Цель высказывания предложения что это такое


Виды предложения по цели высказывания

Каждое предложение произносится или пишется с определенной целью - люди рассказывают что-то, спрашивают, советуют или просят что-то сделать. Цель высказывания - это сообщение, вопрос или просьба.

По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные
  • вопросительные
  • побудительные

Повествовательное предложение - это предложение, в котором содержится сообщение о чем-то в виде утверждения или отрицания.

Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.

В конце повествовательного предложения может стоять точка (.), восклицательный знак (!) или многоточие (...).

Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер...

В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительное предложение - это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?). Когда предложение произносится с очень сильным чувством, в конце могут стоять сразу два знака - вопросительный и восклицательный (?!).

Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!

Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.

Например: Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?

Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.

Побудительное предложение - это предложение, содержащее просьбу, совет, приказ, требование или призыв к действию.

Например:

Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)

Позанимайся дополнительно. (совет)

Не отставай! (приказ, требование)

Берегите природу! (призыв)

В конце побудительного предложения ставится точка (.) или восклицательный знак (!).

Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.

В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.

Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!

Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.

Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Предложение с обращением

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Второстепенные члены предложения

Предложения распространенные и нераспространенные

Однородные члены предложения

Простое и сложное предложения

Предложения с прямой речью

Словосочетание

Предложение

Синтаксис и синтаксический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 128, Полякова, Учебник

Упражнение 130, Полякова, Учебник

Упражнение 133, Полякова, Учебник

Упражнение 72, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 15, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 123, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 18, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 168, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 188, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 196, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 197, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 202, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 24, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 25, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 33, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 21, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 25, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 162, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 9, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 24, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 5, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 399, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 402, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 457, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 15, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 17, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 19, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 18, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 20, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 43, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 271, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 10, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 14, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 76, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 355, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 90, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 250, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 507, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

© budu5.com, 2019

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

budu5.com

Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? Виды предложений по цели высказывания :

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным – в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания – это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно – они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити – лучшая оценка в классе!».

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача – передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:

  • Общевопросительные предложения – их задача получить подтверждение или отрицание какой-либо информации. Ответом на такого типа вопрос могут быть только «да» или «нет». Например: «Василий сегодня был в институте?». Или: «В том саду цветут хризантемы?».
  • Частновопросительные – направлены на получение новой информации о действующем лице, обстоятельствах действия, характеристики объектов и субъектов и т. д. Примеров множество: «В котором часу нам нужно выйти из дома?», «Кто сегодня дежурный?», «Когда начнется настоящая зима?».

Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:

  • Собственно вопросительные – предполагают ответ в обязательном порядке. Целью вопрошающего является выяснение совершенно неизвестной для него информации. Например: «Сколько лет твоей бабушке?», «Куда идет этот трамвай?».
  • Вопросительно-утвердительные – требуют подтверждения информации, которая уже и так есть в вопросе. Например: «Ты что ли не знал этого?», «Он ведь не хотел сделать ей больно?».
  • Вопросительно-отрицательные – выражают отрицание мысли, заключенной в вопросе. Например: «Разве можно уснуть, когда такая ночь?!», «Вот зачем я ввязался в эту историю?».
  • Вопросительно-побудительные – содержат побуждение к какому-либо действию, заключенное в форму вопроса. Например: «Ты закончишь когда-нибудь эту работу?!», «Может, перекусим перед сном?».
  • Вопросительно-риторические – могут быть утвердительными или отрицательными и не требуют ответа, поскольку он уже есть в самом вопросе. Используются лишь в качестве средства выразительности речи. Например: «Кто же не захочет попасть в Париж в разгаре весны?!», «Как же мне тебя не любить, край родной?!».

Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказывания имеют еще один, третий, тип – побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача – побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже – побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае – после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

www.syl.ru

Виды предложений по интонации и цели высказывания

По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

Что такое интонация предложения?

Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

Это сло­во име­ет латин­ское про­ис­хож­де­ние: гла­гол intonare бук­валь­но зна­чит «гром­ко про­из­но­сить». В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка  тер­мин «инто­на­ция» обо­зна­ча­ет ритмико-мелодический строй пред­ло­же­ния, как в уст­ной речи оно про­из­но­сит­ся, с повы­ше­ни­ем или пони­же­ни­ем тона.

Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

Таблица

ПО ИНТОНАЦИИ
ВосклицательноеНевосклицательное
Мне пода­ри­ли котен­ка!Мне пода­ри­ли котен­ка.
ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ПовествовательноеВопросительноеПобудительное
На ули­це пре­крас­ная пого­да.Почему вы сиди­те дома?Идите гулять.

Виды предложений по интонации

По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

  • вос­кли­ца­тель­ные
  • невос­кли­ца­тель­ные.

Невосклицательные предложения

Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

Примеры невосклицательных предложений

Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

Восклицательные предложения

Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут? Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

Вчера выпал снег.

Второй день льёт дождь как из вед­ра.

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Сегодня ты покор­мил соба­ку?

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит: — Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха: — Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

О чём эта пес­ня вагон­ных колес, И птиц щебе­та­нье, И шелест берёз?

О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

russkiiyazyk.ru

Что такое цель высказывания в русском языке?

С детства мы учимся составлять слова в предложения. Сначала получаются простые, потом и сложные. В школе детям рассказывают, из чего состоят предложения, в каком порядке расставляются слова и знаки препинания. Но предложения формируются не просто так, а всегда для какой-то цели, т. е. предложение имеет цель высказывания. Чем различаются предложения по цели высказывания? Как их видеть и различать? В этом поможет разобраться данная статья.

Вам будет интересно:Каприз - это... Объяснение значения слова

С детства ребенок учится составлять слова в предложениях, постепенно усложняя их, но каждое предложение всегда несет определенный смысл.

Это либо просьба, либо вопрос, либо просто рассказ о чем-то произошедшем. Что такое цель высказывания в русском языке? По сути, это то, ради чего составляется то или иное предложение.

Виды

Поскольку выражения составляются с определенной целью и для достижения какого-либо результата, то предложения делятся на виды по цели высказывания. Хотя в теоретическом плане это и может показаться сложным, дети усваивают все на практике за весьма короткое время, даже если им никто не объясняет правила.

Вам будет интересно:Фото Сталина: личное и не очень

Первый вид – повествовательные предложения, второй – вопросительные и третий – побудительные. Чем они отличаются и как их использовать?

Повествовательные предложения

Повествовательные предложения констатируют какие-либо факты. Можно сказать, что такой вид предложений по цели высказывания помогает рассказать о различных событиях, явлениях.

С помощью повествовательных предложений можно рассказать, как прошел день, поделиться планами, впечатлениями и т. д. Но разбираться с тем, что такое цель высказывания, лучше на конкретных примерах:

  • Сегодня был замечательный день. Мы сходили в кино, купили мороженое и погуляли в парке. Надеюсь, что следующие выходные будут такими же замечательными.

В данном примере просто рассказывается о том, как прошел день т. е. сообщаются определенные факты.

Побудительные предложения

Вам будет интересно:Спряжение глаголов ser и estar

Побудительные предложения используются тогда, когда нужно о чем-то попросить, призвать к чему-то, приказать и т. д.

Т. е. побудить другого человека к какому-либо действию. Примеры:

  • Позвони мне, как узнаешь свежие новости.
  • Заходи в гости, обсудим все.

Из данных примеров видно, что говорящий призывает своего слушателя к определенным действиям: позвонить, зайти в гости. То есть побуждает что-либо совершить.

Вопросительные предложения

Скорее всего, значение данного вида предложений становится ясно из названия. Вопросительные предложения используются, когда нужно получить определенную информацию.

Стоит отметить, что вопрос может быть и риторическим, т. е. не требовать ответа и использоваться лишь как средство выразительности. Примеры вопросительных предложений:

  • Как дела?
  • Что нового?
  • Хочешь завтра вечером прогуляться?

Предложения по эмоциональной окраске

Разобравшись с тем, что такое цель высказывания, следует перейти и к интонации. Когда ребенок учится составлять предложения, он так же усваивает и интонацию, с которой следует их произносить. Интонация – это то, как звучит наш голос. Повышается его громкость или понижается, выделяются слова, акцентируются или произносятся нейтрально. Можно взять одно предложение и прочитать его совершенно по-разному. Зачастую от смены интонации зависит и смысл предложения. По интонации предложения делятся на две большие группы: восклицательные и невосклицательные.

Восклицательные

Восклицательные предложения отличаются тем, что произносятся они с особым чувством, сильными эмоциями. Часто в восклицательных предложениях используются наречия, междометия и местоимения для усиления эмоциональной окрашенности. Сравните:

  • Да, красиво.
  • Ах, какая красота! Просто невероятно!
  • Первое предложение можно прочитать нейтрально, одной интонацией. Читая другие, уже хочется повысить голос, вложить в него больше чувств и эмоций, чтобы передать это восхищение. Восклицательными могут быть и повествовательные предложения, и побудительные, и вопросительные.

    Невосклицательные

    Если, произнося восклицательные предложения вслух, нужно вкладывать в голос определенную силу и эмоции, то невосклицательные предложения должны звучать довольно спокойно и нейтрально. В этом типе предложений отсутствует очевидная эмоциональная окрашенность:

    • Книга интересная, я быстро ее прочитал.

    Интонация

    Также стоит помянуть, что интонация и цель высказывания – такие явления, которые очень тесно связаны и влияют друг на друга. В русском языке отсутствует четкий порядок слов. Мы можем переставлять слова, менять их местами, но смысл предложения будет все равно понятен. Поэтому и вопросительное предложение можно прочитать как повествовательное, но что тогда их отличает? Интонация! Именно с помощью интонации в устной речи слушатель может отличить, задан ему вопрос, обращаются к нему или это просто сообщение какой-либо информации. Сравните:

  • Ты же звонил мне сегодня. (Утверждение, факт).
  • Ты же звонил мне сегодня? (Вопрос, требующий ответа).
  • Совершенно ясно, что такие предложения по цели высказывания абсолютно разные, хотя и состоят из одинаковых слов. Они будут читаться по-разному, и акцент будет падать на разные слова.

    Таким образом, интонация – это чередование повышения и понижения голоса, выделение каких-либо слов с помощью интонационного ударения, определенный ритм, паузы. Без разных интонаций речь будет безликой, а смысл предложений непонятным. Интонация не только украшает речь, но и помогает передать смысл предложений.

    Даже обычную похвалу «молодец» можно прочитать совсем по-разному. Например:

    • Молодец! Здорово получилось!

    Это можно произнести с искренней радостью за чьи-то успехи. Это будет прямой смысл. А можно прочитать с долей иронии, имея в виду совсем не успехи, а их отсутствие:

    • Молодец! Здорово получилось!

    Интонация играет значительную роль в иронии, потому что чаще всего без определенных изменений в голосе иронию очень сложно уловить.

    Интонация не всегда ровная. Она может повышаться или понижаться. Повествовательные предложения чаще имеют восходяще-нисходящую интонацию. К середине интонация повышается, а к концу предложения понижается. В вопросительных предложениях интонация может быть совершенно разной, все будет зависеть лишь от того, на какое слово подает логическое ударение, т. е. на каком слове сделан акцент. В побудительных предложениях чаще всего интонация повышается в конце. Особенно если побудительным предложением выражена не просто просьба, а приказ.

    Знаки препинания в разных типах предложений

    Разобравшись с тем, что такое цель высказывания и интонация и как они влияют друг на друга, можно перейти к особенностям расстановки знаков препинания.

    Цель высказывания и интонация определяют, какой знак препинания будет стоять в конце предложения. В повествовательных и побудительных предложениях с отсутствующей яркой эмоциональной окраской в конце ставится точка. Такие предложения читаются с ровной и спокойной интонацией, без резкого повышения и понижения голоса. Восклицательный знак может стоять в конце повествовательных, побудительных и даже вопросительных предложений. В первых двух случаях в конце предложения ставится один восклицательный знак, а само предложение приобретает определенную эмоциональную окраску. В третьем случае, поскольку по цели высказывания предложение вопросительное, то и вопросительный знак будет считаться главным, и будет стоять на первом месте, а уже за ним следует восклицательный, добавляя вопросу определенный эмоциональный оттенок.

    Знаки препинания могут стоять не только в конце, но и в середине предложения. Например, можно встретить восклицательный знак, заключенный в скобки и стоящий в середине предложения. В этом случае он выделяет какое-либо слово, показывает его значимость, делает на нем акцент, поэтому и прочитать такое предложение необходимо с соответствующей интонацией, выделяя отмеченное слово. В скобках в середине предложения также может находиться и вопросительный знак. В этом случае он ставит под сомнение какое-то слово. При чтении это также нужно отмечать.

    Итак, все виды сложных и простых предложений по цели высказывания могут быть повествовательными, побудительными и вопросительными. По эмоциональной окраске – восклицательными и невосклицательными. И также предложения отличаются интонацией. Какой тип выбрать, будет зависеть от того, с какой целью составляется текст и какое впечатление он должен провести на слушателя или читателя. На письме особенности интонации отмечаются знаками препинания, которые могут стоять как в конце предложения, так и в середине.

    Источник

    1ku.ru

    Какие бывают предложения по цели высказывания, по интонации или эмоциональной окраске

    Главная > Русский язык > Какие бывают предложения по интонации и цели высказывания

    Предложение — это наименьшая единица речи, которая заключает в себе законченную мысль, состоит из двух главных членов или из одного. Они имеют коммуникативную функцию. Эмоциональная окраска делает речь более выразительной. Чтобы правильно прочесть и произнести текст и на письме грамотно расставить знаки препинания, нужно определить вид его по цели высказывания и по интонации, то есть по смысловой окраске.

    ...

    Вконтакте

    Facebook

    Twitter

    Google+

    Мой мир

    Оглавление:

    • Классификация по цели высказывания
    • Повествовательные предложения
    • Вопросительные предложения
    • Побудительные предложения
    • Виды предложений по интонации

    Классификация по цели высказывания

    Предложения бывают:

    • повествовательные;
    • вопросительные;
    • побудительные.

    Повествовательные предложения

    Это самая большая группа в русском языке. Они сообщают законченную мысль, произносятся спокойным тоном. Главное по логике слово говорится повышенным тоном, к концу тон снижается, и ставится точка.

    Это интересно: проверяемые безударные гласные в корне слова, правила с примерами.

    Примеры:

    1. До праздника осталось совсем мало времени.
    2. Хорошая работа достойна уважения.
    3. Зима. Снег. Солнечно и морозно.
    4. Набегались, нагулялись, устали.

    Это интересно: сложносочинённые предложения, которые применяются в литературе.

    Повествовательные предложения содержат:

    • сообщение;
    • обзор;
    • объяснение;
    • информацию;
    • напоминание;
    • объявление.

    Вопросительные предложения

    Они содержат вопрос и требуют ответа. В конце ставится вопросительный знак. Произносится с вопросительной интонацией и выделяется главное слово, на которое нужно дать ответ.

    • Пример. Когда мы завтра идём в гости?
    • Если делаем упор на слово когда, то ответ будет: Сразу после завтрака.
    • Если выделяем слово в гости, то ответ будет: В гости идём, когда будем свободны.

    Также используются вопросительные слова, частицы или наречия: что, где, когда, почему, зачем, разве, неужели, ли, как, какое.

    Это интересно: семантика это что, значение термина.

    Примеры:

    • Зачем нужно писать так много?
    • Почему летают птицы?
    • Как долго длится сеанс?
    • Вопрос можно высказать специальным порядком слов:
    • Кто идёт в поход?
    • В поход кто идёт?
    • Идёте в поход?

    Задача: узнать информацию, расспросить о событии, выяснить обстоятельства действия, допросить и выпытать.

    Риторические вопросы не требуют ответа. Их используют для эмоциональной окраски речи. Например, «Могу ли я забыть тебя, мой край любимый?»

    Это интересно: как то так — как пишется по правилам написания?

    Побудительные предложения

    Целью является желание говорившего заставить, призвать, побудить к действию человека или людей. Это желание выражается побудительной интонацией, применением частиц, междометий, глагольных форм.

    Примеры:

    • Запишите домашнее задание.
    • Сбегай-ка за водой.
    • Давай побежим наперегонки.
    • Не смей мне перечить.

    Побудительные содержат просьбу, приказ, мольбу.

    Это интересно: «водить за нос» — значение фразеологизма, история возникновения, синонимы.

    Виды предложений по интонации

    По эмоциональной окраске предложения бывают невосклицательные и восклицательные.

    Большинство относятся к невосклицательным. Они произносятся нейтральным тоном, спокойно, без эмоций. Примеры:

    • Заканчивается учебный год.
    • Перед дождём низко летают ласточки.
    • Люблю Отчизну я.

    В конце ставится точка. Грамотный человек должен уметь правильно выяснить вид предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить необходимый знак пунктуации.

    Восклицательные предложения передают необычные волнения, высокие чувства и эмоциональное состояние говорящего. Их произносят громко и с повышением тона в конце или выделяют повышением голоса те слова, которые передают эмоции говорящего.

    Примеры:

    • Скоро праздник! Будет ёлка! Придёт Дед Мороз!
    • Подожди! Не уходи!

    В конце ставят восклицательный знак. Иногда, если хотят подчеркнуть силу своих эмоций, ставят сразу 2 или даже три восклицательных знака. Например, «Не смей меня забывать!!! Никогда!!!»

    Это интересно: слова с суффиксом -енн-, правила правописания.

    Сильные эмоции передаются:

    • интонацией, выражающей все человеческие чувства: гнев, ненависть, любовь, восторг, восхищение, возмущение, отвращение;
    • междометиями: ух, ах, ой, эх;
    • частицами: да, пускай, о, ну.

    Примеры:

    • Какая красота вокруг!
    • Как здорово! Ура! Я поступила в университет!
    • Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты!
    • Да здравствует наш союз!

    В младших классах школы ученики получают знания о предложении, на какие виды они делятся. В 3 классе проводят уроки на эту тему. Младшие школьники получают знания о том, что предложение состоит из главных членов и различаются по цели высказывания и по интонации:

    1. Повествовательные сообщают о чём-то.
    2. Вопросительные задают вопрос.
    3. Побудительные заставляют действовать.
    4. По эмоциональной окраске они бывают невосклицательные и восклицательные.
    5. Невосклицательные выражают спокойные чувства.
    6. Восклицательные передают сильные чувства.

    Для закрепления полученных сведений ученики выполняют специальные задания. Затем повторяют знания по таблице о типах предложения и о знаках препинания при них.

    В конце вопросительных ставится вопросительный знак, в конце восклицательных — восклицательный знак, в конце повествовательных и побудительных ставится точка (восклицательный знак).

    Умение определять типы предложений по цели высказывания и по интонации даёт возможность быть грамотным человеком, правильно пользоваться знаками препинания и выразительно читать написанное. Эмоциональная окраска речи важна при написании публичных выступлений, в диспутах, в художественных текстах.

    obrazovanie.guru

    Предложения по цели высказывания бывают? Объяснения учителя

    Всего выделяется три типа предложений. Разберем конкретные примеры.

    1. Повествовательные предложения

    В них сообщается о чем-либо. На конце ставится точка.

    Мальчик идет гулять. Мама читала книгу. На небе светит яркое солнце.

    После того, как вы назовете несколько примеров, попросите ребенка самого придумать предложения. Обычно по аналогии дети легко это делают. Ну, а сами термины, все же придется выучить. Таким же образом отрабатывайте другие типы предложений.

    2. Вопросительные предложения.

    Такие предложения необходимы, чтобы задать вопрос. На конце таких предложений ставят вопросительный знак.

    Сколько времени? Как дела? Ты сделала уроки?

    3. Побудительные предложения.

    Это такие конструкции, которые говорящий человек использует, когда хочет попросить, приказать, посоветовать что-либо, т.е. «побудить» к действию того, к кому он обращается.

    Приходи ко мне после обеда. Позвоните мне. Запишите в тетради.

    Виды предложений по интонации

    По интонации различают восклицательные и невосклицательные предложения. На конце восклицательных ставят восклицательный знак.

    Какая красота! (повествовательное, восклицательное) Срочно зайдите ко мне! (побудительное, восклицательное). Сколько можно опаздывать?!

    Если в вопросительном (по цели высказывания) предложении ставят и вопросительный и восклицательный знак, значит, необходима восклицательная интонация.

    Невосклицательные предложения оформляются точкой или вопросительным знаком — в зависимости от цели высказывания.

    Научить ребенка различать предложения по интонации и цели высказывания можно только, приводя конкретные примеры и предлагая ему придумать свои.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    pedsovet.su


    Смотрите также