Дорожная карта что это такое в социальной сфере


Дорожная карта социального работника и другие аспекты реализации госпрограммы

Дорожная карта социального работника — программа развития социальной сферы, рассчитанная на период с 2013 по 2018 гг. Общероссийский план был подробно описан в Приказе Министерства труда и соцзащиты № 282. Позже каждый регион России составлял свою карту, опираясь на пункты, изложенные в Приказе. Местные власти, помимо разработки региональных карт, должны были также проследить за их реализацией. Каждый квартал они были обязаны направлять отчет в Минтруд, описывающий, как проходят запланированные мероприятия. В свою очередь, контроль за дорожными картами субъектов РФ осуществлялся тремя департаментами страны. Им также нужно было организовать процесс реализации принятой программы.

Планы и ожидаемые результаты

При разработке проекта перед российским обществом остро стояли следующие проблемы, требующие решения:

  • трудность в получении соцуслуг жителями «глубинки»;
  • недостаточное количество учреждений соцобслуживания, их устаревшая материально-техническая база;
  • длинные очереди на получение услуг как в стационарных центрах помощи населению, так и на дому;
  • недостаточное развитие частного сектора в сфере соцобслуживания;
  • низкий уровень ежемесячного дохода сотрудников социальных служб.

За пять лет предлагалось внести изменения, которые в конечном счете должны были привести к следующим результатам:

  • организации в регионах страны целой сети учреждений, оказывающих соцуслуги, в том числе за счет привлечения частных некоммерческих организаций;
  • значительному развитию рынка соцобслуживания;
  • ремонту (включая капремонт) объектов инфраструктуры соцобслуживания;
  • использованию современных технологий и новых методик;
  • повышению доступности получения услуг для жителей сел, деревень и отдаленных районов;
  • росту ежемесячных доходов соцработников и их переводу на эффективные контракты, где прописаны их должностные обязанности, критерии эффективности, а также условия оплаты трудовой деятельности и предоставления различных льгот;
  • перераспределению нагрузки на соцработников;
  • росту числа сотрудников соцслужб;
  • формированию наиболее объективной системы оценки профессионализма сотрудника и качества тех услуг, которые он предоставляет.

Показателями успешности внедрения дорожной карты считаются следующие цифры:

  • рост числа людей, обращающихся за получением соцуслуг, до 99,3%;
  • рост числа пенсионеров и инвалидов, обращающихся за помощью в негосударственные соцслужбы, до 5%;
  • рост числа негосударственных служб до 10% от общего числа организаций, оказывающих социальные услуги гражданам;
  • снижение количества зданий социальных служб, требующих серьезного ремонта, до 4%;
  • полное отсутствие очередей на получение помощи на дому, а также в медико-социальных учреждениях для временного проживания;
  • рост ежемесячных доходов сотрудников соцслужб до уровня средней зарплаты в регионе;
  • сокращение разрыва между ежемесячными доходами соцработников и руководителей соцслужб (теперь последние не могут получать сумму, превышающую размер зарплаты сотрудников более чем в восемь раз).

План мероприятий и их реализация

Реализация плана социально-экономического развития была осуществлена поэтапно. Общий план был разбит на несколько сфер. Первая касалась исключительно анализа происходящего. В 2015 году были тщательно проанализированы итоги изменений первых лет и выявлены существенные проблемы. В следующие три года в ходе мониторинга был выявлен уровень нуждаемости россиян в разных формах социального обслуживания, с учетом которого смогли определить оптимальную нагрузку, которую можно возложить на одного соцработника. К 2016 году на 1 716 480 клиентов должно было приходиться 170 207 соцработников.

Для улучшения обслуживания граждан в социальной сфере был принят ряд следующих мер:

  • проведены мероприятия по кадровому планированию соцслужб в соответствии с новыми целями;
  • организовано профессиональное обучение работников данных служб;
  • разработаны меры, стимулирующие повышение эффективности работы сотрудников;
  • проведен анализ возможной эффективности работы медико-социальных служб для временного либо постоянного размещения пенсионеров и инвалидов, которые не могут самостоятельно себя обслуживать;
  • проведен тщательный анализ качества услуг, предоставляемых в стационарных службах защиты населения;
  • проведен комплекс мероприятий для обеспечения полной безопасности учреждений соцобслуживания с ежегодным контролем реализации этих мер.

Изменения коснулись и законодательных актов в области социального обслуживания. С 2015 по 2018 годы проводился анализ уже имеющихся законов и результатов их реализации и принимались предложения по улучшению действующих норм и правил. К моменту завершения программы удалось обеспечить взаимодействие между различными ведомствами. В начале проекта совместно с Фондом поддержки детей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, в пяти регионах страны была опробована программа по социальному сопровождению семей с детьми. Позже результаты проанализировали и распространили на другие субъекты РФ. Также был создан и внедрен проект социального сопровождения пенсионеров для помощи в получении различных услуг, которые не относятся к социальным (например, юридических и медицинских).

К 2018 году была укреплена и развита материально-техническая база соцслужб. Был составлен список учреждений, которым требовался ремонт либо перестройка, а также зданий, которые планировалось построить. В финансировании данных мероприятий принял участие ПФР. Также была разработана схема развития и размещения учреждений соцобслуживания вплоть до 2020 года, которая претворяется в жизнь и по сей день.

Рост зарплат и эффективности

Чтобы увеличить эффективность работы социальных служб, повысить качество предоставляемых услуг, а также ликвидировать длинные очереди, был разработан комплекс следующих мероприятий:

  • Разработка современных технологий, позволяющих получать услуги на дому (в том числе людям, страдающим психическими расстройствами), а также облегчающих процесс получения услуг для тех, кто проживает в отдаленных районах.
  • Ежегодное распространение передового опыта работы региональных органов исполнительной власти в сфере предоставления соцуслуг пенсионерам.
  • Привлечение на рынок оказания соцуслуг частных некоммерческих служб, волонтеров и благотворителей для повышения конкурентоспособности служб, ведь граждане смогли бы самостоятельно выбирать понравившееся учреждение.
  • Совершенствование мер по проведению независимой оценки качества работы соцслужб (на основе показателей и критериев, которые помогают оценить соотношение количества затраченного труда и его качества).
  • Создание при службах попечительских советов.
  • Постоянное информирование граждан об изменениях в сфере социального обслуживания.

К моменту завершения программы планировалось увеличить уровень зарплат, ежемесячно выплачиваемых соцработнику. Согласно Указу Президента № 597, увеличение должно было произойти в 1,4–1,5 раза. То есть доходы соцработников должны были достичь величины средних зарплат в регионе. Оплата этого мероприятия легла на бюджет страны. К 2018 году было установлено оптимальное соотношение среднего дохода персонала, выполняющего работу различной сложности, а также верхняя граница доходов работников, осуществляющих управление. С 2015 года начали проводить аттестацию соцработников, направлять их на курсы повышения квалификации.

В 2013 году вышел приказ Министерства труда и социальной защиты населения РФ № 677н, утвердивший стандарт профессиональной деятельности соцработника. Согласно ему, основная цель трудовых обязанностей соцработника — предоставить людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации, частично либо вовсе утратившим способность к самообслуживанию, следующие виды услуг, смежных с социальными:

  • бытовые;
  • медицинские;
  • правовые;
  • психологические;
  • экономические.

Люди, совершавшие преступления и имеющие судимость, к социальной работе не допускаются.

Если расписать, что должен делать соцработник, получится следующий список:

  • находить тех, кто испытывает трудности и нуждается в социальном обслуживании;
  • закупать клиентам продукты, доставлять их на дом, при необходимости готовя из них блюда или принося горячие обеды;
  • покупать предметы первой необходимости;
  • покупать книги и журналы, билеты в культурные заведения;
  • доставлять клиентам воду, если те живут в доме, где нет центрального водоснабжения;
  • доставлять топливо тем, кто живет без центрального отопления, а также помогать растапливать печь;
  • относить при необходимости вещи клиента в химчистку либо починку;
  • нанимать людей для уборки жилья клиента, а также специалистов для устранения имеющихся неисправностей и ремонта жилого помещения;
  • нанимать специалистов для ухода за садом либо огородом;
  • рассказывать клиенту об услугах, которые он может получить;
  • помогать в оформлении различных заявлений, а также сопровождать клиента в его походах за получением различного рода услуг (включая медицинские и социальные);
  • оплачивать платежные квитанции клиента;
  • читать клиенту его корреспонденцию и помогать писать письма;
  • вызывать социальное такси для клиента;
  • оказывать клиенту первую помощь, а также проводить медицинские процедуры, прописанные врачом;
  • поддерживать позитивное настроение клиента;
  • помогать клиенту получить образование или трудоустроиться;
  • помочь родственникам организовать похоронный ритуал.

Все покупки и иные платные мероприятия делаются за счет клиента.

Дорожная карта в сфере социального развития — комплекс мер, призванных решить ряд таких проблем, как низкое качество обслуживания, длинные очереди за получением услуг, а также отсутствие мотивации у соцработников в повышении своей эффективности. Все необходимые меры постепенно внедрялись в жизнь с 2013 по 2018 гг. Конечно, не обошлось и без попыток обойти требуемые мероприятия. Известно, что в 2016 году вместо увеличения зарплат в ряде регионов перевели часть сотрудников соцслужб на иные должности (например, «рабочих бюро бытовых услуг»). Однако по большей части к 2018 году цели проекта были достигнуты.

subsived.ru

Оплата труда работников в социальной сфере

Типовые вопросы работников (рубрикатор) в части оплаты труда в сфере «социальная защита»

Вопрос: Каким нормативным правовым актом регулируются особенности оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения?

Ответ:

В соответствии со статьей 8 Закона Санкт-Петербурга «О системах оплаты труда работников государственных учреждений                                   Санкт-Петербурга» от 05.10 2005 № 531-74 особенности оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения определяются Правительством Санкт-Петербурга.   

Правительство Санкт-Петербурга в установленном порядке передало полномочия по определению оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга.

Таким образом, особенности оплата труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга регулируется постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1679 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга»

Вопрос: Из каких элементов состоит система оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения? 

Ответ:

Система оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты включает в себя размеры должностного оклада, тарифной ставки (оклада), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, определенные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 05.10.2005 № 531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга».

Вопрос: Допускается ли задолженность по заработной плате, то есть задержка выплаты заработной платы более 15 дней в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга?

Ответ:

Согласно статье 136 Трудового кодекса Российской федерации (далее – ТК РФ) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором.

Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, то выплата должно производится накануне.

При совпадении дня выплаты заработной платы со вторым выходным днем при пятидневной рабочей недели (например, с воскресеньем) заработная плата должна быть выплачена накануне первого выходного дня.

В случае, если день выплаты заработной платы совпадает с нерабочим праздничным днем, следующим за выходным днем (выходным днем) заработная плата должна быть выплачена накануне выходного дня (выходных дней).

Задержка выплаты заработной платы работникам нарушает трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также право граждан на вознаграждение за труд, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со статьей 142 ТК РФ задержка выплаты заработной платы влечет ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

В случае образования задолженности по заработной плате, то есть задержка выплаты более 15 дней (далее – задолженность) государственное учреждение социального обслуживания Санкт-Петербурга (далее – государственное учреждение) незамедлительно информирует об этом Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга для принятия мер по ликвидации задолженности.

Информация должна содержать причины задолженности и меры, принимаемые руководителем государственного учреждения по ее погашению.

Систематическое образование задолженности рассматривается как неэффективная работа руководителя, который несет персональную ответственность за своевременную выплату заработной платы работникам возглавляемого им государственного учреждения.

Вопрос:  Относятся ли выплаты компенсационного и стимулирующего характера к основной заработной плате?

Ответ:

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата состоит из трех частей: основной части, компенсационных выплат и стимулирующих выплат. 

Основная часть заработной платы может быть выражена в форме тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового (базового должностного оклада). Выплаты компенсационного и стимулирующего характера к основной заработной плате не относятся. Помимо указанных выплат к основной заработной плате не относятся также выплаты социального характера.

Вопрос: Предоставляться ли материальная помощь работникам учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга?

  Ответ:

Материальная помощь работникам относится к выплатам социального характера. Материальная помощь предоставляется работнику для личных нужд и не увязана с его трудовыми достижениями.

На социальный характер материальной помощи указывается в Приказе Росстата от 28.10.2013 № 428 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (далее – Указания).

В пункте 90 Указаний определено, что в выплаты социального характера включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами. В Указаниях также приведен перечень выплат социального характера, в который включена также материальная помощь.

Регулирование вопросов, связанных с предоставлением материальной помощи работникам (далее – материальная помощь), осуществляется  на коллективно-договорном и/или локальном уровне.

Предоставление материальной помощи рекомендуется устанавливать на основе Положения о предоставлении материальной помощи работникам государственного учреждения социального обслуживания (социальной защиты).

Положение либо утверждается локальным нормативным актом учреждения социального обслуживания (социальной защиты) с учетом мнения выборного профсоюзного органа, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

www.gov.spb.ru

Зарплаты в медицине: нововведения по «дорожной карте»

Изменения в отрасли здравоохранения, разработанные региональными властями в соответствии с Постановлением Правительства № 2599-рр, принятым 28.12.2012, призваны повысить зарплаты медицинскому персоналу и одновременно в разы улучшить эффективность работников, в первую очередь путем материального стимулирования.

Высокая зарплата по «дорожной карте» в медицине является не единственной приоритетной задачей принятого Указа Президента № 597 и Постановления Правительства № 2599-рр. Целями формирования плана мероприятий также являются:

  1. Организация конкурентной среды.
  2. Установление прямой зависимости заработной платы от объема оказанных населению услуг, а также их качества.
  3. Заключение эффективных контрактов, по которым устанавливается зарплата медиков по «дорожной карте». Договора сотрудников должны содержать критерии оценивания работы, а также показатели, достижение которых позволит работнику получать поощрительные выплаты.
  4. Тщательная проработка и принятие региональных программ в области здравоохранения, вносящих изменения в имеющуюся систему.

Как отразится на заработной плате и для кого

Ответив на вопрос, «дорожная карта» — что это такое в зарплате, следует определиться, как будет оплачиваться труд медперсонала при выполнении разработанного плана мероприятий. При реализации программы зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении должна вырасти в 2 раза у сотрудников, относящихся к категории среднего и младшего персонала, и в 3 — у квалифицированных врачей.

Однако не все работники медицины могут претендовать на повышение заработных плат путем назначения стимулирующих выплат. Зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении не увеличится:

  • у заведующих медицинских учреждений, занимающихся исключительно административной работой. Исключение составляют сотрудники, совмещающие врачебную практику и руководящую должность;
  • у медперсонала, деятельность которых подпадает под действие федеральной программы «Здоровье»:
    • врачей, занимающихся родами, а равно уходом за появившимися на свет младенцами;
    • семейных врачей;
    • участковых педиатров и терапевтов, а также у работающих с ними младших медицинских сотрудников;
  • у врачей, оказывающих высокотехнологичные услуги.

«Дорожная карта» по зарплате медработников не распространяется на лиц, у которых отсутствует документ о получении профильного образования. Препятствием к получению дополнительных средств является отсутствие медицинской страховки у работника.

Что делать, если заработную плату не повышают

Даже у медицинских работников, не попадающих в категории, на которые не распространяется действие Указа Президента № 597, и знающих, «дорожная карта» — что это в медицине, зарплата увеличивается не всегда. Дело в том, что оплата труда повышается в основном за счет стимулирующих выплат, которые назначаются специальной комиссией при оценке следующих показателей работы сотрудника:

  • количество болезней, обнаруженных у пациентов;
  • наличие жалоб и положительных отзывов — степень удовлетворенности обслуживаемых врачом больных;
  • стремление специалиста постоянно повышать квалификацию, изучать новейшие методики работы, профессиональные достижения;
  • наличие осложнений и несвоевременных госпитализаций;
  • аккуратность при работе с отчетами и другой документацией.

Если зарплата у работника после проведенной проверки качества работы не изменилась, в первую очередь необходимо ознакомиться с актом экспертной оценки и узнать количество начисленных сотруднику баллов, на основании которых и формируется надбавка к ежемесячной оплате труда. Далее следует обратиться к нормативным документам учреждения здравоохранения, регулирующим процесс расчета дополнительных выплат. Если сотрудник постоянно и, по его мнению, безосновательно лишается надбавки, за защитой следует обратиться в судебный орган.

clubtk.ru

Приказ Минтруда России №650 от 29 декабря 2012 г.

«Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)»»

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2334), Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 49, ст. 6909), и во исполнение Протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 19 декабря 2012 г. № ОГ-П12-133 пр п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» (далее – «дорожная карта»).

2. Департаменту демографической политики и социальной защиты населения (О.В. Самарина), Департаменту оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства (М.С. Маслова), Финансовому департаменту (С.В. Привезенцева):

  • обеспечить реализацию «дорожной карты», утвержденной настоящим приказом;
  • осуществлять методическое сопровождение субъектов Российской Федерации при разработке ими региональных «дорожных карт», включая целевые показатели и индикаторы по достижению ориентиров, определенных «дорожной картой»;
  • осуществлять мониторинг реализации «дорожной карты» и региональных «дорожных карт» в 2013-2018 гг;

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • разработать с учетом положений «дорожной карты» и утвердить в I квартале 2013 года региональные «дорожные карты» на 2013-2018 годы;
  • обеспечить реализацию «дорожной карты»;
  • предоставлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Минтруд России отчет о ходе выполнения «дорожной карты» и региональных «дорожных карт».

4. Департаменту по демографической политике и социальной защите населения (О.В. Самарина) на основании представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетов о ходе выполнения «дорожной карты» и региональных «дорожных карт» представлять ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, доклад в Правительство Российской Федерации по данному вопросу.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр М.А. Топилин

rosmintrud.ru

«ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ» В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

«ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ» В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Региональные «дорожные карты» повышения эффективности и качества услуг в сфере соцобслуживания населения должны быть разработаны в феврале 2013 года. Об этом на селекторном совещании с регионами заявил министр Максим Топилин. Он отметил, что Министерством труда и социальной защиты РФ разработана «дорожная карта»для сферы социального обслуживания населения, которая предусматривает поэтапное повышение к 2018 году заработной платы социальных работников до 100 % от средней заработной платы в субъекте РФ.

«Я хотел бы обратить внимание, что это не просто повышение заработной платы всем вне зависимости от той или иной ситуации, а это повышение заработной платы, которая направлена на рост эффективности оказания услуг в области социального обслуживания населения», - подчеркнул Министр.

Он также напомнил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено поэтапное повышение заработной платы педагогических работников, занятых в учреждениях системы социальной защиты.

Приказом Минтруда России № 21 от 18 января 2013 года утверждены Методические рекомендации, которые являются единой методологической основой для подготовки региональных «дорожных карт». На основе данных рекомендаций в феврале 2013 года регионы должны разработать свои дорожные карты, в которых необходимо уточнить линейки повышения заработной платы в зависимости от того, какие средства были предусмотрены в региональных бюджетах. «Мы понимаем, что у всех разные стартовые условия, разные соотношения со средней заработной платой по субъекту, поэтому задача регионов заключается в том, чтобы выстроить свою линейку и двигаться, начиная с 2013 года, к достижению показателя 100 %», - отметил Максим Топилин.

По рекомендации Минтруда России региональная «дорожная карта» должна состоять из двух разделов: общее описание и план мероприятий. В первом разделе должны быть отражены проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания региона, определены цели, а также ожидаемые результаты и контрольные показатели реализации региональной «дорожной карты».

В План мероприятий рекомендуется включать не менее 6 разделов: анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения; совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания; обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию; сокращение очереди на получение социальных услуг; повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества работы организаций; сохранение кадрового потенциала, повышения престижа лиц, имеющих данную специальность, совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников.

В ближайшее время Министерство утвердит график рассмотрения проектов региональных «дорожных карт» с целью их возможной доработки и последующего утверждения нормативно правовым актом субъекта Российской Федерации, в котором будет предусмотрено повышение средней заработной платы социальных работников с целью достижения установленных целевых показателей до уровня 100 % к 2018 году. Рекомендуемые целевые показатели соотношения среднемесячной зарплаты были доведены до регионов в сентябре-октябре 2012 года.

В ходе селекторного совещания Министр также обратил внимание представителей органов исполнительной власти субъектов РФ на необходимость проведения разъяснительной работы с целью реализации закона о декларировании доходов руководителей бюджетных организаций.

«Руководители всех бюджетных организации должны будут подать декларации о своих доходах за 2012 год не позднее 1 мая текущего года, и поэтому во всех регионах должны быть приняты соответствующие нормативные документы», - подчеркнул Министр.

Источник: www.rosmintrud.ru/social/18

stopstamp.ru


Смотрите также