Дорожная карта социального работника — программа развития социальной сферы, рассчитанная на период с 2013 по 2018 гг. Общероссийский план был подробно описан в Приказе Министерства труда и соцзащиты № 282. Позже каждый регион России составлял свою карту, опираясь на пункты, изложенные в Приказе. Местные власти, помимо разработки региональных карт, должны были также проследить за их реализацией. Каждый квартал они были обязаны направлять отчет в Минтруд, описывающий, как проходят запланированные мероприятия. В свою очередь, контроль за дорожными картами субъектов РФ осуществлялся тремя департаментами страны. Им также нужно было организовать процесс реализации принятой программы.
При разработке проекта перед российским обществом остро стояли следующие проблемы, требующие решения:
За пять лет предлагалось внести изменения, которые в конечном счете должны были привести к следующим результатам:
Показателями успешности внедрения дорожной карты считаются следующие цифры:
Реализация плана социально-экономического развития была осуществлена поэтапно. Общий план был разбит на несколько сфер. Первая касалась исключительно анализа происходящего. В 2015 году были тщательно проанализированы итоги изменений первых лет и выявлены существенные проблемы. В следующие три года в ходе мониторинга был выявлен уровень нуждаемости россиян в разных формах социального обслуживания, с учетом которого смогли определить оптимальную нагрузку, которую можно возложить на одного соцработника. К 2016 году на 1 716 480 клиентов должно было приходиться 170 207 соцработников.
Для улучшения обслуживания граждан в социальной сфере был принят ряд следующих мер:
Изменения коснулись и законодательных актов в области социального обслуживания. С 2015 по 2018 годы проводился анализ уже имеющихся законов и результатов их реализации и принимались предложения по улучшению действующих норм и правил. К моменту завершения программы удалось обеспечить взаимодействие между различными ведомствами. В начале проекта совместно с Фондом поддержки детей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, в пяти регионах страны была опробована программа по социальному сопровождению семей с детьми. Позже результаты проанализировали и распространили на другие субъекты РФ. Также был создан и внедрен проект социального сопровождения пенсионеров для помощи в получении различных услуг, которые не относятся к социальным (например, юридических и медицинских).
К 2018 году была укреплена и развита материально-техническая база соцслужб. Был составлен список учреждений, которым требовался ремонт либо перестройка, а также зданий, которые планировалось построить. В финансировании данных мероприятий принял участие ПФР. Также была разработана схема развития и размещения учреждений соцобслуживания вплоть до 2020 года, которая претворяется в жизнь и по сей день.
Чтобы увеличить эффективность работы социальных служб, повысить качество предоставляемых услуг, а также ликвидировать длинные очереди, был разработан комплекс следующих мероприятий:
К моменту завершения программы планировалось увеличить уровень зарплат, ежемесячно выплачиваемых соцработнику. Согласно Указу Президента № 597, увеличение должно было произойти в 1,4–1,5 раза. То есть доходы соцработников должны были достичь величины средних зарплат в регионе. Оплата этого мероприятия легла на бюджет страны. К 2018 году было установлено оптимальное соотношение среднего дохода персонала, выполняющего работу различной сложности, а также верхняя граница доходов работников, осуществляющих управление. С 2015 года начали проводить аттестацию соцработников, направлять их на курсы повышения квалификации.
В 2013 году вышел приказ Министерства труда и социальной защиты населения РФ № 677н, утвердивший стандарт профессиональной деятельности соцработника. Согласно ему, основная цель трудовых обязанностей соцработника — предоставить людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации, частично либо вовсе утратившим способность к самообслуживанию, следующие виды услуг, смежных с социальными:
Люди, совершавшие преступления и имеющие судимость, к социальной работе не допускаются.
Если расписать, что должен делать соцработник, получится следующий список:
Все покупки и иные платные мероприятия делаются за счет клиента.
Дорожная карта в сфере социального развития — комплекс мер, призванных решить ряд таких проблем, как низкое качество обслуживания, длинные очереди за получением услуг, а также отсутствие мотивации у соцработников в повышении своей эффективности. Все необходимые меры постепенно внедрялись в жизнь с 2013 по 2018 гг. Конечно, не обошлось и без попыток обойти требуемые мероприятия. Известно, что в 2016 году вместо увеличения зарплат в ряде регионов перевели часть сотрудников соцслужб на иные должности (например, «рабочих бюро бытовых услуг»). Однако по большей части к 2018 году цели проекта были достигнуты.
subsived.ru
Типовые вопросы работников (рубрикатор) в части оплаты труда в сфере «социальная защита»
Вопрос: Каким нормативным правовым актом регулируются особенности оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения?
Ответ:
В соответствии со статьей 8 Закона Санкт-Петербурга «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга» от 05.10 2005 № 531-74 особенности оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения определяются Правительством Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга в установленном порядке передало полномочия по определению оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга.
Таким образом, особенности оплата труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга регулируется постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1679 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга»
Вопрос: Из каких элементов состоит система оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения?
Ответ:
Система оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты включает в себя размеры должностного оклада, тарифной ставки (оклада), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, определенные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 05.10.2005 № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга».
Вопрос: Допускается ли задолженность по заработной плате, то есть задержка выплаты заработной платы более 15 дней в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга?
Ответ:
Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской федерации (далее – ТК РФ) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором.
Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, то выплата должно производится накануне.
При совпадении дня выплаты заработной платы со вторым выходным днем при пятидневной рабочей недели (например, с воскресеньем) заработная плата должна быть выплачена накануне первого выходного дня.
В случае, если день выплаты заработной платы совпадает с нерабочим праздничным днем, следующим за выходным днем (выходным днем) заработная плата должна быть выплачена накануне выходного дня (выходных дней).
Задержка выплаты заработной платы работникам нарушает трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также право граждан на вознаграждение за труд, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со статьей 142 ТК РФ задержка выплаты заработной платы влечет ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
В случае образования задолженности по заработной плате, то есть задержка выплаты более 15 дней (далее – задолженность) государственное учреждение социального обслуживания Санкт-Петербурга (далее – государственное учреждение) незамедлительно информирует об этом Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга для принятия мер по ликвидации задолженности.
Информация должна содержать причины задолженности и меры, принимаемые руководителем государственного учреждения по ее погашению.
Систематическое образование задолженности рассматривается как неэффективная работа руководителя, который несет персональную ответственность за своевременную выплату заработной платы работникам возглавляемого им государственного учреждения.
Вопрос: Относятся ли выплаты компенсационного и стимулирующего характера к основной заработной плате?
Ответ:
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата состоит из трех частей: основной части, компенсационных выплат и стимулирующих выплат.
Основная часть заработной платы может быть выражена в форме тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового (базового должностного оклада). Выплаты компенсационного и стимулирующего характера к основной заработной плате не относятся. Помимо указанных выплат к основной заработной плате не относятся также выплаты социального характера.
Вопрос: Предоставляться ли материальная помощь работникам учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга?
Ответ:
Материальная помощь работникам относится к выплатам социального характера. Материальная помощь предоставляется работнику для личных нужд и не увязана с его трудовыми достижениями.
На социальный характер материальной помощи указывается в Приказе Росстата от 28.10.2013 № 428 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (далее – Указания).
В пункте 90 Указаний определено, что в выплаты социального характера включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами. В Указаниях также приведен перечень выплат социального характера, в который включена также материальная помощь.
Регулирование вопросов, связанных с предоставлением материальной помощи работникам (далее – материальная помощь), осуществляется на коллективно-договорном и/или локальном уровне.
Предоставление материальной помощи рекомендуется устанавливать на основе Положения о предоставлении материальной помощи работникам государственного учреждения социального обслуживания (социальной защиты).
Положение либо утверждается локальным нормативным актом учреждения социального обслуживания (социальной защиты) с учетом мнения выборного профсоюзного органа, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.
www.gov.spb.ru
Изменения в отрасли здравоохранения, разработанные региональными властями в соответствии с Постановлением Правительства № 2599-рр, принятым 28.12.2012, призваны повысить зарплаты медицинскому персоналу и одновременно в разы улучшить эффективность работников, в первую очередь путем материального стимулирования.
Высокая зарплата по «дорожной карте» в медицине является не единственной приоритетной задачей принятого Указа Президента № 597 и Постановления Правительства № 2599-рр. Целями формирования плана мероприятий также являются:
Ответив на вопрос, «дорожная карта» — что это такое в зарплате, следует определиться, как будет оплачиваться труд медперсонала при выполнении разработанного плана мероприятий. При реализации программы зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении должна вырасти в 2 раза у сотрудников, относящихся к категории среднего и младшего персонала, и в 3 — у квалифицированных врачей.
Однако не все работники медицины могут претендовать на повышение заработных плат путем назначения стимулирующих выплат. Зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении не увеличится:
«Дорожная карта» по зарплате медработников не распространяется на лиц, у которых отсутствует документ о получении профильного образования. Препятствием к получению дополнительных средств является отсутствие медицинской страховки у работника.
Даже у медицинских работников, не попадающих в категории, на которые не распространяется действие Указа Президента № 597, и знающих, «дорожная карта» — что это в медицине, зарплата увеличивается не всегда. Дело в том, что оплата труда повышается в основном за счет стимулирующих выплат, которые назначаются специальной комиссией при оценке следующих показателей работы сотрудника:
Если зарплата у работника после проведенной проверки качества работы не изменилась, в первую очередь необходимо ознакомиться с актом экспертной оценки и узнать количество начисленных сотруднику баллов, на основании которых и формируется надбавка к ежемесячной оплате труда. Далее следует обратиться к нормативным документам учреждения здравоохранения, регулирующим процесс расчета дополнительных выплат. Если сотрудник постоянно и, по его мнению, безосновательно лишается надбавки, за защитой следует обратиться в судебный орган.
clubtk.ru
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2334), Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 49, ст. 6909), и во исполнение Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 19 декабря 2012 г. № ОГ-П12-133 пр п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» (далее – «дорожная карта»).
2. Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В. Самарина), Департаменту оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С. Маслова), Финансовому департаменту (С.В. Привезенцева):
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
4. Департаменту по демографической политике и социальной защите населения (О.В. Самарина) на основании представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетов о ходе выполнения «дорожной карты» и региональных «дорожных карт» представлять ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, доклад в Правительство Российской Федерации по данному вопросу.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
rosmintrud.ru
«ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ» В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Региональные «дорожные карты» повышения эффективности и качества услуг в сфере соцобслуживания населения должны быть разработаны в феврале 2013 года. Об этом на селекторном совещании с регионами заявил министр Максим Топилин. Он отметил, что Министерством труда и социальной защиты РФ разработана «дорожная карта»для сферы социального обслуживания населения, которая предусматривает поэтапное повышение к 2018 году заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в субъекте РФ.
«Я хотел бы обратить внимание, что это не просто повышение заработной платы всем вне зависимости от той или иной ситуации, а это повышение заработной платы, которая направлена на рост эффективности оказания услуг в области социального обслуживания населения», - подчеркнул Министр.
Он также напомнил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено поэтапное повышение заработной платы педагогических работников, занятых в учреждениях системы социальной защиты.
Приказом Минтруда России № 21 от 18 января 2013 года утверждены Методические рекомендации, которые являются единой методологической основой для подготовки региональных «дорожных карт». На основе данных рекомендаций в феврале 2013 года регионы должны разработать свои дорожные карты, в которых необходимо уточнить линейки повышения заработной платы в зависимости от того, какие средства были предусмотрены в региональных бюджетах. «Мы понимаем, что у всех разные стартовые условия, разные соотношения со средней заработной платой по субъекту, поэтому задача регионов заключается в том, чтобы выстроить свою линейку и двигаться, начиная с 2013 года, к достижению показателя 100 %», - отметил Максим Топилин.
По рекомендации Минтруда России региональная «дорожная карта» должна состоять из двух разделов: общее описание и план мероприятий. В первом разделе должны быть отражены проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания региона, определены цели, а также ожидаемые результаты и контрольные показатели реализации региональной «дорожной карты».
В План мероприятий рекомендуется включать не менее 6 разделов: анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения; совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания; обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию; сокращение очереди на получение социальных услуг; повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества работы организаций; сохранение кадрового потенциала, повышения престижа лиц, имеющих данную специальность, совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников.
В ближайшее время Министерство утвердит график рассмотрения проектов региональных «дорожных карт» с целью их возможной доработки и последующего утверждения нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации, в котором будет предусмотрено повышение средней заработной платы социальных работников с целью достижения установленных целевых показателей до уровня 100 % к 2018 году. Рекомендуемые целевые показатели соотношения среднемесячной зарплаты были доведены до регионов в сентябре-октябре 2012 года.
В ходе селекторного совещания Министр также обратил внимание представителей органов исполнительной власти субъектов РФ на необходимость проведения разъяснительной работы с целью реализации закона о декларировании доходов руководителей бюджетных организаций.
«Руководители всех бюджетных организации должны будут подать декларации о своих доходах за 2012 год не позднее 1 мая текущего года, и поэтому во всех регионах должны быть приняты соответствующие нормативные документы», - подчеркнул Министр.
Источник: www.rosmintrud.ru/social/18
stopstamp.ru