревые и плоские контакты соответствовали буквам в алфавите (обычно это были 26 букв от A до Z). При соприкосновении контакты соседних роторов замыкали электрическую цепь. Внутри ротора каждый штыревой контакт был соединён с одним из плоских. Порядок соединения мог быть различным.
Три ротора и шпиндель, к которому они крепятся.Сам по себе ротор производил очень простой тип шифрования: элементарный шифр замены. Например, контакт, отвечающий за букву E, мог быть соединён с контактом буквы T на другой стороне ротора. Но при использовании нескольких роторов в связке (обычно трёх или четырёх) за счёт их постоянного движения получается более надёжный шифр.
Три последовательно соединённых ротора | ||
|
Военные модели Энигмы выпускались с различным количеством роторов. Первая модель содержала только три. 15 декабря 1938 года их стало пять, но только три из них одновременно использовались в машине. Эти типы роторов были маркированы римскими числами от I до V, и у каждого была одна выемка, расположенная в разных местах алфавитного кольца. В военно-морских моделях всегда содержалось бо́льшее количество роторов, чем в других: шесть, семь или восемь. Эти дополнительные роторы маркировались числами VI, VII и VIII, все с различной электропроводкой. Все они содержали по две выемки около букв «N» и «A», что обеспечивало более частые повороты роторов.
Четырёхроторная военно-морская модель Энигмы, M4 имела один дополнительный ротор, хотя была такого же размера, что и трёхроторная, за счёт более тонкого рефлектора. Существовало два типа этого ротора: Бета и Гамма. В процессе шифрования он не двигался, но мог быть установлен вручную на любую из 26 различных позиций.
Каждый ротор был прикреплён к шестерёнке с 26 зубцами (храповику), а группа собачек зацепляла зубцы шестерёнок. Собачки выдвигались вперёд одновременно с нажатием клавиши на машине. Если собачка цепляла зубец шестерёнки, то ротор поворачивался на один шаг.
В армейской модели Энигмы каждый ротор был прикреплён к регулируемому кольцу с выемками. Пять базовых роторов (I—V) имели по одной выемке, тогда как в военно-морской модели (VI—VIII) — по две. В определённый момент выемка попадала напротив собачки, позволяя ей зацепить храповик следующего ротора при последующем нажатии клавиши. Когда же собачка не попадала в выемку, она просто проскальзывала по поверхности кольца, не цепляя шестерёнку. В системе с одной выемкой второй ротор продвигался вперёд на одну позицию за то же время, что первый — на 26. Аналогично, третий ротор продвигался на один шаг за то же время, за которое второй делал 26 шагов. Особенностью машины было то, что второй ротор также поворачивался, если поворачивался третий. Это означает, что второй ротор мог повернуться дважды при двух последовательных нажатиях клавиш — так называемое «двухшаговое движение», — что приводило к уменьшению периода.
Двухшаговое движение отличает функционирование роторов от нормального одометра. Двойной шаг реализовывался следующим образом: первый ротор поворачивался, заставляя второй также повернуться на один шаг. И, если второй ротор продвинулся в нужную позицию, то третья собачка зацепляла третью шестерёнку. На следующем шаге эта собачка толкала шестерёнку и продвигала её, а также продвигала и второй ротор.
С тремя дисками и только с одной выемкой в первом и втором диске, машина имела период 26×25×26 = 16 900. Как правило, сообщения не превышали пары сотен символов, и, следовательно, не было риска повтора позиции роторов при написании одного сообщения.
В четырёхроторных военно-морских моделях никаких изменений в механизм внесено не было. Собачек было только три, то есть четвёртый ротор никогда не двигался, но мог быть вручную установлен на одну из 26 позиций.
При нажатии клавиши роторы поворачивались до замыкания электрической цепи.
Роторы Энигмы в собранном состоянии. Три подвижных ротора помещены между двумя неподвижными деталями: входное кольцо и рефлектор (помечен «B» слева).Входное колесо (нем. Eintrittswalze), или входной статор, соединяло коммутационную панель или (в случае её отсутствия) клавиатуру и ламповую панель с роторами. Несмотря на то, что фиксированное соединение проводов играло сравнительно небольшую роль с точки зрения безопасности, именно это оказалось некоторым препятствием в работе польского криптоаналитика Мариана Реевского, когда он пытался определить способ коммутации проводов внутри роторов. Коммерческая модель Энигмы соединяла буквы в порядке их следования на клавиатуре: Q→A, W→B, E→C и так далее. Однако военная модель соединяла их в прямом алфавитном порядке: A→A, B→B, C→C и т. д. Только интуитивная догадка Реевского позволила ему изменить расчёты и решить уравнения.
За исключением ранних моделей A и B, за последним ротором следовал рефлектор (нем. Umkehrwalze), запатентованная деталь, отличавшая семейство Энигмы от других роторных машин, разработанных в то время. Рефлектор соединял контакты последнего ротора попарно, коммутируя ток через роторы в обратном направлении, но по другому маршруту. Наличие рефлектора гарантировало, что преобразование, осуществляемое Энигмой, есть инволюция, то есть дешифрование представляет собой то же самое, что и шифрование. Однако наличие рефлектора делает невозможным шифрование какой-либо буквы через саму себя. Это было серьёзным концептуальным недостатком, впоследствии пригодившимся дешифровщикам.
В коммерческой модели Энигмы C рефлектор мог быть расположен в двух различных позициях, а в модели D — в 26 возможных позициях, но при этом был неподвижен в процессе шифрования. В модели, применявшейся в абвере, рефлектор двигался во время шифрования, как и остальные диски.
В армейской и авиационной моделях Энигмы рефлектор был установлен, но не вращался. Он существовал в четырёх разновидностях. Первая разновидность была помечена буквой A. Следующая, Umkehrwalze B, была выпущена 1 ноября 1937 года. Третья, Umkehrwalze C, появилась в 1941 году. Четвёртая, Umkehrwalze D, впервые появившаяся 2 января 1944 года, позволяла оператору Энигмы управлять настройкой коммутации внутри рефлектора.
Коммутационная панель (нем. Steckerbrett) позволяет оператору варьировать соединения проводов. Впервые она появилась в немецких армейских версиях в 1930 году и вскоре успешно использовалась и в военно-морских версиях. Коммутационная панель внесла огромный вклад в усложнение шифрования машины, даже больший, чем введение дополнительного ротора. С Энигмой без коммутационной панели можно справиться практически вручную, однако после добавления коммутационной панели взломщики были вынуждены конструировать специальные машины.
Кабель, помещённый на коммутационную панель, соединял буквы попарно, например, E и Q могли быть соединены в пару. Эффект состоял в перестановке этих букв до и после прохождения сигнала через роторы. Например, когда оператор нажимал E, сигнал направлялся в Q, и только после этого уже во входной ротор. Одновременно могло использоваться несколько таких пар (до 13).
Каждая буква на коммутационной панели имела два гнезда. Вставка штепселя разъединяла верхнее гнездо (от клавиатуры) и нижнее гнездо (к входному ротору) этой буквы. Штепсель на другом конце кабеля вставлялся в гнезда другой буквы, переключая тем самым соединения этих двух букв.
Удобной деталью, использовавшейся на Энигме модели M4, был так называемый «Schreibmax», маленькое печатающие устройство, которое могло печатать все 26 букв на небольшом листе бумаги. В связи с этим, не было необходимости в дополнительном операторе, следящем за лампочками и записывающем буквы. Печатное устройство устанавливалось поверх Энигмы и было соединено с панелью лампочек. Чтобы установить печатающее устройство, необходимо было убрать крышечки от ламп и все лампочки. Кроме того, это нововведение повышало безопасность: теперь офицеру-связисту не обязательно было видеть незашифрованный текст. Печатающее устройство было установлено в каюте командира подводной лодки, а офицер-связист только вводил зашифрованный текст, не получая доступа к секретной информации.
Другим аксессуаром была отдельная удалённая панель с лампочками. В варианте с дополнительной панелью деревянный корпус Энигмы был более широким. Существовала модель панели с лампочками, которая могла быть впоследствии подключена, но это требовало, как и в случае с печатающим устройством «Schreibmax», замены заводской панели с лампочками. Удалённая панель позволяла человеку прочитать расшифрованный текст без участия оператора. В 1944 году военно-воздушные силы ввели дополнительный переключатель коммутационной панели, названный «Uhr» (часы). Это была небольшая коробка, содержащая переключатель с 40 позициями. Он заменял стандартные штепсели. После соединения штепселей, как определялось в списке кодов на каждый день, оператор мог поменять переключатель в одной из этих 40 позиций. Каждая позиция приводила к различной комбинации телеграфирования штепселя. Большинство из этих соединений штепселей, в отличие от стандартных штепселей, были непарными.
Преобразование Энигмы для каждой буквы может быть определено математически как результат перестановок. Рассмотрим трёхроторную армейскую модель. Положим, что P обозначает коммутационную панель, U обозначает отражатель, а L, M, R обозначают действия левых, средних и правых роторов соответственно. Тогда шифрование E может быть выражено как:
После каждого нажатия клавиш ротор движется, изменяя трансформацию. Например, если правый ротор R проворачивается на i позиций, происходит трансформация , где ρ — циклическая перестановка, проходящая от A к B, от B к C, и так далее. Таким же образом, средний и левый ротор могут быть обозначены как j и k вращений M и L. Функция шифрования в этом случае может быть отображена следующим образом:
В германских вооружённых силах средства связи были разделены на разные сети, причём у каждой были собственные настройки кодирования для машин Энигмы. В английском центре дешифровки Блетчли-Парк (англ. Bletchley Park) эти коммуникационные сети именовались ключами и им были присвоены кодовые имена, такие как Red, Chaffinch или Shark. Каждой единице, работающей в сети, на новый промежуток времени назначались новые настройки. Чтобы сообщение было правильно зашифровано и расшифровано, машины отправителя и получателя должны были быть одинаково настроены, конкретно идентичными должны были быть: выбор роторов, начальные позиции роторов и соединения коммутационной панели. Эти настройки оговаривались заранее и записывались в специальных шифровальных книгах.
Первоначальное состояние шифровального ключа Энигмы включает следующие параметры:
Энигма была разработана таким образом, чтобы безопасность сохранялась даже в тех случаях, когда шпиону известны роторные схемы, хотя на практике настройки хранятся в секрете. С неизвестной схемой общее количество возможных конфигураций может быть порядка 10114 (около 380 бит), с известной схемой соединений и других операционных настроек этот показатель снижается до 1023 (76 бит). Пользователи Энигмы были уверены в её безопасности из-за большого количества возможных вариантов. Нереальным было даже начать подбирать возможную конфигурацию.
Большинство ключей хранилось лишь определённый период времени, обычно сутки. Однако для каждого нового сообщения задавались новые начальные позиции роторов. Это обуславливалось тем, что если число сообщений, посланных с идентичными настройками, будет велико, то криптоаналитик, досконально изучивший несколько сообщений, может подобрать шифр к сообщениям, используя частотный анализ. Подобная идея используется в принципе «инициализационного вектора» в современном шифровании. Эти начальные позиции отправлялись вместе с криптограммой, перед зашифрованным текстом. Такой принцип именовался «индикаторная процедура». И именно слабость подобных индикационных процедур привела к первым успешным случаям взлома кода Энигмы.
Одни из ранних индикационных процедур использовались польскими криптоаналитиками для взлома кода. Процедура заключалась в том, что оператор настраивал машину в соответствии со списком настроек, которые содержат главные первоначальные стартовые позиции роторов. Допустим, главное ключевое слово — AOH. Оператор вращал роторы вручную до тех пор, пока слово AOH не читалось в роторных окошках. После этого оператор выбирал свой собственный ключ для нового сообщения. Допустим, оператор выбрал слово EIN. Это слово становилось ключевым для данного сообщения. Далее оператор ещё один раз вводил слово EIN в машину для избежания ошибок при передаче. В результате, после двойного ввода слова EIN в криптограмме отображалось слово XHTLOA, которое предшествовало телу основного сообщения. И наконец, оператор снова поворачивал роторы в соответствии с выбранным ключом, в данном примере EIN, и вводил далее уже основной текст сообщения.
При получении данного шифрованного сообщения вся операция выполнялась в обратном порядке. Оператор-получатель вводил в машину начальные настройки (ключевое слово AOH) и вводил первые шесть букв полученного сообщения (XHTLOA). В приведённом примере отображалось слово EINEIN, то есть оператор-получатель понимал, что ключевое слово — EIN. После этого он устанавливал роторы на позицию EIN, и вводил оставшуюся часть зашифрованного сообщения, на выходе получая чистый дешифрованный текст.
В этом методе было два недостатка. Во-первых, использование главных ключевых настроек. Впоследствии это было изменено тем, что оператор выбирал собственные начальные позиции для шифрования индикатора и отправлял начальные позиции в незашифрованном виде. Вторая проблема состояла в повторяемости выбранного оператором-шифровщиком слова-индикатора, которая была существенной трещиной в безопасности. Ключ сообщения шифровался дважды, в результате чего прослеживалось закономерное сходство между первым и четвёртым, вторым и пятым, третьим и шестым символами. Этот недостаток позволил польским дешифровщикам взломать код Энигмы уже в 1932 году. Однако, начиная с 1940 года, немцы изменили процедуры для повышения безопасности.
Во время Второй мировой войны немецкие операторы использовали шифровальную книгу только для установки роторов и настройки колец. Для каждого сообщения оператор выбирал случайную стартовую позицию, к примеру, WZA, и случайный ключ сообщения, допустим, SXT. Далее оператор устанавливал роторы в стартовую позицию WZA, и шифровал ключ сообщения SXT. Предположим, что в результате получится UHL. После этого оператор устанавливал слово SXT как начальную позицию роторов и ключ к сообщению. Далее он отправлял стартовую позицию WZA и шифровальный ключ UHL вместе с сообщением. Получатель устанавливал стартовую позицию роторов в соответствии с первой триграммой WZA и расшифровывал вторую триграмму, UHL, для распознания ключа сообщения SXT. Далее получатель использовал этот ключ как стартовую позицию для расшифровки сообщения. Таким образом, каждый раз главный ключ оказывался различным и был ликвидирован недостаток, свойственный процедуре с двойным шифрованием ключа.
Армейская версия Энигмы использовала только 26 букв. Прочие символы заменялись редкими комбинациями букв. Пробел пропускался либо заменялся на X. Символ X в основном использовался для обозначения точки либо конца сообщения. В отдельных подразделениях использовались некоторые особые символы. В шифровках армии запятая заменялась на сочетание ZZ, а вопросительный знак — на FRAGE либо FRAQ. В шифровках, использовавшихся военно-морскими силами, запятая заменялась на Y, а вопросительный знак — на комбинацию UD. Комбинация символов CH, например, в словах «ACHT» (восемь), «RICHTUNG» (направление) заменялась символом Q («AQT», «RIQTUNG»). Два, три или четыре нуля заменялись словами «CENTA», «MILLE» и «MYRIA» соответственно.
Шифровальщики в армии и люфтваффе отправляли сообщения группами по пять символов. Военно-морские шифровальщики, использующие, как сказано выше, четырёхроторные машины, отправляли сообщения группами по четыре символа. Часто употребляемые слова и имена очень сильно варьировались. Например, слово «Minensuchboot» могло быть написано как «MINENSUCHBOOT», «MINBOOT», «MMMBOOT» или «MMM354». Чтобы осложнить криптоанализ, отдельные сообщения не содержали более 250 символов. Более длинные сообщения разбивались на части, и каждая часть использовала свой ключ. Кроме того, иногда операторы специально забивали зашифрованные сообщения «мусором» (например, бессвязный набор букв, несвязанные с основным текстом слова́), для усложнения дешифровки перехватов противником.
Семейство шифровальных машин Энигма насчитывает огромное количество моделей и вариаций дизайна. Ранние модели были коммерческими, начиная с 1920-х годов. Начиная с середины 1920-х различные немецкие военные службы стали использовать эти машины, внося большое количество собственных изменений для повышения безопасности. Кроме того, другие страны использовали чертежи Энигмы для создания своих собственных шифровальных машин.
18 февраля 1918 года немецкий инженер Артур Шербиус (Arthur Scherbius) запросил патент на шифровальную машину, использующую роторы, и совместно с Рихардом Риттером (E. Richard Ritter) основал фирму Шербиус и Риттер (Scherbius & Ritter). Они пытались наладить отношения с германским военно-морским флотом и с Министерством иностранных дел, но на тот момент те не были заинтересованы в шифровальных машинах. В дальнейшем они зарегистрировали патенты на предприятие Геверкшафт Секуритас (Gewerkschaft Securitas), которое 9 июля 1923 года основало корпорацию производителей шифровальных машин Chiffriermaschinen Aktien-Gesellschaft. Шербиус и Риттер состояли в совете директоров этой корпорации.
Корпорация Chiffriermaschinen AG начала рекламировать роторную машину, Энигму модели «A», которая была выставлена на обозрение на конгрессе Международного почтового союза в 1923 и 1924 годах. Машина была тяжёлой и очень большой и напоминала печатную машину. Её размеры были 65×45×35 см, и весила она около 50 кг. Потом была представлена модель «B» подобной же конструкции. Первые две модели «A» и «B» были совсем не похожи на более поздние версии. Они были различных размеров и формы. Отличались они и с шифровальной точки зрения — в ранних версиях не хватало рефлектора.
Рефлектор — идея, предложенная коллегой Шербиуса Вилли Корном (Willi Korn) — впервые был внедрён в Энигме модели «C» (1926). Рефлектор был ключевой особенностью Энигмы.
Модель «C» была меньше по размеру и более портативной, чем предшественники. В этой модели не хватало пишущей машинки, чтобы заменить дополнительного оператора, следящего за лампочками, отсюда и альтернативное название «Glowlamp Enigma», для отличия её от моделей «A» и «B». Энигма модели «C» вскоре устарела, уступая новой модели «D» (1927). Эта версия широко использовалась в Швеции, Нидерландах, Великобритании, Японии, Италии, Испании, США и Польше.
Немецкий военно-морской флот первым начал использовать машины Энигма. Модель, названная «Funkschlüssel C», начала разрабатываться с 1925 года и начала выпускаться с 1929 года. Клавиатура и панель с лампочками состояли из 29 букв от A до Z, а также Ä, Ö и Ü, расположенных в алфавитном порядке, в отличие от системы QWERTZU. Роторы имели по 28 контактов, буква X кодировалась напрямую, не зашифрованной. Три ротора из пяти и рефлектор могли быть установлены в четыре различные позиции, обозначенные буквами α, β, γ и δ. Незначительные исправления в машину были внесены в июле 1933 года.
15 июля 1928 года немецкой армией была внедрена собственная модель Энигмы — «Энигма G», модифицированная в июне 1930 года в модель «Энигма I». «Энигма I», также известная как Энигма вермахта, или «войсковая» Энигма, широко использовалась немецкими военными службами и другими государственными организациями (например, железными дорогами) во время Второй мировой войны. Существенное различие между «Энигмой I» и коммерческими моделями Энигмы была коммутационная панель для замены пар букв, существенно увеличившая уровень защиты шифрограмм. Также были и другие отличия: использование неподвижного рефлектора и перемещение прорезей с тела ротора на движущиеся буквенные кольца. Размеры машины составляли 28×34×15 см, она весила около 12 кг. В 1934 году ВМФ взял на вооружение военно-морскую модификацию армейской Энигмы, которая была названа «Funkschlüssel M» или «M3». В то время как армейские модели использовали на тот момент всего три ротора, для большей безопасности в морской модификации можно было выбирать три ротора из пяти. В декабре 1938 года в модель вермахта были также добавлены два дополнительных ротора. Позднее, в 1938 году в комплект Энигмы ВМФ было добавлено ещё два дополнительных ротора, а потом и ещё один в 1939 году, так что появилась возможность выбирать из восьми роторов. В августе 1935 года военно-воздушные силы также стали использовать армейские модели Энигмы для собственной секретной связи. С 1 февраля 1942 года немецкие подводные лодки стали использовать четырёхроторную Энигма, названную «M4» (в немецком наименовании эта новая сеть получила название «Triton», а у союзников — «Shark»). Дополнительный ротор не занимал большего пространства благодаря разделению рефлектора на комбинацию более тонкого рефлектора и тонкого четвёртого ротора.
Также существовала «Энигма II» — большая восьмироторная печатающая модель. В 1933 году польские специалисты по взламыванию шифров обнаружили, что «Энигма II» использовалась для связи высших армейских структур, но вскоре Германия прекратила её использование — машина была слишком ненадёжна и часто заклинивала.
Немецкая военная разведка (Абвер) использовала «Энигму G» (известна как Энигма абвера). Эта была четырёхроторная модель Энигмы без контактной панели, но с бо́льшим количеством выемок на роторах. Эта модель была оснащена счётчиком нажатий клавиш, поэтому она также известна как «счётная машина» (counter machine).
Другие страны также использовали Энигму. Итальянские военно-морские силы использовали коммерческий вариант Энигмы под названием «Navy Cipher D», испанцы также использовали коммерческую Энигму во время гражданской войны. Британские специалисты по взламыванию шифров преуспели в дешифровке этих машин, лишённых коммутационной панели. Швейцарцы использовали для военных и дипломатических целей «Энигму K», которая была похожа на коммерческую «Энигму D». Эти машины были взломаны большим числом дешифровщиков, включая польских, французских, британских и американских. «Энигма T» (кодовое название «Тирпиц») была выпущена для Японии.
По приблизительным оценкам, всего было выпущено около 100 000 экземпляров шифровальных машин Энигма. По окончании Второй мировой войны союзнические силы продали трофейные машины, по прежнему считавшиеся на тот момент надёжными, в различные развивающиеся страны.
Энигма внесла существенное влияние в сферу изобретения шифровальных машин вообще и роторных машин в частности[источник не указан 1313 дней]:
Попытки «взломать» Энигму не предавались гласности до конца 1970-х. После этого интерес к Энигме значительно возрос, и множество шифровальных машин представлено к публичному обозрению в музеях США и Европы.
В Немецком музее в Мюнхене находятся оба немецких военных варианта трёх- и четырёхроторной Энигмы, есть и устаревшие гражданские модели. Работающая модель представлена также в Международном шифровальном музее в Форт-Миде (Fort Meade), в Музее компьютерной истории (Computer History Museum) в США, в Блетчли-Парке (Bletchley Park) в Великобритании, в Австралийском военном мемориале (Australian War Memorial) в Канберре, а также в Германии, США, Великобритании и в некоторых других странах Европы.
В 2007 году запущен проект распределённых вычислений [email protected], целью которого является взлом трех зашифрованных сообщений Энигмы, перехваченных в северной Атлантике в 1942 году[3].
dic.academic.ru
Сегодня мы поговорим о таком музыкальном явлении, как Enigma. Что значит это слово мы опишем ниже. Также мы расскажем, как появилось это явление, кто его создал и какое влияние оно оказало.
Итак, тема данного материала - enigma. Как переводится это слово? В этом разобраться несложно. На русском языке оно звучит как «загадка». Термин имеет древнегреческие корни. Попробуем разобраться, что такое «Энигма» в мире музыки.
Начнем с того, что это немецкий музыкальный проект, который был создан в 1990 г. Мишелем Крету. Проект выпустил 8 студийных альбомов, несколько сборников и 12 синглов. Мишель Крету получил академическое музыкальное образование и уже к семидесятым годам был известен в музыкальном мире. Этот человек основал проект Enigma и вскоре выпустил дебютный альбом под названием MCMXC a.D., а также сингл Sadeness (Part I). В этом проекте объединились григорианские хоралы, гипнотическая музыка, новаторское активное использование семплов и запоминающиеся видеоклипы.
В результате альбом и сингл покорили вершины чартов. Крету пытался добиться особой таинственности проекта. Предполагалось, что слушатели не будут знать исполнителей, что позволит в большей степени погрузиться в музыку. В 2001 г. Крету завершил первую главу своего проекта. В честь этого было выпущено два сборника, а также сингл. В поддержку релизов на территории Мюнхенского Планетария состоялось световое шоу.
Вскоре в свет вышел сборник клипов под названием Remember The Future. В 2009 г. в честь двадцатилетнего юбилея проекта был подготовлен сборник под названием The Platinum. В него вошли лучшие композиции, ремиксы, а также незавершенные инструментальные композиции экспериментального характера, по сути, черновики альбомов.
Последняя часть получила имя The Lost Ones. В 2010 г. Мишель Крету отметил двадцатилетие проекта записью сингла MMX. Звучание композиции, вокалисты, обложка сингла и видеоклип выбирались посредством голосования слушателей через Интернет. Ведущая партия была исполнена латвийской певицей Fox Lima. В 2015 г. появилась информация о начале работы над восьмым студийным альбомом. Пластинка вышла в 2016 году.
«Энигма» - это студийный проект, его участники с концертами не выступают. Крету старается совмещать различные музыкальные направления, объединяя их в единое целое. Вокальными, как правило, остаются всего несколько треков в альбоме. Первый альбом уникален благодаря соединению электронной музыки с хип-хоповой ритм-секцией. Таким образом, появилось целое музыкальное течение. Можно сказать, что «Энигма» – это некая форма нью-эйджа, с добавками духовной европейской музыки, пост-индастриала, а также эмбиента. Мишель длительное время жил на территории острова Ивиса в Испании. Он управлял созданной им же студией A.R.T. Studios. В 2009 г. вилла музыканта, по решению суда, была подвергнута разрушению. Мишель Крету отправился в Германию. Новой творческой мастерской Мишеля стала студия MERLIN.
«Энигма» - это проект, который объединяет множество музыкантов. Мишель Крету создаёт музыку, занимается звукорежиссурой, аранжировками и продюсированием. Он делает основную часть ремиксов, а также пишет партии для приглашённых вокалистов. Франк Петерсон оказывал помощь в работе над первым альбомом. Вероятно, именно он разработал идею использования в музыке григорианских хоралов. Франк Петерсон ушел из Enigma и создал проект Gregorian. Дэвид Файрстейн - участвовал в работе над первыми тремя альбомами. Частично помогал в создании четвертого студийного диска. Является автором слов некоторых композиций. Петер Корнелиус создал ряд гитарных соло, которые звучат во втором и третьем альбоме. Активно участвовал в жизни проекта и Йенс Гад. Он является исполнителем большинства гитарных партий. Этот человек помогал Крету в некоторых технических вопросах, таких как звукорежиссура и аранжировка. Является автором многих клубных ремиксов, которые выходили на синглах. Оставил проект при работе над альбомом под названием A Posteriori. Крету отмечал, что Йенс Гад был и сопродюсером.
«Энигма» – это проект, в котором часто звучит голос самого основателя. Мишелю Крету принадлежит большая часть мужских вокальных партий. Сандра отвечала за женский голос, звучащий в первых 5 альбомах. Return to Innocence исполнил Андреас Харде. Рут-Энн Бойл исполнила Gravity of Love и We Are Nature. Также ее голос звучит в ряде других композиций 4 и 5 альбомов. Эндрю Дональдс - ямайский регги-исполнитель. Его продюсировал Крету. Он исполняет Modern Crusaders, а также ряд песен в 4 – 7 альбомах.
Луиза Стенли — исполнительница, чей голос можно услышать в композиции The Voice of Enigma. Также данная вокалистка работала над некоторыми композициями трёх первых альбомов и пластинкой A Posteriori. Голос Элизабет Хоутон можно услышать на четвертом диске проекта. Маргарита Ройг - исполнительница испанского фольклора с острова Ивиса. Она является вокалисткой альбома Seven Lives Many Faces. Себастиан и Никита Крету является исполнителями The Same Parents.
Как уже было сказано, слово enigma в переводе означает «загадка». Тайной остается то, как проекту удалось породить целый ряд музыкальных групп, которые начали создавать композиции в подобном стиле. Среди них следует отметить Gregorian и Era. Поклонники и критики отмечают, что влияние проекта заметно и в работах прочих известных музыкантов. Среди них следует отметить Delerium, Майка Олдфилда, B-Tribe, Сару Брайтман.
Песни Modern Crusaders и Beyond the Invisible звучали в сериале «Её звали Никита». Композиции Sadeness (Part I), Principles of Lust и Return to Innocence появились в фильме под названием «Райское наслаждение». Песня The Eyes of Truth звучит в ленте «Долгий поцелуй на ночь» и трейлере к «Матрице». Композиция I Love You, I’ll Kill You появляется в ленте Money Talks. Smell of Desire можно услышать в трейлере к фильму «Прыжок».
В рамках проекта были записаны следующие альбомы: MCMXC a.D., The Cross of Changes, Le Roi Est Mort, Vive Le Roi, The Screen Behind the Mirror, Voyageur, A Posteriori, Seven Lives Many Faces. В 2016 г. вышла пластика The Fall of a Rebel Angel.
www.syl.ru
Enigma (произносится как энигма, дословно — загадка, головоломка, что-то таинственное, невыразимое; шарада или сложная задача) — музыкальный проект, созданный Мишелем Крету в 1990 году. Мишель является композитором и продюсером, его бывшая жена, певица Сандра Крету, часто исполняла вокальные партии в композициях «Энигмы». В рамках проекта выпущено 7 студийных альбомов, 19 синглов и несколько сборников. Проект существует только как студийный и не выступает с концертами.
Мишель Крету, получивший академическое музыкальное образование, уже с конца 1970-х был известен в мире популярной музыки: он записывал сольные альбомы, в качестве сессионного музыканта принимал участие в записи музыки на альбомах групп Boney M, Arabesque, как сопродюсер работал с Майком Олдфилдом, а также выступал как основной автор, клавишник и продюсер на альбомах бывшей жены Сандры, популярной певицы 1980-х годов.
Оставив в стороне старые привычки и правила, Мишель в 1990 году создаёт проект Enigma (в переводе с греческого — «загадка»), и в декабре выпускает дебютный альбом MCMXC a.D. (на сегодня продано около 25 миллионов копий) и сингл «Sadeness (Part I)». Благодаря синтезу григорианских хоралов, чарующему дыханию Сандры, гипнотической музыки с танцевальными ритмами, новаторскому активному использованию семплов, запоминающимся видеоклипам, проект сразу оказался в центре внимания, а сингл и альбом взлетели на вершины чартов.
Крету задумывал проект как нечто таинственное, когда никто не должен был знать исполнителей, и можно было лишь слушать музыку. Журналисты упоминали имена многих исполнителей, но имена настоящих создателей (Мишеля Крету и Фрэнка Петерсона) не были раскрыты вплоть до возбуждения судебного процесса по вопросу использования семплов григорианских хоралов.
В 1993 году Крету получил предложение от продюсеров фильма «Щепка» на создание полного саундтрека, но Мишель не принял предложение. Вместо этого он написал «Carly’s Song» и «Carly’s Loneliness», которые и использовались в фильме.
В декабре 1993 года был выпущен новый альбом — «The Cross of Changes». Потеряв часть поклонников из-за того, что на нём не было узнаваемого звучания григорианских напевов и звуков флейты, альбом всё равно достиг отличных результатов, став во многих странах золотым или платиновым. Большой вклад в копилку успеха внёс сингл «Return to Innocence», занявший первые позиции в хит-парадах восьми стран.
В 1996 году увидел свет альбом «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!» (фр. «Король умер, Да здравствует король!»). Идея Крету заключалась в том, что третий альбом должен стать музыкальным «ребёнком» двух предыдущих альбомов, раскрывающим все лучшие их стороны и базирующимся на уже существующем звучании и стиле. Изначально планировалось выпустить три сингла с этого альбома, но издание третьего сингла («The Roundabout») было отменёно в 1998 году по неизвестным причинам. Сингл «Beyond the Invisible» включал композицию «Light of Your Smile» (5:10), не вошедшую на альбом.
Через три года был выпущен диск «The Screen Behind the Mirror». В основу альбома была положена музыкальная тема из кантаты Карла Орфа «Carmina Burana». Также использовались семплы звучания традиционных японских инструментов, церковных колоколов и органа. В качестве синглов были выпущены только «Gravity of Love» и «Push the Limits».
В 2000 году, в рамках сотрудничества с диджеем Андре Таннебергером (более известен как ATB), был записан трек «Enigmatic Encounter», который вошёл в двухдисковое издание альбома ATB — «Two Worlds». Сам трек является переработкой трека «Knocking On Forbidden Doors» из альбома Энигмы «MCMXC a.D.».
В 2001 Крету, заканчивая первую главу проекта Enigma, выпускает новый сингл «Turn Around» вместе с двумя сборниками: «Love Sensuality Devotion: The Greatest Hits» и «Love Sensuality Devotion: The Remix Collection». В поддержку этих релизов в Мюнхенском Планетарии было устроено световое шоу. Также в мае 2001 года был выпущен сборник клипов «Remember The Future».
Новый альбом «Voyageur» 2003 года перевернул все представления об «Энигме» в целом. Знаменитые семплы звучания флейт, этнических песнопений, григорианского распева вообще не использовались на новом альбоме, а основной упор делался на тесное сплетение музыки и голоса. В отдельных моментах ещё слышны отголоски прошлого альбома, но это уже новая ступень в развитии проекта.
28 августа 2005 менеджмент «Энигмы» Crocodile-Music.de анонсировал релиз сингла «Hello and Welcome». Изначально выпуск был запланировал на октябрь, позже дата была изменена на 25 ноября, но релиз в Германии состоялся только 10 марта 2006 года. Жители Великобритании услышали сингл 13 апреля.
Новый студийный альбом «A Posteriori», содержащий 12 треков, был выпущен 22 сентября 2006 года в Германии, а 26 сентября во всём мире. Альбом записан на передвижной мини-студии «Алхимик». Несмотря на упрощённое звучание по сравнению с «Voyageur» (альбом был записан без участия Сандры, брак с которой у Мишеля Крету к этому времени фактически распался, и Йенса Гада, творческое сотрудничество с которым также было прекращено), шестой альбом был воспринят гораздо лучше предшественника, и нередко характеризовался как самый выдающийся альбом Крету.
Менеджмент также объявил о выпуске нового сингла «Goodbye Milky Way». Но позже выпуск сингла был отменён. 3 ремикса были выпущены только через mp3 магазин iTunes.
26 марта 2007 года в интернет-магазине Apple iTunes появилась специальная версия альбома — «Private Lounge Remix». В неё включены 12 новых ремиксов с альбома от таких исполнителей, как Boca Junior, Tocadisco и т. д. Некоторые из треков уже были доступны в оригинальном издании альбома на iTunes и на DVD версии.
16 сентября 2008 года вышел седьмой альбом «Seven Lives Many Faces». Изданию альбома предшествовал выпуск пилотного сингла «La Puerta Del Cielo / Seven Lives». Произошло возвращение к привычному для слушателей звучанию первых альбомов проекта с активным использованием семплов и этнических мотивов. Хорошо принятый традиционной слушательской аудиторией Enigma, альбом не имел заметного коммерческого успеха.
27 ноября 2009 года в честь двадцатилетия проекта был издан сборник «The Platinum Collection» на трех CD. Кроме лучших композиций, на сборнике представлены ремиксы, до того издававшиеся только на синглах, а также одиннадцать прежде не публиковавшихся незавершенных инструментальных композиций экспериментального характера — своего рода черновиков, заготовок для альбомов Enigma под общим названием «The Lost Ones» («Потерянные»).
В 2010 году Мишель Крету ознаменовал двадцатилетие проекта выпуском сингла «MMX (The Social Song)» («Совместная песня»). Вокалисты, звучание композиции, обложка сингла, лучший видеоклип выбирались голосованием слушателей по Интернету. Ведущую вокальную партию исполнила латвийская певица Fox Lima.
Композиции Enigma описываются как «музыкальные произведения, едва ли имеющие что-то общее с обычной музыкой и общепринятыми представлениями о ней» и «сравнительно новый коллаж звуков, ритма и чувств». Крету всё сильнее совмещает мировые музыкальные направления, сливая все треки в единое целое. Он оставляет вокальными всего несколько треков, заставляя каждого слушателя воспринимать их по-своему.
Понять сущность музыки не может даже Крету: «Никакие слова не могут объяснить музыку. Музыка объясняет себя. Слова и звуки — подобны лучам прожектора. Они не показывают вам всего. Вы должны увидеть то, что находится между потоками света». Но если отбросить лирику,то первый альбом проекта уникален соединением уже существовавшей электронной музыки белых людей с чёткой хип-хоповой ритм-секцией чёрных,где бас и барабаны звучат уже с крепко накрученным звуком - эксайтеры,компрессоры и тд.Таким образом,проект породил целое музыкальное течение.
Содержание музыки проекта отличается от альбома к альбому, от сексуальности в «Principles of Lust», любви в «Gravity of Love» и невинности в «Return to Innocence». В статье журнала «Billboard» 18 мая 1991 года Крету отметил: «В противовес обычной философии звукозаписывающей компании, люди непредубеждённы и жаждут чего-то уникального. Это музыка, которая отличается от любой другой, существующей сейчас. Я думаю, люди отреагировали на это». Он продолжил: «Я создал законченное музыкальное произведение, и я хотел, чтобы оно находилось по ту сторону от всей остальной музыки. Есть ощущение тайны в этой музыке, которую я хочу оставить нетронутой восприятиями и предубеждёнными идеями, которые обязательно привносятся продюсером или композитором». В то же время можно сказать, что музыка Enigma представляет собой некую форму нью-эйджа с выраженными добавками эмбиента, пост-индастриала и духовной европейской музыки. В целом их стиль нередко называют Энигматикой (Enigmatica).
Длительное время Мишель жил на острове Ивиса, Испания, управляя созданной им студией звукозаписи «A.R.T. Studios». В 2008—2009 г. власти острова провели судебный процесс против Крету. Он был обвинен в нарушении местных правил застройки, и его вилла по решению суда в мае 2009 г. была подвергнута разрушению. В связи с этим работа «A.R.T. Studios» прекращена. Мишель Крету переехал в Германию. Новой творческой лабораторией Мишеля стала мобильная студия «MERLIN» [2] По контракту с «Virgin Records», Мишель должен выпустить в общей сложности восемь альбомов (по одному каждые три года), поэтому последний альбом проекта должен выйти в 2012 году.
В своих интервью Крету отрицает роль Гада как сопродюсера проекта.
Популярность первых двух студийных альбомов Крету привела к появлению музыкальных групп, пишущих музыку в подобном Энигме стиле. Era, Gregorian (во главе с прежним участником Энигмы — Фрэнком Петерсоном) и несколько других известных групп, включали в свои песни григорианские песнопения.
Критики и фанаты нашли влияние Энигмы в работах и других известных музыкантов. Например, Delerium и его альбом «Semantic Spaces», альбомы Майка Олдфилда, «The Songs of Distant Earth» и «Tubular Bells III», B-Tribe и их альбом «Fiesta Fatal!», а также песня «Eden» Сары Брайтман.
Некоторые известные песни проекта появлялись на известных телешоу и в фильмах, например:
Композиция «Return to Innocence» также использовалась во многих рекламных роликах, например авиакомпании «Virgin Atlantic». В 2009 году композиция «Seven Lives» использовалась в рекламе Samsung LED TV.
В 1991 году Мюнхенский хор «Kapelle Antiqua» потребовал письменные извинения и денежную компенсацию, обвинив Крету в нарушении авторских прав, искажении своих работ на треках «Sadeness (Part I)» и «Mea Culpa». Мишель и «Virgin Records» согласились выплатить компенсацию, в результате чего удалось избежать суда с лейблом хора «Polydor». Сумма компенсации не была названа, позже Virgin приобрела права на использование работ хора у «Polydor» и «BMG/ARIOLA». Позже, в 1998 году, споры по поводу нарушения авторских прав возникли снова. На сей раз Kuo Ying-nan и Kuo Hsiu-chu из Тайваньского племени Ami, подали иск по причине незаконного использования их песнопений в «Return to Innocence».
Хотя все обвинения были сняты, Крету не удалось сохранить анонимность в отношении истинных исполнителей проекта, которую он держал после выхода первого альбома.
После этих исков, сэмплы, используемые в производстве третьего и четвёртого альбомов, «Le Roi Est Mort, Vive Le Roi!» и «The Screen Behind the Mirror», должным образом соблюдали законы об авторском праве. Пятый же альбом, «Voyageur», не содержал никаких сэмплов вообще.
Основная статья: Дискография Enigma
Студийные альбомыЗамечание: Эти альбомы являются лже-альбомами или бутлегами — сборниками или копиями песен других исполнителей, не имеющих отношения к проекту Enigma.
dic.academic.ru
enigma | enigmasenigmata |
e·nig-ma
Существительное.
Корень: --.
Ближайшее родство |
|
Происходит от др.-греч. αἴνιγμα «туманная речь, загадка», далее из гл. αἰνίσσομαι «говорить намеками», связано с αἶνος «рассказ, басня, притча» (дальнейшая этимология неясна). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. ænigma. Англ. enigma — с 1449 г. Использованы материалы Online Etymology Dictionary Дугласа Харпера. См. Список литературы.
e·nig-ma
Существительное.
Корень: --.
Происходит от др.-греч. αἴνιγμα «туманная речь, загадка», далее из гл. αἰνίσσομαι «говорить намеками», связано с αἶνος «рассказ, басня, притча» (дальнейшая этимология неясна). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. ænigma.
e·nig-ma
Существительное.
Корень: --.
Происходит от др.-греч. αἴνιγμα «туманная речь, загадка», далее из гл. αἰνίσσομαι «говорить намеками», связано с αἶνος «рассказ, басня, притча» (дальнейшая этимология неясна). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. ænigma.
enigma | enigmas |
e·nig-ma
Существительное, мужской род.
Корень: --.
Происходит от др.-греч. αἴνιγμα «туманная речь, загадка», далее из гл. αἰνίσσομαι «говорить намеками», связано с αἶνος «рассказ, басня, притча» (дальнейшая этимология неясна). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. ænigma.
enigma | enigmi |
e·nig-ma
Существительное, мужской род.
Корень: --.
Ближайшее родство |
|
Происходит от др.-греч. αἴνιγμα «туманная речь, загадка», далее из гл. αἰνίσσομαι «говорить намеками», связано с αἶνος «рассказ, басня, притча» (дальнейшая этимология неясна). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. ænigma.
enigma | enigmes |
e·nig-ma
Существительное, мужской род, нерегулярное.
Корень: --.
Происходит от др.-греч. αἴνιγμα «туманная речь, загадка», далее из гл. αἰνίσσομαι «говорить намеками», связано с αἶνος «рассказ, басня, притча» (дальнейшая этимология неясна). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. ænigma.
e·nig-ma
Существительное, женский род.
Корень: --.
Ближайшее родство |
|
Происходит от др.-греч. αἴνιγμα «туманная речь, загадка», далее из гл. αἰνίσσομαι «говорить намеками», связано с αἶνος «рассказ, басня, притча» (дальнейшая этимология неясна). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. ænigma.
enigma | enigmas |
e·nig-ma
Существительное, мужской род.
Корень: --.
Происходит от др.-греч. αἴνιγμα «туманная речь, загадка», далее из гл. αἰνίσσομαι «говорить намеками», связано с αἶνος «рассказ, басня, притча» (дальнейшая этимология неясна). В ряде европейских языков слово заимств. через лат. ænigma.
ru.wiktionary.org
«Энигма» (от греч. αἴνιγμα — загадка) — портативная шифровальная машина. Первоначально её применяли в коммерческих целях для сохранения тайны деловой переписки, во время Второй мировой войны аппарат использовало германское командование.
Устройство состояло из клавиатуры и набора вращающихся дисков — роторов. В процессе шифрования аппарат менял одни буквы на другие, например вместо буквы «А» использовалась «T», вместо «B» — «S» и т. д. Код прочитать мог тот, кто знал к нему «ключ». По сути, «Энигма» представляла собой динамический шифр Цезаря*.
При кодировании немцы использовали только 26 букв и отправляли сообщения группами по пять символов. Длинные сообщения разбивались на части, каждая из которых использовала свой «ключ».
Эту шифровальную машину в 1915 году изобрёл американец Эдвард Хепберн. Впоследствии устройство использовалось по всему миру и было значительно усовершенствовано криптографами Третьего рейха.
В Третьем рейхе считали, что «Энигму» невозможно взломать, поскольку она предполагала 2×10 в 145-й степени вариантов кодирования.
Расшифровать код «Энигмы» в 1939 году удалось британскому математику Алану Тьюрингу, что позволило официальному Лондону заранее узнавать о планах Третьего рейха. В 2014 году в российский прокат вышел фильм «Игра в имитацию», который посвящён этому эпизоду в истории.
Подробнее о картине читайте >>>
*Шифр Цезаря — вид шифра подстановки, в котором каждый символ заменяется символом, находящимся на некотором постоянном числе позиций левее или правее него в алфавите. Например, в шифре со сдвигом вправо на 3 буква А была бы заменена на Г, Б станет Д и так далее. Шифр назван в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, использовавшего его для секретной переписки со своими военачальниками.
aif.ru
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Enigma (музыкальный проект)Enigma — немецкая музыкальная группа, созданная Мишелем Крету в 1990 году . Мишель является композитором и продюсером, его бывшая жена, певица Сандра Крету , часто исполняла вокальные партии в композициях «Энигмы». Группа выпустила семь студийных альбомов, девятнадцать синглов и несколько сборников. Группа существует только как студийная, её участники не выступают с концертами.
EnigmaEnigma, Энигма — загадка, головоломка, что-то таинственное, невыразимое, или шарада или сложная задача.
Enigma — это свободная компьютерная игра , распространяемая на условиях GNU General Public License . Основана на более ранней игре Oxyd , которая, когда она продавалась, была очень популярной компьютерной игрой. Поскольку Oxyd больше не поддерживается разработчиком, Enigma стала популярной, её свободным кроссплатформенным продолжением. Enigma, являясь игрой с открытым исходным кодом , получила много положительных отзывов в обзорах.
Enigma (альбом)Enigma — четвёртый студийный альбом альтернативной метал группы Ill Nino , выпущенный в Соединенных Штатах 11 марта 2008 году Cement Shoes Records . Первый сингл альбома «The Alibi of Tyrants» был выпущен на радио 22 апреля 2007 года. Группа заявила, что они будут снимать три музыкальных клипа с альбома, в том числе «The Alibi of Tyrants», «Me Gusta La Soledad» и «Pieces of the Sun». Европейская версия альбома была выпущена в ограниченном издании в виде диджипака , в том числе все пять треков группы 2006 EP Sessions Under Cover .
xn--b1algemdcsb.xn--p1ai