Что такое экзистенциализм это


Экзистенциализм - это... Что такое Экзистенциализм?

 Экзистенциализм

 ♦ Existentialisme

   Философское учение, считающее исходной точкой не столько бытие или понятие, сколько индивидуальное существование – экзистенцию (именно поэтому Паскаля и Кьеркегора часто называют предтечами экзистенциализма); в частности, согласно знаменитой формулировке Жан-Поля Сартра, всякое учение, для которого «существование предшествует сущности». Что это означает? Что человек не является прежде всего обладателем сущности, которая предшествовала бы ему и пленником которой он бы был, но что он существует «до того, как может быть определен через то или иное понятие» и будет (если станет возможно говорить о его сущности в прошедшем времени) тем, чем выберет быть. Это означает, что он абсолютно свободен: «Что значит здесь утверждение, что существование предшествует сущности? Оно значит, что человек сначала существует, оказывается, появляется в этом мире и лишь затем определяет себя. С точки зрения экзистенциализма человек не поддается определению до тех пор, пока он ничто. Он становится чем-то лишь позже, и становится таким, каким сам себя делает. Поэтому нет человеческой природы, как нет и бога, который ее измыслил бы […]. Человек всегда лишь то, что он сам из себя делает» («Экзистенциализм это гуманизм»). Вот почему экзистенциализм – философия свободы в метафизическом смысле слова, и притом в одной из самых радикальных ее форм.

   Остается выяснить, подходит ли нам эта философия. Как человек может существовать, делать что-либо или выбирать что-либо, изобретать самого себя или планировать самого себя до того, как быть кем-то или чем-то? Разве можно сказать о новорожденном, что он ничто? И как относиться к тому, что быть тем, кто ты есть, подразумевает лишь ситуацию, которую нам предстоит преодолеть, а вовсе не определение, хотя бы частичное, исключающее выход из него (поскольку любое изменение предполагает изменение себя)? «Каждая личность есть абсолютный выбор себя», – пишет Сартр в «Бытии и ничто». Никогда не смогу с этим согласиться и в это поверить. Как можно выбирать до того, как быть? И какой смысл в различении, в настоящем времени, между тем, что я делаю и чего хочу, и тем, что я такое есть? Существовать значить быть в действии и в ситуации: сущность и существование в настоящем времени суть одна и та же вещь. Разумеется, в нашем воображении и в наших мыслях это не выглядит таковым: мы живем с ощущением того, что мы такие, какими нас сделало прошлое; нам кажется, что мы выбираем, каким сделать свое будущее. «Сущность это то, что было», – говорит Сартр в «Бытии и ничто»; напротив, экзистенция это то, чего пока нет, то, что стремится к будущему, то, что будет, если я захочу и сделаю это. «Свобода стремится к будущему, она определяется целью, которую рисует перед собой, иными словами, тем будущим, которым ей предстоит стать» («Бытие и ничто»). Однако различение между сущностью и экзистенцией в этом случае имеет смысл только для сознания, способного осмыслить прошлое и будущее, но никак не для реальной действительности, существующей исключительно в настоящем; в том настоящем, частью которого, хочет оно того или нет, является сознание. Воспоминание существует только в настоящем времени. И разве может настоящее не быть тем, что оно есть, или быть другим? Сартр, сохраняя последовательность мысли, поясняет, что свобода возможна не как бытие, а лишь как небытие, что лично мне всегда казалось в достаточной степени опровергающим само себя. Получается, что свобода, понимаемая в подобном абсолютном смысле, возможна лишь при условии своего несуществования. Экзистенциализм, таким образом, это гуманизм, существующий исключительно в нашем воображении.

   Но означает ли это, что нам следует вернуться к эссенциализму, навсегда замкнувшись в себе и признав, что экзистенция, т. е. наше существование, – всего лишь следствие сущности? Вовсе нет. Сущность и существование в настоящем времени составляют единое целое и не способны предшествовать одно другому. Следовательно, ни экзистенциализм ни эссенциализм не правы: экзистенция точно так же не предшествует сущности, как сущность не предшествует экзистенции. Они существуют только в единстве, в одном и том же мире, в одном и том же настоящем, и это и есть существование.

Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.

philosophy_sponville.academic.ru

экзистенциализм - это... Что такое экзистенциализм?

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. exsistere существовать, выступать, показываться, становиться, обнаруживаться), или экзистенциальная философия, не столько единое филос. направление с общей системой категорий, исходных принципов и методологических установок, сколько… …   Философская энциклопедия

  • Экзистенциализм — (existentialism) Концепция, заимствованная европейскими философами ХХ в. у теолога Серена Кьеркегора (1813–55), но лишенная религиозного подтекста. Экзистенциализму очень трудно дать определение, но его можно свести к убеждению в том, что люди… …   Политология. Словарь.

  • Экзистенциализм —  Экзистенциализм  ♦ Existentialisme    Философское учение, считающее исходной точкой не столько бытие или понятие, сколько индивидуальное существование – экзистенцию (именно поэтому Паскаля и Кьеркегора часто называют предтечами… …   Философский словарь Спонвиля

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. existentia существование) философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. Истоки Э. содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в. Серена… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — [< лат. existentia существование] филос. иррационалистическое направление в философии и литературе XX в. Предметом э. является человеческая сущность, ФЕНОМЕН бытия, предельные состояния сознания и чувств человека, т. е. существования… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от позднелатинского exsistentia существование) (философия существования), направление философии, возникшее в начале 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… …   Современная энциклопедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от позднелат. exsistentia существование) или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • экзистенциализм — экзистенсиализм, существование Словарь русских синонимов. экзистенциализм сущ., кол во синонимов: 2 • существование (21) • …   Словарь синонимов

  • Экзистенциализм — (от позднелатинского exsistentia существование) (философия существования), направление философии, возникшее в начале 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (позднелат. ex(s) istentia существование), или философия существования, одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (позднелат. ex(s) istentia существование), или философия существования, одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне 1 й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2 й …   Новейший философский словарь

popular.academic.ru

Экзистенциализм - это... Что такое Экзистенциализм?

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. exsistere существовать, выступать, показываться, становиться, обнаруживаться), или экзистенциальная философия, не столько единое филос. направление с общей системой категорий, исходных принципов и методологических установок, сколько… …   Философская энциклопедия

  • Экзистенциализм —  Экзистенциализм  ♦ Existentialisme    Философское учение, считающее исходной точкой не столько бытие или понятие, сколько индивидуальное существование – экзистенцию (именно поэтому Паскаля и Кьеркегора часто называют предтечами… …   Философский словарь Спонвиля

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. existentia существование) философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. Истоки Э. содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в. Серена… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — [< лат. existentia существование] филос. иррационалистическое направление в философии и литературе XX в. Предметом э. является человеческая сущность, ФЕНОМЕН бытия, предельные состояния сознания и чувств человека, т. е. существования… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от позднелатинского exsistentia существование) (философия существования), направление философии, возникшее в начале 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… …   Современная энциклопедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от позднелат. exsistentia существование) или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • экзистенциализм — экзистенсиализм, существование Словарь русских синонимов. экзистенциализм сущ., кол во синонимов: 2 • существование (21) • …   Словарь синонимов

  • Экзистенциализм — (от позднелатинского exsistentia существование) (философия существования), направление философии, возникшее в начале 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (позднелат. ex(s) istentia существование), или философия существования, одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (позднелат. ex(s) istentia существование), или философия существования, одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне 1 й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2 й …   Новейший философский словарь

dic.academic.ru

экзистенциализм - это... Что такое экзистенциализм?

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. exsistere существовать, выступать, показываться, становиться, обнаруживаться), или экзистенциальная философия, не столько единое филос. направление с общей системой категорий, исходных принципов и методологических установок, сколько… …   Философская энциклопедия

  • Экзистенциализм — (existentialism) Концепция, заимствованная европейскими философами ХХ в. у теолога Серена Кьеркегора (1813–55), но лишенная религиозного подтекста. Экзистенциализму очень трудно дать определение, но его можно свести к убеждению в том, что люди… …   Политология. Словарь.

  • Экзистенциализм —  Экзистенциализм  ♦ Existentialisme    Философское учение, считающее исходной точкой не столько бытие или понятие, сколько индивидуальное существование – экзистенцию (именно поэтому Паскаля и Кьеркегора часто называют предтечами… …   Философский словарь Спонвиля

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. existentia существование) философское направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. Истоки Э. содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в. Серена… …   Энциклопедия культурологии

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — [< лат. existentia существование] филос. иррационалистическое направление в философии и литературе XX в. Предметом э. является человеческая сущность, ФЕНОМЕН бытия, предельные состояния сознания и чувств человека, т. е. существования… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от позднелатинского exsistentia существование) (философия существования), направление философии, возникшее в начале 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… …   Современная энциклопедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (от позднелат. exsistentia существование) или философия существования, направление современной философии, возникшее в нач. 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • экзистенциализм — экзистенсиализм, существование Словарь русских синонимов. экзистенциализм сущ., кол во синонимов: 2 • существование (21) • …   Словарь синонимов

  • Экзистенциализм — (от позднелатинского exsistentia существование) (философия существования), направление философии, возникшее в начале 20 в. в России, после 1 й мировой войны в Германии, в период 2 й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (позднелат. ex(s) istentia существование), или философия существования, одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (позднелат. ex(s) istentia существование), или философия существования, одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне 1 й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2 й …   Новейший философский словарь

dic.academic.ru

3). Экзистенциализм

Философия жизни явилась предшественницей экзистенциализма – философии су­ществования. Экзистенциализм не является ни определенной философией, ни учением, это скорее способ мышления, которое в центр своего рассмотрения ставит человеческое существование.

Экзистенциализм – философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных и психологических проблем.

Философов этого направления объединяет позиция, согласно которой не сущность (лат. «эссенция»), а существование (лат. «экзистенция») должно явиться основным предметом философских размышлений. Иными словами, на первый план выдвигаются не абстрактные всеобщие сущности, а реальная жизнь единичного человека с ее волнениями, тревогами и проблемами. Понятие «экзистенция» активно стал использовать датский философ Сёрен Кьеркегор (1813-1855), который говорил, что систематическая философия, исследуя проблемы бытия и познания, забыла самое главное – человека и его существование. Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое «Я».

В своих размышлениях Кьеркегор выделяет такие понятия как неподлинное существование и подлинное существование.

Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», «плывя по течению», без осознания своего «Я», уникальности своей личности, без нахождения истинного признания.

Подлинное существование – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XIX в., а в 1920–1970-е гг. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Причины, способствовавшие развитию экзистенциализма:

 Нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество до и во время первой и второй мировых войн и между ними;

 Бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);

 Опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, зарождающаяся экологическая катастрофа);

 Усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (погибшие в годы двух мировых войн, концлагеря, трудовые лагеря);

 Распространение тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

 Бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом:

 Уникальность человеческой личности, глубина чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом человека;

 Разительное противоречие между внутренним миром человека и окружающей реальностью;

 Проблема отчуждения человека. Общество, государство стали для человека абсолютно чужими. Это та реальность, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»;

 Проблема одиночества, заброшенности человека – человек одинок в окружающем мире;

 Проблема бессмысленности жизни;

 Проблема внутреннего выбора;

 Проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

Классиками экзистенциальной философии ХХ века принято считать немецких философов М. Хайдеггера, К. Ясперса, французских писателей Ж.-П. Сартра, А. Камю. В России ранние формы философии экзистенциализма берут свое начало в учениях русских философов Н. А. Бердяева и Л. И. Шестова.

Экзистенциализм как философское течение весьма неоднороден. Различают экзистенциализм религиозный (Н. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер).

Для анализа человеческой жизни экзистенциалисты используют ряд понятий, описывающих определенные состояния человека – страх, надежда, отчаяние, озабоченность, ответственность, выбор, смерть, вина, греховность и т.д. Человеческое бытие предстает перед взором исследователя в виде потока переживаний, в который вовлечен и сам исследователь, а значит, он не только его созерцает, но и сам живет в нем.

Само существование в экзистенциализме понимается как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе. В атеистическом варианте иное выступает как Ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу.

Перед человеком бездна возможностей, из которых он вынужден сделать выбор. Он ответственен за свой выбор, а бремя ответственности нести нелегко, осознавая, что, «самосозидая», творишь других и мир в целом. В своем подлинном существовании человек «заброшен» в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти.

Важнейшая особенность человека – его смертность, а значит, конечность экзистенции. Уже этой конечности экзистенции, заключенной между рождением и смертью, достаточно, чтобы превратить человеческую жизнь в трагедию. Неизбежность, неотвратимость смерти заставляет нас по-другому взглянуть на жизнь и оценить ее, в частности посмотреть на нее не с «начала», а с «конца», что позволяет нам глубже понять ее сущность.

Каждый индивид существует только в рамках определенной культуры и конкретной ситуации; он ведет свое существование, будучи «заброшенным» в этот мир. И каковы бы ни были его собственные желания, он вынужден считаться с этим миром, в котором находится. Наличие тех или иных биологических и психологических задатков, принадлежность к той или иной социальной группе и этносу, нахождение в определенной историко-культурной ситуации и т.п. – все это объективные характеристики и условия, которые навязаны человеку – вне и помимо его желаний. Все это связано с «ситуационностью», «временностью» и «конечностью» экзистенции, что усугубляет трагичность человеческого «бытия-в-мире».

Экзистенциализм – это онтология человека, учение о бытии человека, о существовании человека. Экзистенция – это не просто переживание, а переживание бытия-в-мире.

а). Мартин Хайдеггер (1889 – 1976)

В основу своей философской системы Хайдеггер положил анализ человеческого существования. Результатом этого анализа было создание им так называемой фундаментальной онтологии (учение о бытии человека в мире).

«Бытие» – это то, что кажется наиболее понятным – и в то же время самым непонятным. Постановка вопроса о смысле бытия предполагает определенное его толкование. Только человеческое бытие – «здесь-бытие» (нем. Dasein) может «вопрошать» о бытии вообще и о самом себе.

От «вопрошания бытия» логика Хайдеггера следует к понятиям «бытие-в-мире» и «бытие-с-другими». Ведь человек не существует изолировано от мира и других людей. А это накладывает на него обязанность не только вопрошать, но и заботиться о мире и другом человеке, потому что человек смертен. Хайдеггер делает вывод, что существование в страхе есть сама сущность человека. Только он один осознает конечность своего бытия и видит, что оно есть не что иное, как «бытие к смерти». Пытаясь спастись от своей сущности, человек хочет забыться в суете общественной жизни. Но это ему не помогает. Остается лишь одно – набраться мужества взглянуть в лицо «бытию к смерти», т.е. своему Ничто.

Философия Хайдеггера и созданная им необычная своеобразная терминология была сильнейшим толчком для современной мысли. Главная работа Хайдеггера «Бытие и время» (1927).

б). Карл Ясперс (1883 – 1969) – представитель религиозного экзистенциализма.

Ввел в философию понятие «пограничной ситуации» человека: смерть, страдание, сражение, ошибка, вина, болезнь – множество ситуаций создает жизнь каждому, не давая возможности ни обойти их, ни изменить. Пограничная ситуация – это ситуация между жизнью и смертью, когда человек обнаруживает свою конечность, но одновременно открывает трансцендентность (область потустороннего, вне возможного опыта), или божественное. Эта фундаментальная двойственность существования определяет существование как свободу, т.к. в результате пограничной ситуации человек осознает себя и становится самим собой.

Проблемы экзистенциализма были осмыслены Ясперсом в работе «Психология мировоззрений» (1919).

в). Жан-Поль Сартр (1905 – 1980)

Во Франции экзистенциализм тесно связан с историей литературы и политики. Сартр пишет романы: «Тошнота» (1938), «Слова» (1963) и театральные пьесы. После Второй мировой войны Сартр принимает участие в политической борьбе. Его главное экзистенциональное произведение «Бытие и ничто» (1943).

По Сартру у человека существование предшествует сущности. Человек сначала рождается, живет, а уже после, в процессе своего существования, обретает свою сущность. Что ценного в этих абстрактных рассуждениях? Идея о том, что никто (Бог, случай и т.д.) не предписывает человеку его сущность и нравственный облик. Человек делает себя сам. Он выбирает и несет ответственность за выбор.

По Сартру, важнейшее условие жизни человека, ее «стержень» – свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, жизненно важные проблемы). Такое решение Сартр называет экзистенциальным выбором, он определяет судьбу человека на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», отрезков разного бытия, связанная особыми «узлами» - экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, супруга, места работы и т.д.

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, - мое»). Единственное, за что человек не может отвечать, - это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциальном (судьбоносном) выборе.

г). Альбер Камю (1913 – 1960) – эссеист и романист, развивает тему абсурдности существования: «Миф о Сизифе» (1942), «Чума» (1947), «Бунтующий человек» (1951).

«Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» - вопрошает Камю в «Мифе о Сизифе». К таким мыслям, по его мнению, подталкивает бесчеловечность природного и общественного мира, абсурдность жизни. Камю приводит доказательства абсурдности жизни. Это соприкосновение со смертью, когда ранее важное теряет актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. Человек беспомощен при соприкосновении с окружающим миром, природой, существующей уже многие миллионы лет. Тем не менее, жизнь должна быть прожита. Ее оправдание и смысл Камю находит в свободе, мерилом которой, да и других ценностей, является сам человек. В итоге смысл жизни в самом существовании человека.

studfiles.net

Что такое экзистенциализм, что это значит? :

Что такое экзистенциализм? Это течение в философии и культуре, особенно в художественной литературе, выдвигающее на первый план уникальность человеческого бытия, которое не может быть ни высказано, ни описано на привычном ученым понятийном языке. Идеи экзистенциализма восходят еще к 19 веку. Впервые они появились в философском учении Кьеркегора. Течение это несколько раз становилось весьма популярным. В основном это было в период после Первой и Второй мировых войн. Манифестом экзистенциализма стали работы Мартина Хайдеггера «Бытие и время» и Карла Ясперса «Философия». Существуют также оригинальные формы экзистенциализма, особенно во Франции. К ним можно отнести учение Жан-Поля Сартра и Альбера Камю. Само слово стало обозначать ситуацию человека перед лицом мира, воспринимаемого как абсурдный.

Проблемы определения

Что такое экзистенциализм? Это прежде всего учение о человеческом бытии. Чем оно отличается от других философских школ? Мыслители, которые продвигали эти теории, стремились определить место экзистенции – существования людей – в общей системе Бытия. Как именно? Они пытались выяснить, как именно человеческое существование соотносится с другими формами бытия. В результате представители экзистенциализма пришли к выводу о том, что при всей уникальности люди сами по себе не являются чем-то самостоятельным. Их жизнь и существование зависит от многих факторов. А сами они стремятся к трансцендентной истине Бытия.

Что такое экзистенциализм у Мартина Хайдеггера

Этот противоречивый немецкий мыслитель всегда сопротивлялся тому, что его куда-то определяли. Он постоянно протестовал, если его называли экзистенциалистом. Но если бы не он, это философское течение, возможно, не стало бы тем, чем оно сейчас является. Он дал ему базис и основу. С точки зрения этого немецкого философа бытие – особенно когда речь идет о человеке – не является чем-то постоянным и неподвижным. Оно всегда пребывает в становлении. Хайдеггер ввел в философский оборот различие между понятиями «бытие» и «сущее». Это два совершенно не совпадающих момента в экзистенциализме немецкого мыслителя. В философском экзистенциализме Хайдеггера бытие представляет собой тайну, которую человек не может постичь с помощью научной методологии. Сущее же – это окружающие нас мир вещей. Он преходящ и смертен, а самое главное, неиндивидуален. В суете своей жизни люди часто забывают о Бытии, запутываясь в паутине сущего. Следствием этого является чувство заброшенности, одиночество, страх. Чтобы преодолеть это, нужно подняться над сущим, пробовать реализовать стремление к трансцендентности, когда человек достигает особого «стояния в истине Бытия». Тогда он, наконец, становится самим собой.

Бытие к смерти

Как же оценивается в этой версии немецкого экзистенциализма существование человека? Ответ может показаться шокирующим. Неповторимым его делает наличие смерти, конечности. Последняя словно фиксирует нашу уникальность, как муху в янтаре. Наше бытие – считал Хайдеггер – это путь к смерти. Страх перед ней – это ужас перед утратой индивидуальности, перед неведомым, перед бесконечными возможностями бытия. Для описания человеческой экзистенции Хайдеггер применил учение Эдмунда Гуссерля об интенциональности (направленности). Чтобы преодолеть смерть и страх перед ней, человек стремится к истине Бытия. Это заложено в его природе. Но существование, реалии жизни часто заставляют его изменить свою интенцию. Человек перенаправляет ее на сущее. Так он теряет свое предназначение.

Что такое бытие человека

У Хайдеггера экзистенциализм является попыткой определить место и предназначение настоящего бытия людей. Для описания экзистенции человека в разных работах Хайдеггер употребляет три термина. Первый – это неистинное бытие (Gegnet) . Мыслитель обозначает этим словом мир вещей, чужих и внешних по отношению к людям. Но именно эти вещи «соблазняют» человека, которому хочется ими владеть. Второй – это Das Man – обезличенное бытие. Так философ обозначает человека, запутавшегося в сущем. И наконец, третий - это Dasein (дазайн), «здесь-бытие». Так Хайдегер называет человека, сбросившего с себя путы сущего. Такие люди умеют и желают «вопрошать о бытии», они ощущают присутствие тайны и хотят быть ее частью.

Карл Ясперс

Проблемы экзистенциализма поднимались и в философских трудах еще одного немецкого мыслителя. Этому вопросу посвящены его книги «Психология мировоззрений» и «Смысл истории». Сам процесс философствования, с точки зрения Ясперса, не может ограничиваться каким-либо методом, это – прыжок в безусловное бытие. Его можно разделить на три этапа. Первый – это ориентация в окружающем мире, когда мы понимаем, что нельзя истолковать его исключительно предметно. Второй – это осознание экзистенции, то есть своего существования как личности. И третий – это расшифровка транцендентности (попытка вырваться из мира вещей к Абсолюту, к Богу). Если Хайдеггер отбрасывает метафизику как мешающую постичь Бытие, то Ясперс, наоборот, полагает ее путем поиска. Но такая философия должна быть особенной. Она не объясняет, а уверяет нас в существовании Бытия. Поэтому Ясперс часто называет такую метафизику философской верой, основанной на личном откровении. Опыт ее часто непередаваем с помощью научной терминологии.

История и экзистенциализм

Ясперс открыл новый взгляд на развитие философского мировоззрения. Он выдвинул идею о том, что каждая концепция является следствием личного откровения данного мыслителя. Она подобна литературному произведению. Поэтому философию нельзя измерять «общим аршином». Она не отражает социальных проблем и не может предугадывать будущее. Сама история человечества тоже не является неким «древом эволюции». Это процесс, не имеющий законов. В его разворачивании можно наблюдать четыре «среза». Первый связан с открытием огня, изобретением орудий труда и рождением языка – то есть возникновения человека как вида. Второй – появление цивилизаций и культур высокого уровня (Китай, Египет, Шумеры и так далее). Третий – это так называемое «осевое время», когда человек постиг основы духовности (возникновение даосизма, буддизма, конфуцианства, философии Платона, христианства, ислама). И наконец, это научно-технический прогресс, который начался в семнадцатом веке и продолжается до сих пор.

Экзистенциализм Сартра и Камю

Франция тоже дала миру нескольких мыслителей, которые представили свой вариант «философии существования». Причем часто это были писатели, литературные и общественные деятели.

Французский экзистенциализм, в отличие от немецкого, делится на атеистический и религиозный. Представители «светского» направления многое почерпнули из работ раннего Хайдеггера, но подали все это в литературной форме. На первый план у них выходят так называемые «экзистенциалы», то есть непременные условия человеческого существования. Это страх, смерть, одиночество и так далее. Только ими, а не обычными философскими категориями, можно описать смысл бытия людей. Экзистенциализм Сартра и Камю проявляется уже в названиях их произведений – «Мухи», «Тошнота», «Чума», «Скука». Эти французские мыслители были последовательно атеистичны. С точки зрения Камю, смерть неизбежна, и это надо понять. Никакой трансценденции нет. Человек однажды просыпается и понимает, что он, в сущности, мертв. Это и есть его подлинное существование. Бог – это противоречие в определении. В «Человеке бунтующем» Камю пишет, что если бы был благой Творец, то не было бы зла. Поэтому чтобы стать самим собой, следует исповедовать нонконформизм (неприспособленчество). В конечном счете это перманентный бунт. Настоящему человеку остается только пасть жертвой в борьбе, ни на что не надеясь и не уповая.

Гуманизм французского экзистенциализма

Рассмотрим подробнее философию Сартра. Бог, по его мнению, существовать не может, потому что он представлял бы собой «мыслящее Бытие». А это противоречит природе вещей. Бытие – это материя, даже «свалка слизи», как красочно выразился философ. Человек стремится уйти от этого. Религиозность – это искаженное желание самому стать богом, сверхчеловеком. Это стремление изменить бытие. Покоя для истинного человека нет и быть не может, есть только риск. Подлинное бытие людей – это свобода. Причем свобода должна быть абсолютной, от всего, в том числе и от устаревших моральных норм. Основные положения этой философии описаны в работе Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм». Бытие представляет собой хаос, который нельзя упорядочить. Придется пройти через страх, отчаяние и чувство безысходности, чтобы понять, что мы несем ответственность за наш выбор. Тот, кто выдержит это испытание, поймет, что в жизни нет смысла. Экзистенциализм – это гуманизм, потому что помогает человеку состояться.

Такой индивид сам придает смысл своей жизни, сам создает его. Именно экзистенциализм, полагает философ, дарит силу противостоять вызовам, которые губят нашу цивилизацию. В этой работе, написанной в 1946 году, Сартр защищает свое учение от обвинений в мрачности и пессимизме, объясняя, что это очень честная и позитивная теория. Правда, Хайдеггер, на идеи которого ссылался французский философ, впоследствии заявил, что тот неверно понял его тезисы или же интерпретировал их в угоду своему субъективизму. Он раскритиковал Сартра в своем «Письме о гуманизме».

Неотомизм

Мы уже говорили о том, что во Франции появился и религиозный экзистенциализм. Он был близок к философии неотомизма. Что такое экзистенциализм в католицизме? В девятнадцатом веке пала Лев XIII провозгласил учение Фомы Аквинского официальной доктриной церкви. В Левене (Бельгия) была открыта философская кафедра, где переосмысливали эти теории. Их стали называть неотомизмом. Мыслители этого направления сделали своим лозунгом фразу Фомы «Познай то, во что веришь» и на этом основании стали использовать достижения современной им науки. Они заявили, что Священное Писание – это аллегория. Между религией и наукой должна существовать гармония, а исторический конфликт меж ними - это всего лишь недоразумение. Одно из направлений неотомизма делало попытки объединить его поиски тайного смысла Писания с экзистенциализмом. В философии это течение возглавил иезуит, антрополог Пьер Тейяр де Шарден, открывший синантропа. Он призвал переосмыслить теологию в духе эволюции. Теорию происхождения человека от обезьяны он объяснял вдыханием Богом души в животное. Первобытный строй он называл «адамическим периодом», а Евангелие – мифом, который призывает нас к идеалу. Изгнанный из Франции за «богохульство», он был лишен права печатать свои произведения.

Религиозный экзистенциализм

После Второго Ватиканского собора официальная церковь стала более терпимо относиться к такого рода философам. Они стали пытаться объяснить теорию сотворения мира богом и учение Фомы через экзистенциализм. Наиболее известными среди них были Этьен Жильсон и Жак Маритен. Бытие, по их мнению, невыразимо. Его можно приблизительно пояснить через так называемые трансценденталии – единство, мудрость и т. д. Бог находится ближе к измерению ценностей, а не вещей. Создавая мир, он излил на него полноту своего бытия. Жильсон и Маритен рассматривают пять доказательств существования бога Фомой Аквинатом через призму экзистенциализма и герменевтики, используя в том числе и так называемый «моральный аргумент» Иммануила Канта. Они согласны с этим классиком немецкой философии в том, что следует ограничить разум, чтобы освободить место вере. Теологию они называют совокупностью двух видов знаний – практического (мораль) и теоретического (наука). Человек для них – это сложная субстанция, состоящая из души и тела. Конечно, это не ново. Но если тело - это основа индивидуальности, то душа дает возможность человеку стать частью всеобщего. Смысл существования личности – созерцание бога. Ее истинное бытие – это следование естественному закону – делать добро и избегать зла.

Трагическая мудрость религиозного экзистенциализма

Особняком в когорте неотомистов стоит Габриель Марсель. Он соединил в своем учении философский и религиозный экзистенциализм. Можно сказать, что в программном труде «Трагическая мудрость и за ее пределы» он выходит за рамки неотомизма. Свою характеристику человека Марсель тоже начинает с экзистенциалов – страха, отчаяния, безнадежности. Но в отличие от Сартра и Камю, он полагает, что люди должны прорваться от свободы к богу через трансцендентальное сознание. Таким образом они преодолеют эгоистическую замкнутость и прорвутся к новым горизонтам, где их ожидает контакт с вечностью. Экзистенциализм в философии Габриеля Марселя – это, так же как и у других представителей этого направления, попытка найти главную задачу нашего времени. Мыслитель уверен, что мы должны понять, что наш мир – это вселенная «абсолютной необеспеченности». Мы ничего в нем не найдем. Поэтому нам следует собрать все силы и пуститься на поиски такого измерения, где не будет ни палачей, ни инквизиторов, ни технократов. Они просто поблекнут и исчезнут словно капли росы в начале нового, удивительного дня.

В это небольшом очерке мы попытались охарактеризовать экзистенциализм. Кратко говоря, это направление, призывающее человека осознать свою свободу и ответственность. Ведь большинство людей живут «как заведено», в колее, и даже не успевают понять, что жизнь проходит, как она внезапно кончается. Страх и понимание безысходности, конечности может вырвать человека из этой паутины иллюзий. Но что произойдет с ним затем? Сможет ли он опереться на совершенно по-новому понимаемого бога, или же, в случае атеистического экзистенциализма, на самого себя? Наверное, каждый решает это по-своему. Несмотря на различия между философами-экзистенциалистами, у них есть несколько общих черт. Наверное, самая главная из них сводится к следующему: когда мы рассматриваем бытие человека, то понимаем, что в этом случае существование предстоит сущности, а не наоборот. То есть самое главное в людях – это то, что они индивидуумы. А вот уже ответственный человек – это тот, кто воплотил истинную, подлинную сущность. Философы-экзистенциалисты всегда видели свое призвание в том, чтобы противостоять позитивизму и рационализму. Сартр даже называл последний «плохой верой», которая пытается заменить понимание мира как феномена удобным структурированием.

www.syl.ru


Смотрите также