Демократия что это такое


Что такое Демократия

07Ноя

Демократия – это термин который применяется к описанию политической системы управления государством, идее и концепции, основанной на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия«, переводится как «власть народа» и имеет Древнегреческое происхождение, ведь именно там сформировались и были реализованы основные идеи демократической концепции управления.

Что такое демократия простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, демократия – это система управления государством, источником власти в которой является сам народ. Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод и обязательств сформированных с учетом интересов всего сообщества. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что демократия – это возможность для каждого человека свободно участвовать в непосредственном управлении своим государством, обществом и личной судьбой в конечном счете.

Формы демократии.

Узнав определения термина «демократия», закономерно возникают вопросы типа: «А как именно, народ управляет государством?» и «Какие существуют формы и способы демократического управления?».

В данный момент существует две основные концепции осуществления народной власти в демократическом обществе. Это: «Непосредственная демократия» и «Представительная демократия».

Непосредственная (прямая) демократия.

Прямая демократия – это система при которой все решения принимаются непосредственно самим народом через его прямое волеизъявление. Данная процедура становится возможной благодаря проведению различных референдумов и опросов. К примеру, это может выглядеть следующим образом: В государстве «N», нужно принять закон о запрете употребления алкогольных напитков в определенное время. Для этого проводится референдум, на котором жители голосуют «За» или «Против» данного закона. Решение о том будет ли принят закон или нет, формируется исходя из того как проголосовало большинство граждан.

chto-takoe.net

ДЕМОКРАТИЯ - это... Что такое ДЕМОКРАТИЯ?

(от греч. demos — народ, kratos — власть, правление) — форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений. Д. основывается на признании народа в качестве источника власти и предполагает власть большинства, равноправие граждан, верховенство закона и т.д. При непосредственной Д. основные решения принимаются самими избирателями (напр., посредством референдумов), при представительной Д. решения принимаются выборными учреждениями (напр., парламентами). Форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, гарантирующих меньшинству осуществление определенных индивидуальных или коллективных прав (таких, напр., как свобода слова, вероисповедания и т.д.), называется либеральной, или конституционной, Д. Впервые демократический образ правления утвердился в Др. Греции. Отцом греч. Д. считается Солон, начавший в 594 до н.э. реформу государственного устройства Афин. Первые письменные фиксации слова «Д.» встречаются, однако, лишь в текстах втор. пол. 5 в. до н.э. (Эсхил, Геродот). Понадобилось не менее полувека, чтобы осмыслить новую реальность — народовластие. Д. отсутствовала в средневековом феодальном обществе, не имевшем ни государства, ни гражданского общества в современном смысле. Начиная с 17 в. демократический способ управления постепенно утверждается в развитых западноевропейских странах. Так, во Франции в 1814 было 100 тыс. избирателей при населении 30 млн человек. Женщины получили право голоса только после Первой мировой войны (в Швейцарии в 1971). Только в 1970-е гг. возраст самых молодых избирателей был снижен до 18 лет. Определение Д. как общественного строя, при котором власть находится в руках народа, не удовлетворяло уже ни Платона, ни Аристотеля, различавших Д., регулируемую законами, и Д., лишенную правил. В последнем случае народ, т.е. большинство, попадая под влияние демагогов, устанавливает свою неограниченную власть над теми, кто остался в меньшинстве. Чисто формальная Д., не ограниченная никакими содержательными требованиями, способна привести к господству массы (охлократии) и к установлению самых крайних форм административной системы, вплоть до открыто тоталитарного общества. Известно, что Гитлер пришел к власти в 1933 в результате вполне демократических выборов. «Формальная демократия, т.е. право на свободное, равное и тайное голосование как таковое, отнюдь не является гарантией свободы, напротив, скорее угрозой ей» (К. Ясперс).

Д. означает периодическое обновление системы власти путем свободного, регулируемого законом волеизъявления граждан. Понятие «Д.» неразрывно связано с понятием «гражданское общество», охватывающим сферу спонтанного, огражденного законом самопроявления индивидов и добровольных ассоциаций и включающим всю совокупность неполитических отношений в обществе. Гос-во устанавливает законы, препятствующие прямому вмешательству и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти. Основным инструментом обратного воздействия гражданского общества на гос-во является Д. Демократические выборы органов государственной власти представляют собой краткие, регулярно повторяющиеся периоды доминирования гражданского общества над гос-вом, управляемых над управляющими. Результатом такого доминирования является обновленное гос-во, приведенное в большее соответствие с гражданским обществом.

Полноценная Д. возможна лишь в случае, если есть устойчивое гражданское общество, способное использовать ее в качестве инструмента приведения гос-ва в большее соответствие с теми ценностями, которые разделяет гражданское общество. В свою очередь само существование гражданского общества, руководствующегося в своей жизни правилами, установленными гос-вом, является стабильным и продуктивным, если в распоряжении гражданского общества есть Д. как решающее средство воздействия на гос-во. Связь Д. с развитым гражданским обществом является ключом к пониманию Д. и объяснением того, почему в странах, где гос-во не имеет в качестве своего противовеса гражданского общества, Д. оказывается неэффективной, а иногда даже вредной. Общество представляет собой как бы две модели человеческой взаимосвязанности, накладывающиеся друг на друга и чередующиеся. Общество первой модели предстает как структурная, дифференцированная и зачастую иерархическая система политических, правовых и экономических уложений с множеством типов оценок, разделяющих людей по типу «больше» или «меньше». Общество второй модели оказывается неструктурной или рудиментарно структурированной, недифференцированной общностью равных личностей. Структурные отношения, открыто предполагающие неравенство людей, включают, в частности, их отношения по должностям, статусам, социальным ролям и т.п. Противоположностью таких отношений являются коммунитарные, или общинные, отношения, предполагающие равенство людей и особенно отчетливо проявляющиеся в переходных ситуациях: революции, выборы (сообщество равных в своих правах избирателей), перемена работы (сообщество безработных), перемещение в пространстве (пассажиры транспорта) и т.п. Коммунитарные отношения доминируют в религиозных общинах, в университетских сообществах, на митингах и демонстрациях, в политических партиях и т.п. Наиболее яркими, можно сказать, парадигмальными примерами коммунитарных отношений являются отношения подлинных друзей и влюбленных. И в том, и в др. случае люди вступают в отношения как целостные личности, во всем равные друг другу. Структурные отношения иногда называются вертикальными, а коммунитарные — горизонтальными. «Любое общество — современное или традиционное, феодальное или капиталистическое — характеризуется системой межличностных коммуникаций и обменов, как формальных, так и неформальных. Некоторые из этих связей носят преимущественно «горизонтальный» характер, сводя вместе обладателей равных статусов и возможностей. Др. связи в основном «вертикальны» и объединяют неравных людей с помощью асимметричных отношений подавления и зависимости. В реальном мире, разумеется, связи обоих типов соседствуют между собой...» (Р. Патнэм). Коммунитарные отношения выражают глубинную сущность человека — единство всех людей, их родовую общность. В известном смысле они фундаментальнее структурных отношений. Социальная жизнь представляет собой сложную динамику и неустойчивое равновесие «общинности», или равенства, и структурности, или неравенства. Д. является основным средством, с помощью которого общество приводит в относительное соответствие и во временное равновесие структурные и коммунитарные отношения. Д. — это немногие дни и часы, когда все члены общества становятся равны друг другу (в качестве избирателей) с тем, чтобы путем своего свободного выбора тут же воссоздать, но, возможно, уже в измененной форме постоянно существующее между ними неравенство. Д. как периодическое кратковременное господство коммунитарных отношений над структурными с целью изменения и обновления последних является эффективной только в условиях индивидуалистического, но не коллективистического общества (см. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ). Коллективистическому обществу нет необходимости прибегать к Д. для обновления своей структуры. Если даже оно сохраняет демократические процедуры, как это было в коммунистическом обществе, Д. становится чисто формальной. Участие в выборах делается не только правом гражданина, но и его обязанностью, «выбор» предлагается сделать из одного, безальтернативного кандидата, итоги голосования подводятся людьми, уполномоченными на это господствующей элитой, и т.д. Национал-социалистическое общество вообще презрительно относилось к Д. и не находило нужным проводить хотя бы формально-демократические выборы. Реальное обновление структуры коллективистического общества производится не рядовыми избирателями, а правящей элитой, действующей по ею же самой разработанным правилам. Равновесие между структурными и коммунитарными отношениями достигается путем постулирования будущего совершенного мира, в котором коммунитарные отношения будут безраздельно господствующими. Реально же существующее общество, отличающееся особо жесткой структурностью, объявляется временным и преходящим, всего лишь несовершенным преддверием будущего. Эпохой господства коммунитарных отношений в коммунистическом обществе провозглашается коммунизм, в национал-социалистическом обществе — будущее чисто арийское гос-во, завоевавшее все необходимое для своего устойчивого («тысячелетнего») существования. Текущее равновесие коммунитарных и структурных отношений в коллективистическом обществе частично способствует т.н. повседневная Д.: регулярные собрания; многолюдные демонстрации и митинги; праздники, которых чрезвычайно много; дни выборов (без выбора), всегда оформляемые как праздник, и т.д. Д. не коренится ни в природе человека, ни в природе общества. Она не является ни общечеловеческой, ни универсальной социальной ценностью и предполагает для своей эффективности целый ряд социальных условий и ин-тов. Одно из основных условий — существование устойчивого гражданского общества. Др. условием является правовое гос-во — гос-во, в котором законы имеют равную силу для всех и изменение законов происходит только правовым путем. Такое гос-во предоставляет человеку ту защиту от насилия, при которой только и может проявиться значимость его взглядов и воли. Д. предполагает, далее, возможность открытой, ничем не ограниченной дискуссии. Чтобы последняя могла осуществляться на основе подлинной осведомленности, необходима свобода прессы, собраний, свобода слова. Д. требует также существования конкурирующих между собой политических партий. Стабильность Д. придает также то, что можно назвать демократическим образом жизни: в массе населения должно постоянно жить сознание свободы и осознание той цены, какой она была завоевана. Осознание ценности свободы должно дополняться наличием у основной массы населения определенных привычек (этоса) совместной жизни, становящихся как бы само собой разумеющимся свойством человеческой натуры (уважительное отношение к закону, терпимость в общении, уважение к правам других, внимание и готовность помочь, отказ от насилия над группами меньшинства, постоянная готовность пойти на компромисс в житейских вопросах и др.). Еще одно важное условие Д. — достаточно высокий уровень социально-экономического развития общества. «Эмпирический опыт свидетельствует, что эффективная демократия является коррелятом социоэкономической модернизации... Благосостояние облегчает бремя, как общественное, так и частное, и совершенствует социальное устройство» (Патнэм). Д. предполагает также писаную или неписаную конституцию, ограждающую свободу, права человека и правовое гос-во от посягательств временно пребывающей у власти партии большинства. Д. требует отделения политики от экономики, разделения власти на три ветви и эффективно функционирующей судебной системы. Д. всегда существует в определенном социальном контексте, ее формы, размах и эффективность меняются с изменением этого контекста.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

Page 2
  • абсолютное — • абсолютное беззаконие • абсолютное безразличие • абсолютное безрассудство • абсолютное безучастие • абсолютное благо • абсолютное блаженство • абсолютное большинство • абсолютное господство • абсолютное добро • абсолютное доверие • абсолютное… …   Словарь русской идиоматики

  • Абсолютное — (лат. absolutus безусловный) безотносительное, безусловное; взятое вне связи, вне сравнения с чем либо; совершенное, полное. Абсолютное противопоставляется относительному, или релятивному, условному, зависящему от тех или иных условий,… …   Википедия

  • АБСОЛЮТНОЕ — И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ (лат. absolutus отделенное, отпущенное и лат. relativus отнесенное в то или иное место) противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, непреложное,… …   Новейший философский словарь

  • АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ —         категории материалистич. диалектики. Абсолютное безусловное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее (в этом смысле абсолютна материя). Относительное (релятивное) условное, зависящее от тех или иных условий и, следовательно,… …   Философская энциклопедия

  • АБСОЛЮТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО — (absolute advantage) Потребление меньшего количества ресурсов в расчете на единицу выпуска продукции по сравнению с другими производителями. Даже при уменьшении затрат всего лишь одного вида ресурсов, например рабочего времени, производитель уже… …   Экономический словарь

  • Абсолютное Преимущество — (absolute advantage) Более высокая эффективность экономической деятельности отдельного лица или группы лиц по сравнению с другими лицами или группами лиц. Адам Смит (1723–1790) предположил, что фритредерство (свобода торговли) окажется выгодным,… …   Словарь бизнес-терминов

  • Абсолютное пространство — в классической механике трёхмерное эвклидово пространство, в котором выполняется принцип относительности и преобразования Галилея. Термин введён Ньютоном (вместе с концепцией абсолютного времени) в «Математических началах натуральной философии».… …   Википедия

  • абсолютное значение числа — модуль числа абсолютная величина числа — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] абсолютное значение Величина числа без учета его знака. Так, числа +18 и 18 имеют одно и то же абсолютное… …   Справочник технического переводчика

  • абсолютное измерение — Измерение, основанное на прямых измерениях одной или нескольких основных величин и (или) использовании значений физических констант. Пример. Измерение силы F = mg основано на измерении основной величины массы т и использовании физической… …   Справочник технического переводчика

  • абсолютное измерение (силы) тяжести — (гравиразведка): Источник: ГОСТ Р 54363 2011: Полевые геофизические исследования. Термины и определения оригинал документа …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

dic.academic.ru

ДЕМОКРАТИЯ - это... Что такое ДЕМОКРАТИЯ?

  • ДЕМОКРАТИЯ — есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем. Джордж Бернард Шоу Демократия наихудшая форма правления, если не считать всех остальных. Уинстон Черчилль Демократия это процесс, в ходе которого люди свободно… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Демократия — (democracy) От греческого слова народовластие . Поскольку народ редко проявляет единообразие мыслей, демократия , как термин описательный, может считаться синонимом понятия правления большинства (majority rule). В Древней Греции и позже, в XVIII… …   Политология. Словарь.

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греч. demos народ, kratos власть, правление) форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений. Д. основывается на признании народа в качестве источника власти и… …   Философская энциклопедия

  • Демократия —  Демократия  ♦ Démocratie    Политический строй, при котором полнота власти принадлежит народу. Это не значит, что народ управляет государством или хотя бы принимает его законы. Это значит, что никто не может управлять государством или… …   Философский словарь Спонвиля

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греческого demos народ и...кратия), форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая… …   Современная энциклопедия

  • Демократия — (от греческого demos народ и ...кратия), форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греч. demos народ и ...кратия) форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕМОКРАТИЯ — ДЕМОКРАТИЯ, демократии, жен. (греч. demokratia) (книжн., полит.). 1. только ед. Форма правления, при которой власть осуществляется самим народом, массами, непосредственно или через представительные учреждения. В буржуазных странах демократия… …   Толковый словарь Ушакова

  • демократия — демократизм, демократическое государство; народовластие, народоправство. Ant. тоталитаризм, тоталитарное государство Словарь русских синонимов. демократия народовластие; народоправство (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический… …   Словарь синонимов

  • Демократия — Демократия. Слово Д. происходит от греческих dhmoV и kratia буквально народовластие. Им обозначаются: 1) государственное устройство,где власть принадлежит народу, или где интересы народа стоят на первомплане, и 2) самые народные массы, раз они… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

dic.academic.ru

ДЕМОКРАТИЯ - это... Что такое ДЕМОКРАТИЯ?

  • ДЕМОКРАТИЯ — есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем. Джордж Бернард Шоу Демократия наихудшая форма правления, если не считать всех остальных. Уинстон Черчилль Демократия это процесс, в ходе которого люди свободно… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Демократия — (democracy) От греческого слова народовластие . Поскольку народ редко проявляет единообразие мыслей, демократия , как термин описательный, может считаться синонимом понятия правления большинства (majority rule). В Древней Греции и позже, в XVIII… …   Политология. Словарь.

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греч. demos народ, kratos власть, правление) форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений. Д. основывается на признании народа в качестве источника власти и… …   Философская энциклопедия

  • ДЕМОКРАТИЯ — (греч. demokratia, от demos народ, и kratos власть). Образ государственного правления, когда в нем принимает участие весь народ, без различия звания и состояния. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Демократия —  Демократия  ♦ Démocratie    Политический строй, при котором полнота власти принадлежит народу. Это не значит, что народ управляет государством или хотя бы принимает его законы. Это значит, что никто не может управлять государством или… …   Философский словарь Спонвиля

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греческого demos народ и...кратия), форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая… …   Современная энциклопедия

  • Демократия — (от греческого demos народ и ...кратия), форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греч. demos народ и ...кратия) форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕМОКРАТИЯ — ДЕМОКРАТИЯ, демократии, жен. (греч. demokratia) (книжн., полит.). 1. только ед. Форма правления, при которой власть осуществляется самим народом, массами, непосредственно или через представительные учреждения. В буржуазных странах демократия… …   Толковый словарь Ушакова

  • демократия — демократизм, демократическое государство; народовластие, народоправство. Ant. тоталитаризм, тоталитарное государство Словарь русских синонимов. демократия народовластие; народоправство (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический… …   Словарь синонимов

  • Демократия — Демократия. Слово Д. происходит от греческих dhmoV и kratia буквально народовластие. Им обозначаются: 1) государственное устройство,где власть принадлежит народу, или где интересы народа стоят на первомплане, и 2) самые народные массы, раз они… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

dic.academic.ru

ДЕМОКРАТИЯ - это... Что такое ДЕМОКРАТИЯ?

  • ДЕМОКРАТИЯ — есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем. Джордж Бернард Шоу Демократия наихудшая форма правления, если не считать всех остальных. Уинстон Черчилль Демократия это процесс, в ходе которого люди свободно… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Демократия — (democracy) От греческого слова народовластие . Поскольку народ редко проявляет единообразие мыслей, демократия , как термин описательный, может считаться синонимом понятия правления большинства (majority rule). В Древней Греции и позже, в XVIII… …   Политология. Словарь.

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греч. demos народ, kratos власть, правление) форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений. Д. основывается на признании народа в качестве источника власти и… …   Философская энциклопедия

  • ДЕМОКРАТИЯ — (греч. demokratia, от demos народ, и kratos власть). Образ государственного правления, когда в нем принимает участие весь народ, без различия звания и состояния. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Демократия —  Демократия  ♦ Démocratie    Политический строй, при котором полнота власти принадлежит народу. Это не значит, что народ управляет государством или хотя бы принимает его законы. Это значит, что никто не может управлять государством или… …   Философский словарь Спонвиля

  • Демократия — (от греческого demos народ и ...кратия), форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греч. demos народ и ...кратия) форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕМОКРАТИЯ — ДЕМОКРАТИЯ, демократии, жен. (греч. demokratia) (книжн., полит.). 1. только ед. Форма правления, при которой власть осуществляется самим народом, массами, непосредственно или через представительные учреждения. В буржуазных странах демократия… …   Толковый словарь Ушакова

  • демократия — демократизм, демократическое государство; народовластие, народоправство. Ant. тоталитаризм, тоталитарное государство Словарь русских синонимов. демократия народовластие; народоправство (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический… …   Словарь синонимов

  • Демократия — Демократия. Слово Д. происходит от греческих dhmoV и kratia буквально народовластие. Им обозначаются: 1) государственное устройство,где власть принадлежит народу, или где интересы народа стоят на первомплане, и 2) самые народные массы, раз они… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

dic.academic.ru

Демократия: что это такое, история и формы

Выборы – это очень важно. Если кто-то думает, что выборы проходят только на территории нынешней России, то он ошибается. Традиции демократии уже давно пустили корни в былые времена.

Определение понятия «демократия»

Что такое демократия? Демос – народ, кратия – власть, то есть «Власть народа». Идеологические штампы людей порой забавны. По мнению большинства, народ – это нечто прекрасное, без недостатков. Однако в истории России есть период после Гражданской революции и Гражданской войны, когда кого-то подняли на вилы, повесили, учинили расправу. И это именно народ в его истинном проявлении, такой, какой он есть.

Усадьбу Пушкина сожгли трижды еще до прихода немцев, именно народ. Демократия лишь в сознании самопровозглашенной интеллигенции является чем-то идеализированным, а на деле это другое. Недаром существует изречение «Глас народа – глас божий», определение же народа и есть суть демократии.

Виды демократии

Прямая демократия

Демократия бывает прямая, военная, когда есть дружина, есть вакантное место вождя и они методом прямого голосования выбирают вождя.

Прямая демократия в Афинах

В Афинах к примеру была практически прямая демократия. Все свободное мужское вооруженное половозрелое население собиралось и напрямую участвовало в выборах. Их, конечно было больше, чем в дружине германского вождя. Женщины и рабы в этом не участвовали, как и люди без денег и земли – они попросту не имели права голоса. Принимали участие только землевладельцы, способные купить оружие. Они были способны материально отстаивать честь Афин с оружием в руках, поэтому они имели право высказываться.

Примерно 1/7 часть всего населения Афин участвовала в демократических выборах. Это было очень эффективное средство осуществления легитимации власти, потому что если человек положил белый камешек в урну кандидата, значит, он сделал выбор, и последствия на совести избирателя. И если кандидат начнет вести себя неподобающе, то это ответственность и избирателя тоже, поскольку часть коллективной ответственности электората лежит и на нем. И поскольку это прямая демократия, избиратели могли собраться и высказать свои претензии избраннику, снять с поста своими руками и отправить в изгнание, что часто бывало.

На самом деле, самая показательная в мире Афинская демократия на деле являлась свирепым тоталитарным строем.

Те, кто полагает, что демократия не тоталитаризм – глубоко заблуждаются. Демократия – это власть народа, тоталитаризм – всеобъемлющая власть. Ничто не мешает демократии быть всеобъемлющей, демократия запросто может быть тоталитарной, какой и была афинская. То, что люди голосовали и принимали решения не имело значения в глобальном плане. Если вдруг 51% голосовал за, а 49% против, мнение меньшинства вообще не учитывалось. За этим очень строго следили, иногда доходило до того, что принятие решений без учета мнения меньшинства приводило к печальным последствиям. 51% мог и ошибаться, тогда приходилось устанавливать тиранию, которая спасала от демократии.

В тот же Римский сенат не выбирали просто так: туда попадали только знатные люди, обладавшие значительным состоянием. Пока территория республики с Римом во главе оставалась небольшой, удавалось гасить разногласия между народами разных городов. Но спустя некоторое время разногласия, несмотря на компромиссы и поиски консенсусов, привели к тому, что в 1 веке до нашей эры люди, обладающие властью, стали пытаться вырвать демократическую власть в свою единоличную собственность. Ярким примером является диктатор Сулла, который подмял весь Рим под себя.

После смерти Суллы вновь наступила демократия. Все эти образованные, умные, яркие личности во власти вдруг обнаружили, что все это время они были вынуждены подчиняться одному-единственному человеку. Гай Юлий Цезарь, вернувшись из своего галльского похода, не остановил легионы за Рубиконом, а привел их в Италию, и там, в Сенате, случилось примерно то же, что и во французском Сенате, когда Наполеон Бонапарт стал пожизненным консулом: все согласились, чтобы Цезарь встал у власти. Это был еще один тиран и деспот, которого долго терпели, но когда он запретил ростовщичество в городе – его зарезали прямо в Сенате.

Что выбирали люди в Афинах, и кого? Какая там была общественная формация?

В Афинах был самый настоящий рабовладельческий строй. Поэтому что бы люди ни выбирали, что бы они себе ни представляли, они всегда голосовали за представителей класса рабовладельцев. В Риме было еще хуже, так как население разрослось, а рабов стало больше, решения принимались в пользу власть имущих, а не в пользу большинства населения империи.

Демократия в Средневековье

Выборы временно прекратились по причине наступления Средневековья. Там до голосований нескоро дошло дело, лишь после того, как темное Средневековье шагнуло в классическое Средневековье, и дворянское сословие осознало себя угнетенным королем и его приближенными – герцогами, графами и прочими аристократами. Угнетенные стали создавать народные представительства – парламенты. Сначала в Испании Кортесы провозглашены в 1647 году. Спустя полсотни лет аналог появился и в Англии – Великая хартия вольностей. Это происходило повсеместно.

По одиночке богатые купцы ничего не значили, но объединившись в гильдию, они уже представляли собой субъект федерального значения, который имел право носить герб. С таким объединением уже приходилось считаться даже королю. Рыцарство в союзе с купцами вынудило тогдашнего короля Англии, Иоанна (Джона) Безземельного принять Великую хартию вольностей.

Парламент тогда представлял собой не то же, что сегодня, там заседали верхушки ремесленных цехов и представители рыцарства, а решения в основном принимались в пользу дворян и коллективного феодализма. Они привнесли элемент демократии в монархию, это было полезно и несколько упорядочивало творившийся в стране хаос.

Законы, тем не менее, принимались лондонскими купцами и рыцарями, которых на всю Англию было не больше пяти тысяч человек. Следовательно, вопросы вновь решались не в пользу большинства. Люди вновь выбирали феодала, того или другого.

Демократия в России

В России к XVI веку сложилась иная форма сословного представительства, иначе говоря – парламента. Собирались Земские соборы, начиная со времен Ивана Грозного, причем это была его инициатива, в отличие от короля Англии Иоанна (Джона) Безземельного. От всех сословий приезжали депутаты, кроме крепостных крестьян. Однако, свободные крестьяне, могли прислать своего представителя — как правило, это были священники.

Земство – от слова земля, это вся страна.

Земский собор означал сбор со всей земли представителей всех сословий, которые приезжают в Москву, чтобы принять общее решение. Земский собор был органом последней легитимации, его собирал царь для принятия важных решений и реформ. Земские соборы проводились вплоть до 80-х годов XVII века. После Петра I ни о какой демократии речи не было – был чистый феодализм в своем наиболее отчетливом проявлении. Тогда служили все, от низших слоев населения до дворян.

Потом наступили революционные события: революция 1905 года, Февральская революция, и настал новый Земский собор – Учредительное собрание. Это был первый момент за много столетий, когда люди смогли выбрать иной путь, и не только голосовать за феодалов, но и сделать другой выбор.

Крестьяне требовали землю, чтобы ее нельзя было продавать, поскольку по мнению крестьян, продавать принадлежащую Богу землю – все равно, что продавать воздух. Это неправильно и грешно. Оказалось, что партия большевиков выступала за то же самое, поэтому к 19-20 году в ходе Гражданской войны от белых крестьяне дезертировали массово, а большевикам они сопротивлялись меньше. В итоге к концу Гражданской войны под штыком стояло пять миллионов человек, социализм победил. Но и там была демократия.

Демократия в Советском Союзе

Выборы были организованы примерно так же, как они были организованы в дружинах германских вождей: по профессиональному признаку. Главной ячейкой выборов стало производство: к примеру, мог поступить депутат от Кировского завода, или от Балтийского флота. Это было разумно, поскольку люди выбирали человека, про которого они знали, насколько он толковый специалист, насколько он высокоморален. Самое главное же то, что этот депутат продолжал получать жалование у себя на заводе или в колхозе, после чего он поступал в Совет. Из этого Совета его можно было отозвать, если вдруг представителям выбирающей стороны показалось, что он недостаточно хорошо работает. В таком случае он возвращался к станку.

Это был первый случай со времен военной демократии, когда можно было воздействовать непосредственно на того человека, который был избран. Система эта продержалась до 1936 года, когда приняли новую конституцию. Тогда выборы стали полностью «демократичными» как в США и Европе. Это было связано с тем, что высшее руководство отчетливо предвидело приближение войны, а демократия не подходит для военных действий. К полной демократии уже не возвращались после того, как умер Сталин. Голосовали всегда за коммунистов, то есть за господствующий класс.

То есть, по хронологии истории сначала была диктатура рабовладельцев, затем феодалов, после – капиталистов, а потом социалистов, т.е. рабочего класса. Единственным плюсом в социолизме было то, что рабочий класс представлял большинство.

Демократия сегодня

Сегодня же в Российской Федерации капитализм. Со времен Афин и германских дружин механизм работы демократии не изменился ни на миллиметр, и не изменится, пока будет существовать государство. Люди всегда будут выбирать существующий строй. Если все в порядке при капитализме, люди будут и дальше голосовать за капиталистов. Попытка же устроить навязываемую демократию первым делом приводит к крушению всех государственных институтов, развалу промышленности и уничтожению армии. Постепенно же страна превращается в источник ресурсов для других государств. Сегодня это особенно ярко можно наблюдать на Украине. При этом за происходящее их никто не упрекает, то есть все идет по плану.

Странами правят элиты. В США сложилась элита на определенном промежутке, в Первую Мировую она начала формироваться, а во Вторую Мировую сформировалась полностью. Хищная элита, которая имеет под собой армию и ресурсы успешно подмяла под себя всю Южную Америку, а в данный момент пытается под предлогом доброжелательности сделать аналогичное и с другими странами. Однако всегда следует помнить, что «демократические» выборы – не гарант благополучия в стране.

По материалам военного историка Клима Жукова

worldwebwar.ru


Смотрите также