Эмаль ювелирная что это такое


Ювелирная эмаль: что это такое и технология нанесения на изделия

Ювелирное покрытие в украшениях привлекает своей необычной красотой. Используя его различные оттенки, можно создать поистине уникальные изделия, которые подчеркнут неповторимость драгоценного украшения и уникальность его владельца.

Ювелирная эмаль

Ювелирная эмаль известна еще со времен Древней Руси. Тогда она имела другое название, но принцип ее нанесения остался тем же.

Финифть использовали как в ювелирном, так и в декоративно-прикладном искусстве. Ею украшали богатую утварь: кубки, ларцы, чаши. Хотя прошло много веков, а технологии претерпели изменения, но свойства эмали все также высоко ценятся мастерами-ювелирами.

Данный вид покрытия является ручной работой, даже если само драгоценное украшение отштамповано по заводским стандартам. Процесс эмалирования представляет собой покрытие поверхности драгоценного металла легкоплавким стеклом. Эмали различают по составам и способам нанесения.

Какой бы не использовался метод: перегородчатый, сканный, выемчатый – все это преследует единственную цель: качественное нанесение покрытия на металл.

к оглавлению ↑

Состав и виды эмали

Стеклянный сплав, который покрывает украшение, может быть разной степени плавления, цветов и типа нанесения.

В его состав входят кремнеземы и различные оксиды. Чтобы придать тот или иной оттенок покрытию, в смесь добавляют никель, оксид цинка или кобальт. Эмали по своим свойствам достаточно устойчивы в эксплуатации и воздействию внешних факторов. Они прочны, поэтому их часто используют в оформлении. Ювелирные изделия с эмалью смотрятся очень эффектно.

Виды эмалированных покрытий разделяют по способу закрепления. Есть горячие и холодные эмали для украшения ювелирных изделий, рассмотрим более детально:

  1. Горячие покрытия. Именно этому способу отдают предпочтения маститые ювелиры. Ее используют с очень давних времен. Для обработки такого ювелирного покрытия необходима печь, нагревающаяся до 800 градусов. Эмалевый порошок прочно прилепляется к металлической основе. Подобный способ использовался со времен Руси.
  2. Холодные покрытия. Для такого покрытия не нужны высокие температуры. Это своего рода стеклопластик, который разделяют на двухкомпонентную, теплоотверждаемую и светоотверждаемую глазурь. Двухкомпонентное покрытие самое простое: смешать в нужных долях и раскрасить изделие.

Процесс действия теплоотверждаемой эмали схож с горячей, но здесь потребуется температура до 160 градусов. Однако полировать такое покрытие нельзя, оно достаточно хрупкое. Процесс закрепления светоотражаемой холодной эмали на металлическую основу напоминает фотопломбирование в кабинете стоматолога.

Поверхность покрытия подвергают облучению ультрафиолетовой лампой. После этого она застывает. Светоотверждаемое покрытие используют в ремонте сколов на ювелирных украшениях.

к оглавлению ↑

Способы нанесения

Существует несколько способов нанесения ювелирного эмалированного покрытия на драгоценные изделия. Эти техники характерны именно для цветных эмалей, например:

  1. Клаузоне. Это перегородочная техника. Золотые или серебряные нити напаивают в качестве орнамента. Она напоминает технику филигрань с замысловатыми иероглифами.
  2. Шамплеве. На поверхности украшения металл высверливается, а образовавшиеся ямки заполняют разноцветной эмалевой крошкой. Это самая древняя технология нанесения покрытия.
  3. Финифть. Цветным раствором расписывается поверхность изделия. Здесь нет перегородок и ямок. Изделие покрывают нужным количеством слоев и «выпекают».

к оглавлению ↑

Перегородчатая эмаль

Украшения с перегородчатой эмалью являются одной из наряднейших техник. На пластину из драгоценного металла, с помощью тонких проволок из серебра, выкладывается рисунок. Внутрь этих перегородок и наносят глазурь.

В давние времена эта техника использовалась для оттенков всей красоты драгоценных камней в изделии. Дошедшие до нашего времени украшения Древней Индии, демонстрируют всю пестроту красок чистых самоцветов. Так же, изделие могло быть снабжено чеканкой, и все это называлось «минанкари».

В китайской же традиции, наоборот, не принято было сочетать глазурь и ювелирные камни. Это была очень тонкая работа, сродни нынешней полиграфии. В основном перегородчатая эмаль использовалась на ценных предметах домашней утвари. Сосуды и вазы украшались традиционными изображениями реальных и мифических зверей. В Европе и России подобная техника называется витражной эмалью.

Истинная перегородчатая техника – образец тонкой и трудоемкой работы. Это штучный товар, уникальный в своем роде.

Здесь нет массового производства. С ее помощью готовятся эксклюзивные украшения под определенного заказчика.

Признаки перегородочной эмали:

  • рисунок тонкой работы;
  • контуры формирует тонкая проволока, которую можно увидеть целиком, даже на фото;
  • цена изделия достаточно высока.

Украшения в такой технике редко можно найти на большом производстве, не встречаются они и в больших ювелирных магазинах, работающих с крупными брендами. Подобные изделия можно обнаружить в небольших ювелирных мастерских, на площадках Интернет-ресурсов, посвященных хэн-дмэйд тематике, на выставках.

В подобных местах можно получить, действительно, авторское украшение с историей.

к оглавлению ↑

Технология изделий с перегородчатой эмалью

Если смотреть на капли, собранные в паутине после дождя, можно понять принцип перегородчатой эмали. Сначала выкладывается проволочкой контур, который потом заполняется разноцветной массой. Изделие просыхает и обжигается. Складывается впечатление, что в кружево металла оправлено стекло.

Технология эмалирования достаточно трудоемка:

  • на металлическую основу белой гуашью наносят эскиз;
  • заготовку выпиливают или чеканят согласно рисунку;
  • основу под изделие отбеливают в кислоте прежде, чем покрыть слоем эмали, потом происходит обжиг в печи при температуре в 800С;
  • для перегородок используют проволоку 999 пробы: здесь идет работа с пинцетом и круглогубцами. Формируются элементы каркаса, которые скрепляют специальным клеем, выгорающим при обжиге;
  • глазурь разводят с водой и заливают в ячейки. Сначала изделию нужно просохнуть, чтобы вода не нарушила структуру рисунка;
  • украшение помещают в муфельную печь, предварительно разогретую;
  • изделие нельзя подвергать резкому перепаду температур, поэтому остыть оно должно естественным путем.

Обжигание может происходить много раз для достижения нужного цвета и оттенка. Перегородчатая техника отличается от витражной тем, что у нее есть основа. Витражная эмаль прозрачна на просвет, как стекло.

к оглавлению ↑

Ювелирные изделия с эмалью

Украшения с нанесенной глазурью ценятся достаточно высоко, бывают случаи, когда их цена превышает стоимость изделий с ювелирными камнями. Здесь важны и исходные продукты, качество материала, драгоценная основа, мастерство и художественный вкус ювелира.

При помощи технологии эмалирования появляются не просто кольца, серьги, браслеты. Это потрясающие произведения искусства. Ювелирная эмаль может стать элементом украшения запонок, брошей, подвесок и колье. Иногда ее сочетают с камнями – тогда она становится оправой, а иногда, для создания шедевра, достаточно просто красок.

Если судить упрощенно, финифть – стекло, стойкое к химическому воздействию. Однако и оно подвержено сколам, исправить которые может ювелир. Как правило, горячая эмаль украшения делает дороже, поскольку процесс его изготовления довольно длителен.

Приготовленная холодным способом глазурь, продавливается на украшении ногтем. Ее не полируют, поэтому, изначально поверхность такого изделия может быть немного неровной.

Горячая глазурь на вид имеет прозрачное финишное покрытие. По своему составу, подобные украшения разделяют на прозрачные, полупрозрачные и глухие.

к оглавлению ↑

Ювелирная эмаль своими руками

Эмалирование предметов в домашних условиях возможно. В арсенале начинающего мастера должны быть лишь следующие составные:

  1. Медные пластинки. Необходимы в качестве основы для нанесения ювелирной эмали. Как правило, кровельную медь можно раздобыть в строительных гипермаркетах и специализированных рынках.
  2. Инструменты. Работая с металлами, нужно иметь при себе ножницы по металлу. Так же понадобятся щипчики, пинцеты, бокорезы, круглогубцы и прочие приспособления для тонких манипуляций.
  3. Ювелирная эмаль. Самый важный атрибут, ради которого все и затевается.

    Проще всего найти такой неходовой товар на сайтах производителей. Существуют отечественные и зарубежные образцы для выполнения изделий с холодной и с горячей эмалью. Следует учесть, что для работы может понадобиться ступка из металла для измельчения вещества. Если работы будут проводиться с холодной эмалью, нужны будут катализаторы. Работая со светоотражающим веществом, понадобится полимеризационная лампа.

  4. Муфельная печь. Устройство необходимо, если украшения будут изготавливаться при помощи горячей эмали. На начальном уровне работы с эмалью холодным способом, конвекционная печь вполне подойдет. Микроволновую использовать нельзя. Муфельная печь – удовольствие достаточно дорогое.
к оглавлению ↑

Особенности выбора украшений и уход за ними

Следует изучить предложения рынка, прежде чем приобретать ювелирные украшения. Эмаль требует от мастера определенной сноровки и мастерства. Стоит учесть следующие нюансы:

  1. Качественные изделия на основе драгметаллов не стоят дешево, их относят к украшениям класса премиум.
  2. На украшении не должно быть сколов и дефектов.
  3. Основой под ювелирное изделие с эмалью подходит золото, серебро и медь. Эти металлы хорошо держат форму при нагревании.

Уход за подобными изделиями подразумевает:

  • защиту украшений от механических повреждений;
  • избежание температурных перепадов и долгого нахождения на солнце;
  • нанесение косметических средств перед надеванием украшений, избегать контактов с бытовой химией;
  • избежание длительного контакта с влагой, снимать перед водными процедурами.

Процесс ухода за ювелирными украшениями с эмалью не требует специальных навыков. Для удаления загрязнений достаточно теплой воды и мягкой тряпицы. После мытья, украшение нужно просушить.

Основная задача ювелирной эмали – служить украшением дорогого изделия. Она не заменяет камни, а подчеркивает их великолепие и блеск. Порой, тонкая работа эмальеров по отдаче не уступает мастерам огранки. Нужно иметь художественное чутье и четко придерживаться технологического процесса, чтобы создать истинный шедевр.

gems-and-jewels.ru

Что такое ювелирная эмаль?

Что представляет собой ювелирная эмаль?

Ювелирная эмаль является тонким слоем сплава из легкоплавкого стекла. Этот ювелирный материал бывает различных цветов и оттенков. На поверхность металла эмаль наносится будучи в порошкообразном состоянии, после чего  изделие помещают в печь и при температуре 700-800 градусов выдерживают  20-30 минут. Затем изделие остывает и отправляется в ювелирные магазины.

Данный материал предназначен не только для украшения ювелирных изделий,  он также имеет антикоррозийные и защитные свойства. Эмаль помогает  изделиям противостоять атмосферным воздействиям, а также влиянию  химических реагентов( кислот, газов и щелочей). 

Имея такую свойственность, эмаль также используют в архитектурных строениях, которые работают по части экстерьера. Пример такому использованию, медные черепицы, которыми  покрывают купола церквей и храмов.

Состоит ювелирная эмаль из твёрдого, стекловидного раствора кремнезема, глинозема и разных других оксидов. Эти оксиды ещё называют плавнями. Плавни калия, свинца и натрия увеличивают легкость плавления эмали, но минусом этих оксидов является снижение стойкости материала к воздействиям внешних факторов. 

А плавни алюминия, магния и кремния действуют наоборот. Они делают  эмаль тугоплавкой и прочной. Для придания эмалям различных цветов  добавляют пигменты, они являются оксидами металлов, таких как кобальт, никель, свинец и др.

Ювелиры древности производили эмаль самостоятельно, однако, с 17-го века  этот материал стали покупать из стран Европы, она была более высокого  качества, а также ассортимент цветов был разнообразнее.

В нынешнее время, ювелиры и художники вновь стали использовать эмаль и очень сильно вырос интерес изготовлять данный материал самостоятельно, так как трудностей технического плана сейчас не существует, которые присутствовали раньше. Мастера, использующие эмаль, стараются смешать разные цветовые оттенки и сплавить её для своих работ.

Разновидности эмали

Различают прозрачные эмали или сквозные, которыми покрывают изделия  из золота и серебра. Эмаль дополняет гравированные или гладкие места  изделий окраской, а также блеском и защищает их от повреждений при использовании.  Хорошо блестят украшения, покрытые прозрачной эмалью, они переливаются  и играют в лучах света.

Ещё бывают опаковые или глухие эмали. Они непрозрачны и поэтому  используются обычно на меди, но на других металлах использование тоже  допускается. Глухие эмали имеют очень яркие и насыщенные цвета, это  главное их декоративное достоинство. В этом отношении они побеждают   сквозные эмали.

Ювелирная эмаль является обыкновенным легкоплавким стеклом.  Температура, при которой плавится этот материал ниже, чем температура, по  достижению  которой  металл не только не плавится, но даже не размягчается  и не деформируется.

Как правило, чтобы получить цветные прозрачные или глухие непрозрачные эмали, в первую очередь готовится основной сплав, который называется флюс, после чего к данному сплаву, не имеющему цвета подмешивают красители разных цветовых оттенков и полученную массу снова плавят.

Какие металлы используют для ювелирной эмали?

С глубокой древности эмалью покрывались такие металлы как золото,   серебро, чистая медь или её сплавы, ну иногда покрывалась бронза, а в  середине 19-го века начали покрывать чугун и сталь.

Основным параметром металла, при покрытии его эмалью, является  температура его плавления, размягчения и деформации. Она должна   превышать 800 градусов, так как эмаль плавится именно при этой температуре.

Также учитывается способность металлов сохранять свой блеск и стойкость  цвета. Им обычно обладают драгоценные — платина, серебро и золото. При  обжиге на их поверхности не появляется оксидных плёнок, а блеск хорошо  сохраняется под слоем прозрачной эмали.

Все остальные металлы покрываются обычно глухими эмалями, так как при  нагреве они становятся тусклыми, быстро окисляются и темнеют. Но  если  модель изделия требует наличие прозрачного участка, то эти места покрываются серебряной или золотой фольгой, тогда сохраняется блеск и светлость металла. Голубые, зелёные и синие цвета эмалей великолепно  светятся на фольге из серебра.

Очень важным моментом при покрытии металла ювелирной эмалью является тепловой  коэффициент, который показывает линейное расширение металла при его нагреве и дальнейшем охлаждении. От данного параметра зависит спайность этих двух компонентов.

Также стоит отметить, что на гладкой поверхности эмаль будет хуже держаться, чем на шероховатой. Коэффициенты металла и эмали должны совпадать, иначе при остывании эмаль быстро отслоится, тогда весь непростой процесс придётся осуществлять заново, предварительно исправив все ошибки.

Среди огромного количества технических способов обработки благородных  металлов, эмалевое покрытие заняло особое место и считается вершиной в  прикладном искусстве. Изделия, покрытые эмалью выглядят оригинально, красиво и эксклюзивно. Она помогает мастерам ювелирам и художникам  воплотить самые необычные свои фантазии и замыслы.

Загрузка...

tvoi-uvelirr.ru

Что такое ювелирная эмаль

Самые первые записи о применении эмали на Руси относятся к X веку, в то время она носила довольно интересное название «финифть». Эмаль использовалась во внутреннем убранстве церквей, для украшения чаш, кубков и ценилась не меньше драгоценных камней.

Ростовская финифть

Современные мастера не теряют интереса к этому искусству. Эмаль позволяет создавать оригинальные украшения и другие изделия в самых разнообразных цветовых исполнениях. Со временем она не теряет яркости цвета и защитных свойств.

Состав эмали

Основой любой эмали является стеклообразный легкоплавкий порошок кремнезема и глинозема. Разнообразие цветов и свойств покрытий обусловлено наличием оксидов других металлов, которые называют плавнями. Оксиды калия, натрия и свинца делают эмаль легкоплавкой, но снижают ее устойчивость к воздействиям агрессивных сред. Алюминий и магний, напротив, повышают температуру плавления эмали и делают ее прочнее.

Цвет покрытию придают оксиды таких металлов как кобальт (синий и черный), кадмий (красный), медь (зеленый), олово (белый), железо (коричневый).

Виды эмалей

По внешнему виду эмали можно разделить на две большие группы:

  • прозрачные (сквозные);
  • глухие (опаковые).

Прозрачные ювелирные эмали не имеют цвета и используются в основном в изделиях из драгоценных металлов. Так как золото, серебро или платина при воздействии высоких температур не меняют цвет и не тускнеют, прозрачные эмали наносят на них для усиления блеска и защиты от механических повреждений.

Покрытие ювелирных изделий цветной эмалью

Глухая эмаль непрозрачна и имеет множество ярких и насыщенных цветов. Ею часто покрывают медь и другие металлы, так как при обжиге они покрываются оксидной пленкой и темнеют. Цветные эмали позволяют не только придать изделию неповторимый дизайн, но и предотвратить окисление и коррозию металла.

Техника нанесения

В основе одной из самых популярных технологий лежит нанесение порошка эмали на поверхность металла, с последующим обжигом в печи при температуре 700-900 градусов. Эмаль плавится и плотно покрывает поверхность металла. Основной сложностью является правильный подбор типа эмали и металла-основы.

Во-первых, чтобы избежать коробления и деформации изделия при нанесении покрытия, температура плавления металла должна быть значительно выше, чем у эмали.

Во-вторых, так как вещества имеют свойство расширяться и сжиматься, эмаль и металл должны иметь одинаковый температурный коэффициент расширения.

Перегородчатая эмаль

Также не менее известной является перегородчатая эмаль. Эта техница является самой древней, и использовалась еще в Древнем Риме и Египте. По контуру рисунка напаивается тонкая проволока, либо плоские перегородки, в получившиеся ячейки засыпается порошок нужного цвета, изделие обжигается в печи, а затем поверхность шлифуется.

Выемчатая техника основана на вырезании на поверхности металла узора. В полученные выемки закладывается порошок и сплавляется аналогичным способом.

Сегодня стали очень популярны украшения с эмалью, и не только серебряные или золотые, — бижутерия с эмалью встречается ничуть не реже. Даже обручальные кольца стали украшать яркими красками.

Сочетание различных техник нанесения и цветов эмалей предоставляет мастерам безграничные возможности в воплощении своих художественных фантазий. Одним из примеров использования эмали является коллекция кулонов Salvatore Ferragamo.

jewellerymag.ru

Техника ювелирной эмали. Горячая и холодная эмаль | Журнал SOKOLOV

Ювелирные изделия с эмалью — визитная карточка SOKOLOV. Тысячи женщин по достоинству оценили коллекции Russe, My story, Etude и другие украшения бренда. Мы расскажем о том, как изготавливают ювелирные изделия с холодной и горячей эмалью и, что не менее важно, — как её сохраняют в первозданном виде.

Холодная эмаль

Холодные эмали получили своё название благодаря особенностям технологического процесса. Мастера-эмальеры являются специалистами высочайшего класса. Это одна из творческих профессий ювелирного производства. Она же является и одной из самых сложных — над некоторым украшениями мастер может трудиться целый день. Особенно важен профессионализм при изготовлении серег. Оба изделия, входящие в комплект, должны выглядеть одинаково, что особенно сложно, учитывая ручное производство.

Жидкая двухкомпонентная эмаль смешивается в определенных пропорциях с катализатором, образуя кремообразную пасту. Затем с помощью специального инструмента эмаль наносится на поверхность металла. В некоторых случаях эмаль прокладывается с помощью индивидуально разработанного инструмента с улучшенной эргономикой, который позволяет прокрашивать изделия в труднодоступных местах.

Техника холодной эмали отличается тем, что после нанесения эмаль застывает при комнатной температуре в течение 72 часов, а при температуре 60 градусов — в течение 3 часов, и выглядит, как керамическое покрытие. При этом колорист может смешивать эмали, чтобы получить различные цвета и оттенки по системе Pantone. Проложенная таким образом эмаль ещё называется теплоотверждаемой.

Особый вид эмали — светоотверждаемый. Так называют покрытие, которое застывает под воздействием специального освещения.

К достоинствам так называемых холодных эмалей можно отнести простоту и технологичность их применения. Нанесение покрытия практически не требует оборудования, а также специфической подготовки поверхности изделия. Эмали отлично закладываются на любые сплавы, они пластичны и достаточно неприхотливы в эксплуатации.

Горячая эмаль

Технология нанесения горячей эмали более сложная.

Изначально эмаль представляет собой стекловидные пластины. Художник измельчает их и растирает в керамической ступке до получения мельчайшего порошка. Эмалевый порошок смачивается водой до нужной консистенции и смешивается в кремообразную пасту.

Только после этого покрытие можно наносить специальным инструментом на поверхность металла. Затем горячая эмаль отправляется в печь и обжигается. Разные виды и цвета эмали имеют разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов. Во время обжига порошок сплавляется в цветной стекловидный слой и, в зависимости от типа эмали, становится прозрачным или так называемым глухим — то есть цветным непрозрачным слоем эмали. После застывания изделие шлифуется и повторно отправляется в печь, чтобы обеспечить идеально гладкую поверхность.

Исходя из особенностей композиции изделия и задач, стоящих перед мастером, работа может обжигаться от 5 до 100 раз. Сложность состоит в том, что мастер не имеет возможности вмешиваться в процесс, а может лишь, основываясь на опыте и интуиции, регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения с эмалью — повторить его не в силах даже автор. Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально.

Как ухаживать за украшениями с эмалью?

Украшения с эмалевым покрытием отличаются от других изделий не только оригинальным дизайном, но и специфическим уходом. Для сохранения первоначальной яркости эмалевых красок необходимо соблюдать несколько несложных правил.

Правило 1. Декоративное покрытие представляет собой тонкий слой стекла, поэтому оно чувствительно к механическим воздействиям. От удара на эмали могут образоваться сколы и трещины, поэтому изделия с эмалью не рекомендуется ронять.

Правило 2. Украшения с эмалью необходимо беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Их не рекомендуется надевать в солярий, на пляж, в баню или сауну. В противном случае покрытие может поблекнуть или потрескаться.

Правило 3. Не допускайте контакта эмали с кислотами, щелочами и хлором, то есть с любыми моющими средствами, порошками и чистящими гелями. Также покрытие может повредиться от взаимодействия с косметикой (кремы, лосьоны, шампуни и т.п.) и морской водой.

Правило 4. Для того чтобы сохранить яркость украшения, но не повредить эмалевого покрытия, изделия с эмалью необходимо мыть в прохладной воде, добавив туда небольшое количество нашатырного спирта. Для чистки эмали можно использовать мягкую щёточку и зубной порошок. Затем украшение необходимо промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако лучший уход для украшений с эмалью может выполнить только специалист в ювелирной мастерской.

Правило 5. Изделия с эмалью рекомендуется хранить отдельно, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими металлами.

sokolov.ru

Как делают ювелирные украшения с эмалью

В мире ювелирного искусства заметна тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, щедро пересыпанные драгоценными камнями, в золотых и серебряных кружевах, издавна ценились поклонниками ювелирного искусства. Ими восхищаются и сегодня.

Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы. Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. Однако большинство из нас не задумываются, что же такое – ювелирная эмаль, как она изготавливается и различается ли между собой? А ведь всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.

Серебряный браслет с эмальюСерьги с эмалью

Украшения с эмалью – техника выполнения

Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.

Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.

Перегородчатая эмаль. Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.

Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.

Перегородчатая эмальПерегородчатая эмаль

Выемчатая эмаль. Специальным резцом согласно рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может выполняться на металлической основе, которая изначально гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В бижутерии используют штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.

Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть. Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.

Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI - XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».

Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.

Как делают ювелирные украшения с эмалью

Интересны эмали-гильоше. Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).

Эмаль этой техники зародилась в XVIII веке во Франции, и всё выполнялось значительно труднее, однако, какие прекрасные изделия того времени нас удивляют и восхищают до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX - начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.

В технике эмали по гильоширу используют только прозрачные эмали различной цветовой гаммы. Именно благодаря этому металлический фон с нанесенным на него узором просвечивает под эмалью. Эмали-гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре.

Витражная эмаль – это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.

Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.

Сеяная эмаль выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.

Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.

золотые украшения эмальюзолотые украшения эмалью

Горячие эмали

Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто. На самом же деле всё гораздо сложнее.

Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.

Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.

Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.

Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.

Холодные эмали

Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.

Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.

После нанесения эмаль застывает при комнатной температуре примерно в течение 48 часов, а при температуре 70 градусов – в течение 20 часов. Изделия похожи на керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получает различные цвета и оттенки.

Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.

Светоотверждаемая холодная эмаль. Техника выполнения этой эмали схожа с установкой зубных пломб. Нанесённый на поверхность изделия состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит её затвердевание. Используя именно эту технику, ювелиры могут запломбировать сколы на эмалевых ювелирных украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости находится между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.

В холодном эмалировании есть техника, при которой эмаль при нанесении растекается цветными узорами, как бензин на воде или как вулканическая лава. Вроде бы не соблюдают аккуратность, а получается красиво.

Следует дополнить, что горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.

Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной. Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.

Однако холодные эмали не лишены достоинств. Они пластичны и неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.

Ювелирные изделия с эмалью – как ухаживать, носить и беречь

Эмаль, по сути – это стекло. Отсюда и её свойства. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном, да ещё и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Наибольшему риску подвержены кольца. Как уже было сказано, ювелир может запломбировать скол. Но лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.

Как сохранить первоначальную яркость эмалевых красок?

Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.

Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.

Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.

И последнее. Эмалевые украшения рекомендуется хранить отдельно от других изделий, пусть даже и драгоценных, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими изделиями. Возможно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.

mylitta.ru

Виды и технологии создания ювелирных украшений с эмалью

Ювелирные компании страны изучают, что любят и носят русские женщины. Украшения становятся частью образа. На международных выставках есть аксессуары, которые не выходят из моды — ювелирные украшения с эмалью. Такие модели всегда привлекают внимание.

Содержание статьи

  • Виды эмалей
  • Ручные технологии
  • Уход за изделиями
  • Советы

Когда же впервые было использовано покрытие? Существует несколько версий. В одной говорится о Среднем Востоке, где украшали предметы утвари в Х–ХI веках нашей эры. Другая теория повествует о том, что искусство появилось в Византийской империи в V веке н. э.

Браслет, кулон и кольцо с эмалью

Техника декорирования пришла в Киевскую Русь в Х–ХI веках и получила название «финифть». Со временем она стала успешным промыслом в России. Производство изделий с финифтью началось в Вологде, а позднее в Ростове Великом. История финифти начиналась как религиозное искусство. Позже появились ювелирные украшения.

Виды эмалей

Эмаль — стекловидное покрытие, которое получается в результате обработки высокими температурами. Прозрачной глазурью покрывают золотые и серебряные изделия. «Глухую» — применяют для медной основы.

Существуют такие виды покрытия:

  • ювелирное;
  • расписная финифть;
  • перегородчатое;
  • выемчатое;
  • витражное;
  • художественное.

Техника нанесения шанлеве несложная. В пластине выпиливают углубления, которые заполняют цветной глазурью. Чем глубже выемка, тем темнее получается цвет в ювелирных изделиях. Мастера могут использовать готовые заготовки (в бижутерии).

Ручные технологии

Наиболее сложный способ нанесения стекловидного покрытия — перегородчатый. В мастерских, которые работают в этой технике, сначала создают эскиз аксессуара. По будущей модели выливают золотое или серебряное украшение. Затем уже припаивают полоски или проволоку.

Толщина перегородок зависит от эскиза, но не более одного мм. В полученные ячейки закладывают глазурь. После этого заготовку отправляют в печь. При обжиге покрытие опускается ниже перегородки, поэтому операцию повторяют пять–семь раз. На завершающем этапе аксессуар полируют и покрывают золотом или родием.

Браслет с эмалью ручной работы

Специалисты говорят о том, что сложно найти драгоценность с перегородчатым покрытием. Технология сложная, а производители применяют ее редко.

Техника «холодная эмаль» используется для аксессуаров из серебра 925 пробы. Чтобы заготовку отправить в печь, ее покрывают золотом или родием.

В ювелирных работах Ростовской фабрики отсутствуют «перегородки». Компания работает в технике финифти. Сначала готовят необходимую форму. Размолотым порошком покрывают ее с обеих сторон. Затем многократно расписывают, каждый раз отправляя заготовку в печь. Таким способом получают финифть, которая светится изнутри.

Художники создают медальоны, кольца, серьги, подвески. Продукция фабрики высоко ценится, так как производят ее с применением сложной техники. Она обладает такими достоинствами:

  • качеством;
  • долговечностью;
  • уникальностью.

В каталоге продукции завода есть такие коллекции:

  1. «Европа».
  2. «Калейдоскоп».
  3. «Русские сокровища».
  4. «Винтаж».

На фабрике также можно заказать украшение по эскизу.

Компания SOKOLOV создавала аксессуары под именем Diamant до 2012 года. В 2011 был основан в Швейцарии бренд SOKOLOV. Крупнейший в Европе комплекс находится в России. На сайте компании представлена следующая продукция со стекловидным покрытием:

  • подвески;
  • кольца;
  • серьги;
  • браслеты;
  • колье;
  • пирсы;
  • броши;
  • кресты;
  • зажимы для галстука;
  • запонки.

Среди коллекций компании SOKOLOV — серия с финифтью ROMANCE. В ней представлены золотые кольца с гранатами, сапфирами, топазами. Украшения выполнены в спокойной цветовой гамме. Аксессуары можно носить не только на выход, но и каждый день.

Компания KABAROVSKY выпустила коллекцию «Зимний лес». Серия аксессуаров с бриллиантами и эмалью лимитирована. В коллекции заключена гармония зимней природы.

Дизайнеры работали, вдохновленные любимыми сказками. В украшениях есть такие персонажи, как белочка, снегири, сова. Мастера создавали кольца, серьги и подвески вручную. Техника исполнения — горячая эмаль.

Коллекции с глазурью «Зимний лес» и «Аристократка» победили в конкурсе «Лучшие украшения России». Они заняли второе место в престижном состязании. Есть уникальная возможность приобрести эти драгоценности.

Работа с холодной глазурью — менее трудоемкая, но при создании украшений требуется профессионализм. Компания KU & KU — молодой бренд на рынке России. Дизайнеры создали серию аксессуаров с глазурью:

  1. «Маруся».
  2. «Хохлома».
  3. «Алиса в Стране чудес».
  4. «Изящная простота».
  5. «Геометрия» и другие.

Студия «Филларт» создает ювелирные изделия с эмалью. Дизайнеры использовали традиции русских заговоров и молитв, которые отлиты на кольцах. Материал изделий — серебро 925 пробы. Компания выпускает тематические коллекции и оригинальные украшения с эмалью.

Уход за изделиями

Драгоценности, выполненные в технике горячей эмали, не боятся света и воды, но их нельзя ронять. Рекомендации по уходу за изделиями:

  1. Избегать перепадов температур.
  2. Очищать мягкой ветошью.
  3. Снимать при выполнении домашних работ.
  4. Не подвергать ударам.
  5. Избегать воздействия химических веществ.

Советы

При покупке аксессуаров обращают внимания на трещины, пузыри и прочие дефекты. Если выбирают перегородчатое покрытие, необходимо знать следующее:

  • перегородка (проволока) заметна;
  • слой покрытия, как правило, тонкий;
  • стоимость изделия высокая.

В 2017 в моде однотонные цвета. Женственность образу придадут аксессуары с белой эмалью. Если необходимо дополнить образ, используют одно изделие с насыщенным цветом. Серьги с эмалью бренда Sunlight украсят девушку.

В гипермаркете бренда — коллекция «Шарм». В ней много новинок, среди них есть подвески с эмалью. На серебряной модели символ наступающего года — петух. А также можно подобрать и другие подвески из этой серии.

Сейчас на рынке много товаров отечественного производителя. Российская ювелирная продукция с финифтью может конкурировать с брендами Италии.

Рекомендуем другие статьи

dedpodaril.com


Смотрите также