Автомобиль седан что это такое


10 преимуществ седанов над другими автомобилями

Статья о главных преимуществах седанов над другими машинами — характеристики, особенности, разновидности седанов. В конце статьи — видео о самых быстрых седанах в мире.Содержание статьи:При выборе автомобиля не последнюю роль играет вопрос выбора кузова машины. Вопрос о том, какой автомобиль лучше, не совсем корректен – здесь каждый выбирает и решает для себя сам. Но для того, чтобы делать выбор не по принципу невнятных симпатий или антипатий, а на основании фактов, лучше перед покупкой узнать как можно больше информации о том или ином кузове. Рассмотрим, чем хороши седаны.Седаны – это модели авто с трёхобъёмным кузовом, в котором двигательная часть, багажное отделение и салон для пассажиров между собой разделены. Внешний вид автомобиля с этой разновидностью кузова таков, что его багажник и капот являются выступающими.

Дословный перевод слова «седан» - «крытые носилки» (портшез). Трансформировать багажник, расширив его в салон, с такой конструкцией невозможно.

Наиболее востребованными и известными моделями седанов в мире являются:
  • Ford Fосus;
  • SКODA Supеr;
  • Аudi А4;
  • Vоlkswagen Раssat;
  • Vоlvo S90.
Традиционно модели седанов выпускают с двумя рядами кресел и 4 дверями.Внутри своего класса седаны разделяются на несколько разновидностей. Ранее все кузова трёхобъёмного типа в Европе носили название «нотчбэк». Сегодня в этом семействе различают следующие типы:
  1. Седан классический: три чётко разделённых объёма (капот, салон, багажник), длина капота и багажника примерно одинаковая. Пик производства «классики» пришёлся на шестидесятые годы прошлого века. Время показало, что такая конструкция имеет очень хорошие аэродинамические показатели.
  2. Седан хардтоп: стёкла без наружных рам и без центральных стоек. Производился в Штатах в 50-е годы ХХ века.
  3. Седан длиннобазный: удлинённый кузов и сидения в три ряда.
  4. Седан фастбэк: покатая задняя стенка, объём багажника внешне выражен нечётко.
  5. Седан лифтбэк: задний свес имеет длину, как у моделей хэтчбеков.
В нашей стране седаны – наиболее востребованные модели авто. Одна из причин такой популярности заключается в том, что в мире данный тип кузова считается классическим и наиболее престижным. Но и помимо «престижности», у седана есть целый ряд достоинств, который и даёт ему преимущества перед другими моделями кузовов.

Данная конструкция седана обеспечивает целый ряд преимуществ. Багажник практически полностью изолирован от пассажирского салона, и поэтому в салон не попадают запахи и звуки из багажного отделения автомобиля. Если в багажнике находятся незакреплённые предметы, они не будут греметь в салоне автомобиля в процессе езды.

Конечно, это может показаться не таким уж важным фактором для пассажира, но важно для водителя: ему необходимо слышать звук работы двигателя, чтобы знать, что с машиной всё в порядке. Гремящие в багажнике вещи делают это затруднительным.Если в холодное время года вдруг понадобилось перевезти в багажнике груз, габариты которого не позволяют закрыть дверцу багажника, такая перевозка не нарушит комфорт внутри пассажирского салона и не выстудит его.

В случае, если машина попала в дорожно-транспортное происшествие, и удар пришёлся по задней части автомобиля, с большой долей вероятности повреждения получит багажник, а пассажирский салон уцелеет и не разгерметизируется.

По сравнению с хэтчбеком, в котором площадь пассажирского салона увеличена за счёт совмещения с багажным отделением, в небольшом пассажирском салоне седана гораздо легче организовать микроклимат: отопление салона зимой или охлаждение летом требует гораздо меньше ресурсов.Наконец, заднее стекло седана расположено таким образом, что оно меньше пачкается в процессе эксплуатации автомобиля.Седан располагает более крупным багажником, чем соразмерные ему автомобили других классов. Поэтому с седаном решение определённых повседневных проблем с транспортировкой грузов становится более лёгким. Например, в седане модели KIА Rio багажник составляет объём в 500 литров, а в соразмерном ему хэтчбеке багажник – это всего 390 литров. Разница существенная.

Форма кузова седана такова, что он имеет отличные аэродинамические характеристики. Если же сравнивать седан с внедорожниками или кроссоверами, то следует заметить, что он имеет гораздо меньший вес, что вместе с аэродинамическими показателями существенно сокращает расход топлива. Таким образом, седан является очень экономичным автомобилем.

Если при выборе машины вопрос затрат на его содержание имеет важное значение, следует помнить об этом преимуществе седанов.Данный пункт следует из предыдущего: бюджетные марки автомобилей очень часто выпускаются именно в форме седанов. Таким образом, иметь недорогую машину – не значит иметь машину плохую или неудобную: классический седан вполне способен быть удобным, отлично выглядеть и при этом не доставлять своему хозяину больших финансовых хлопот.Динамику седанов совершенствовали на протяжении долгого времени. В результате вес автомобиля практически идеально равномерно распределяется на его колёса. Это обеспечивает отличное сцепление автомобиля с дорожным покрытием, а значит, делает езду более безопасной.По сравнению с теми же внедорожниками седан имеет более низкое расположение мест пассажиров и водителя, но то ощущение комфорта, которое даёт более высокая посадка скорее психологическое, чем реальное. В реальности салон седана по уровню комфортности гораздо выше своих «собратьев». Это достигается и небольшим углом наклона кресел, и мягкостью сидений.

Кроме начального положения, седан имеет возможность для регулировки угла наклона пассажирских и водительского кресел. Согласно результатам статистических исследований, длительные поездки в седане – наименее утомительные и наименее травматичные для спины и поясницы.

Ещё одно преимущество седана – его платформа. Здесь вступает в игру известное правило: «проверено временем – значит, надёжно». Современные седаны разрабатывались и совершенствовались на протяжении без малого ста лет, так что у этого автомобиля было достаточно времени, чтобы избавиться от всех недоработок и конструктивных ошибок.

Разработанная для седана платформа идеально соответствует характеристикам автомобиля и его требованиям.

В случае современных внедорожников или кроссоверов зачастую в качестве основы берётся платформа седана, в конструкцию которой в дальнейшем вносятся изменения. Такой подход не может исключить ошибок в процессе конструирования, и во многих современных моделях подвеска не выдерживает веса машины. В случае же с седаном таких ситуаций не возникает: платформа ля него – «родная», надёжная, проверенная временем.Седаны известны также тем, что обходятся своим владельцам во вполне приемлемую сумму в процессе эксплуатации. Стоимость запчастей, а также ценники на плановое техобслуживание и проведение различного рода ремонтов здесь вполне адекватные. Причина – опять же в надёжности машины, проверенной временем.В этом плане седан выглядит гораздо привлекательнее на фоне внедорожников, которые в плане своего развития находятся только в начале пути, и приобретение такой машины может быть подобно покупке кота в мешке: может, прослужить многие годы, а может — не будет выбираться из автосервиса.Данная характеристика является очень важной в процессе парковки и при передвижении в затруднённых условиях видимости. Чтобы понять, о чём идёт речь, стоит вспомнить о том, что все новые системы помощи при парковке задним ходом в основном разрабатываются в первую очередь для кроссоверов и внедорожников.

Для седана такая система – удобство, но не острая необходимость, поскольку обзор в этом типе автомобиля достаточен, чтобы с комфортом запарковаться хоть передним, хоть задним ходом.

Справедливости ради стоит сказать, что не все модели седанов обладают такой идеальной обзорностью, но всё же преимущество налицо.Безусловно, в каждом автомобильном классе можно найти красивые и привлекательные модели. Но если говорить о седанах, их модельный ряд особенно разнообразен и, наверное, поэтому так привлекает тех, для кого автомобиль – не только средство передвижения, но и маркер статусности. Форма седана – более длинная, что делает машину привлекательной внешне.Различные автомобильные эксперты и критики автомобильного экстерьера удивительно единодушны в своём суждении: стильность, законченный тюнинг – это удел седанов, а не ультрасовременных внедорожников.

Моделей кузовов в автомобилестроении много, и каждая модель, без сомнения, имеет своих поклонников. В конце концов, их разнообразие – как раз результат требований, которые автолюбители предъявляют к автомобилям.

Но у седана есть много преимуществ, обусловленных долгим путём развития, на котором отшлифовывались все мелочи и нюансы конструкции. Насколько долго будет седан сохранять свою привлекательность для автовладельцев? Скорее всего, его неоспоримые достоинства ещё долго будут обеспечивать его востребованность и популярность.

Видео о самых быстрых седанах в мире:

fastmb.ru

Что такое седан? Вид автомобилей, фото - хардтоп, лифтбек, фастбэк

Самый первый и самый распространенный до сих пор тип кузова легкового автомобиля — это седан.

Главным его отличием от всех остальных видов является наличие багажника, структурно отделенного от салона. А если мы возьмем те автомобили, которые выпускались на заре автомобилестроения, до 30-40-х годов прошлого века, то можем увидеть, что багажник выглядел, как небольшой ящик, установленный сразу за салоном. А в некоторых автомобилях багажника не было вообще.

В настоящее время все седаны имеют трехобъемный кузов. Трехобъемный означает, что визуально его можно разделить на три основные части: капот, салон и багажник.

Обычно у седана имеется 4 двери, если же у него их шесть, то такой тип автомобиля принято называть лимузином. Современные седаны имеют багажник по размеру меньший, чем капот, но раньше — в 50-х и 80-х годах — капот и багажник имели одинаковые размеры.

Классический седан сегодня имеет одну центральную стойку, разделяющую салон на две части. Рассчитаны такие автомобили обычно на четверых либо пятерых человек, включая место для водителя. Седаны относят как к компактному классу «В», так и к средне- и полноразмерным классам «С», «D» и «Е».

В классе «А» не может быть седанов в принципе, поскольку при средней длине кузова до трех с половиной метров, места для отдельного багажника не остается. Хотя, если мы возьмем такой автомобиль, как ЗАЗ 965, то увидим, что, несмотря на его размеры — 3330 мм длина кузова — это был субкомпактный седан, поскольку багажник был отделен от салона. Правда, багажник находился спереди, потому что у этого автомобиля была заднемоторная компоновка.

Виды седанов

За всю историю автомобилестроения инженеры успели придумать множество подвидов кузова седан.

Классический седан — это трехобъемный кузов с центральной стойкой и четырьмя дверями. Все наши автомобили — ГАЗ-24, ВАЗ 2101, Москвич 412 — это классические образцы с капотом, багажником и четырехдверным салоном.

Очень распространенными в свое время были двухдверные седаны. Возьмем, например, такую модель, как Opel Rekord A второго поколения. Мало того, что она практически точь-в-точь похожа на нашу Волгу (вернее Волга на нее похожа), это еще и очень популярный образец двухдверного седана.

Самый последний двухдверный седан, который еще можно встретить на дорогах, — это Opel Ascona C.

Такие двухдверные седаны были более дешевыми, что очень привлекало покупателей из более низких слоев общества.

Двухдверные седаны также называют купе.

Но тут нужно понимать, что купе — это могут быть как четырехместные, так и двухместные автомобили. Например BMW X6 сам производитель называет спортивным купе, хотя перед нами внедорожник с типом кузова фастбэк, который мы рассмотрим ниже. Mercedes-Benz CLS — еще один четырехдверный седан с кузовом в стиле купе.

Главные отличия между двухдверным седаном и купе состоят в том, что купе обычно устанавливается на укороченную базу, а заднее сиденье либо полностью отсутствует, либо имеет ограниченную комфортабельность — так называемое «детское сиденье». Ну и обычно купе — это автомобили с хорошими динамическими характеристиками для спортивных режимов езды.

В Америке очень популярными были седаны с типом кузова хардтоп. Хардтопы характеризовались отсутствием центральной стойки. Если мы посмотрим на те огромные американские седаны, типа Crysler Newport или Cadillac Eldorado, которые в длину достигали почти 6 метров, то поймем, что такое хардтоп.

Особенно показательным в данном смысле будет Cadillac Eldorado седьмого поколения.

Хардтопы постепенно были вытеснены из производства, из-за того, что имели ряд недостатков: практически полное отсутствие шумоизоляции, большое количество посторонних шумов, в них проникнуть намного легче и они становились объектами угона, ездить на них можно было только на дорогах с высококачественным покрытием.

Еще один тип кузова — фастбэк.

Фастбэки, в зависимости от устройства багажника, могут относиться как к седанам, так и к хетчбэкам, о которых мы уже писали. Знаменитый советский автомобиль «Победа» — вот отличный пример фастбэка. Все они имеют каплевидную форму, поскольку крыша салона плавно перетекает в багажник. Такая форма очень хорошо отображается на динамике, возьмите хотя бы Audi A7 Sportback или BMW 5 Series Gran Turismo — отличные автомобили Премиум-класса с ярковыраженными спортивными качествами.

Лифтбэк так же, как и фастбэк, может относится и к седану и к хетчбэку. Skoda Superb и Skoda Octavia — яркие тому примеры.

По своему виду они являются седанами, поскольку багажник структурно отделен от салона. Но вот способ открывания багажника ставит эти модели на промежуточную ступень между хетчбэком и седаном.

Одним словом, любой производитель старается придумать какую-то изюминку, чтобы его автомобиль привлекал к себе внимание покупателей.

Преимущества седана

Самое главное преимущество седана — это, конечно же, презентабельность. Возьмите хотя бы дешевую Daewoo Nexia, которая является седаном класса «С» — среднеразмерный автомобиль, который очень красиво выглядит. Тогда как обыкновенный хетчбэк, особенно женский, например Hyundai Getz, хоть и является практичным автомобилем, не имеет той презентабельности.

Еще не забывайте о том, что салон седана легче прогреть, запахи из багажника не проникнут в салон, хорошая шумоизоляция — для универсала шумоизоляция багажника является болезненной темой.

Кстати, тут вы можете узнать что такое кроссовер.

(4 оценок, среднее: 4,50 из 5) Загрузка...

vodi.su

Седан (кузов автомобиля) - это... Что такое Седан (кузов автомобиля)?

Седан (кузов автомобиля) Седан конца двадцатых годов. Современный автомобиль с кузовом «седан».

Седа́н — закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя (ГАЗ-14 «Чайка») рядами полноразмерных сидений, багажником, структурно отделённым от пассажирского салона (на ранних автомобилях багажник обычно имел вид прикреплённого к задней стенке кузова чемодана-кофра или отсутствовал) и без двери в задней стенке.

Данный тип кузова является наиболее распространенным среди кузовов легковых автомобилей.

Особенности

Седаном может быть как трёх-, так и двухобъемный кузов, например, до конца 1940-х годов практически все седаны были двухобъемными (пример — седан-фастбэк ГАЗ-М-20 «Победа»). В настоящее время наметилась тенденция к сливанию объёмов кузова-седана в один.

Заднее стекло на седане всегда жёстко закреплено в рамке и не поднимается, хотя спинка заднего сиденья может быть либо оснащена лючком, либо откидываться для перевозки длинномерных предметов.

В 1960-е годы в США существовал уникальный тип кузова автомобилей Mercury с фирменным названием Breezeway, имевший сначала опускающееся заднее стекло (как стёкла боковых дверей), а затем — откидное заднее стекло с электроприводом для лучшей вентиляции, кроме того, у некоторых модификаций был и обратный наклон задней стойки крыши.

Разновидности

ГАЗ-24-10 — классический седан, по американской терминологии — «нотчбэк».

Классический седан (англ. formal sedan) имеет чётко выраженные три объёма — моторный отсек, салон и багажник,— и центральную стойку, причём длина первого и третьего объёмов подразумевается примерно одинаковая, причём в пятидесятые — начале щестидесятых годов было модно делать объём багажника такой же длины или даже длиннее, чем капота, а после середины шестидесятых длина объёма багажника постепенно уменьшалась.

Нотчбэк

Хетчбэк с такой формой задней части также могут называть нотчбэком.

В Северной Америке так называют любой трёхобъемный кузов, в том числе — и седан с выделенным багажником.

В Европе так могут называть хетчбэки и лифтбэки с небольшим уступом на покатой задней двери (этот же тип по терминологии фирмы Ford — «Aeroback»).

Седан-хардтоп

Четырёхдверный хардтоп — седан без центральной стойки.

Седан (четырёхдверный) без центральных стоек и (обычно) со стёклами дверей без наружных рамок, либо с убирающимися рамками, закреплёнными на самом стекле — именуется седаном-хардтопом, четырёхдверным хардтопом или (редко) седаном-кабриолетом. Настоящие (бесстоечные — англ. pillarless) четырёхдверные хардтопы делали практически только в США в пятидесятые — семидесятые годы, это были в основном большие и тяжёлые автомобили, например — Lincoln Continental.

Oldsmobile Ninety Eight Regency 4-door Hardtop, 1976 год.

Небольшое количество таких автомобилей было выпущено в Японии в семидесятые — девяностые годы.

Двухдверные хардтопы как правило принято называть «купе» вне зависимости от конфигурации кузова, но более корректный термин в данном случае — именно «двухдверный хардтоп».

Седан, у которого стёкла дверей не имеют рамок, но центральная стойка всё же есть, хардтопом не явялется. Сюда в первую очередь следует отнести автомобили компаний Ford, GM и Chrysler производства семидесятых годов с такими кузовами, как pillared hardtop или colonnade hardtop, а также некоторые японские модели, пример — Toyota Crown, Toyota Sprinter Marino, и ряд других.

Фастбэк

Четырёхдверный седан-фастбэк.

Седан (как четырёх-, так и двухдверный) с двумя объёмами и покатой задней стенкой кузова или нечётко выраженным третьим объёмом может называться фастбэком (англ. fastback), также существовало коммерческое название Aerosedan. Пример — ГАЗ-М-20 «Победа», Chevrolet Fleetline Aerosedan.

Термин «фастбэк» означает, как правило, и саму покатую или плавно опускающуюся линию крыши вообще, и может употребляться и относительно других типов кузовов, — например, различают купе-фастбэк и хетчбэк-фастбэк. Особенно распространён такой тип линии крыши на купе ввиду своих аэродинамических преимуществ и спортивного внешнего вида.

Двухдверный седан

Двухдверный седан — более дешёвая разновидность этого кузова, в прошлом широко использовавшаяся на бюджетных моделях. Показан Chevrolet Delray 2-door Sedan 1958 года, самый дешёвый «Шевроле» того года.

Седан с двумя дверьми (двухдверный седан) иногда называется тудором (англ. tudor — от «two doors»), изначально это было фирменное обозначение фирмы Ford.

Сравните: Купе

Его не следует путать с купе — кузовом, подразумевающем обычно укороченную колёсную базу, сидение второго ряда с ограниченной комфортабельностью и спортивную направленность автомобиля.

Chevrolet Monte Carlo — современный двухдверный седан американского производства.

Хотя, разница между этими терминами несколько «смазана». Нередко, коммерческое название «купе» носили кузова, по сути более близкие именно к двухдверному седану.

В наши дни двухдверные седаны (как и например хетчбэки) нередко носят коммерческое обозначение «купе».

Классическое купе имеет один ряд сидений, но такие машины сегодня довольно редки, обычная посадочная формула современного купе — «2+2»[1], то есть два полноразмерных места и два — ограниченной вместимости (иногда говорят, детские).

Длиннобазный седан

Сравните: Лимузин

Существует длиннобазный седан (англ. Long Base Sedan) (например, «Чайка» ГАЗ-14) с удлинённым кузовом, часто — тремя рядами сидений. От лимузина этот тип отличается отсутствием перегородки в кузове. Как правило, длиннобазные седаны имеют три боковых окна.

Лифтбэк

Chevrolet Malibu Maxx — лифтбэк.

Иногда выделяют тип «хетчбэк-седана», или лифтбэка. От хэтчбека этот тип кузова отличается длиной заднего свеса — у хэтчбека он короче, чем у седана, а у лифтбэка — такой же. Это не разновидность седана, а кузов, промежуточный между седаном и хэтчбеком. За границей к этому типу причисляют многие автомобили, а из отечественных аналогичными признаками обладает Иж-Комби.

Нередко названия «хетчбэк» и «лифтбэк» смешиваются, и одна и та же модель на различных рынках обозначается то так, то так. Термин «лифтбэк» более распространён в Северной Америке. Но изначально это два разных типа кузова.

По числу боковых окон

В прошлом кузова нередко классифициировали по признаку числа боковых окон. Седан с тремя окнами на боковине называли шестиоко́нным (англ. six window sedan), а с двумя — четырёхоко́нным (англ. four window sedan). Например, ГАЗ-М-1 — шестиоконный седан, а «Волга» ГАЗ-24 — четырёхоконный. В настоящее время, такая классификация вышла из употребления, хотя обозначаемые этими понятиями типы кузова сохраняются и сегодня.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • Представительный внешний вид;
  • Изолированный от салона багажник;
  • Относительная универсальность (в отличие, например, от узко ориентированного на спортивные качества или максимальный комфорт для двух человек купе, или универсала, у которого комфортабельность и представительность принесены в жертву функциональности);

Недостатки

  • Небольшой объём грузового отсека (относительно универсала);
  • Невозможность трансформации салона (в большинству случаев);
  • Нерациональное использование длины автомобиля (как и у всех трёхобъёмных кузовов);

Происхождение названия

Sedan (от южноитальянского sede- кресло) — английское название паланкина.

По другой версии, слово «седан» образовано от названия французского города Седан, специализировавшегося в XIX веке на производстве дорожных карет.

Международная терминология

Термин «Sedan» используется в Северной Америке, а так же многих других странах — Швеции, Турции, Дании, Чехии, Польше, Португалии, и т. д.

В Британском Английском (и в Японии) общеупотребительным аналогом является слово «Saloon», а в США так называют питейное заведение времен Дикого Запада.

В немецком языке автомобиль с кузовом типа седан называют Stufenheck-Limousine (в понятие Limousine в немецком языке, помимо седана, входит также и хетчбэк и некоторые другие закрытые типы кузова). Похоже говорят и в Хорватии — «Limuzina».

Во многих романских языках (французский, итальянский, румынский) используется термин «Berlina» (точнее, во французском — «Berliné»). Но в испанском используется термин «Sedán».

Примеры автомобилей с кузовом «седан»

Показаны модели отечественного производства.

  • ГАЗ-3, ГАЗ-6 — ранние 4-х и 6-оконные седаны без отдельного багажника, с деревянным каркасом кузова на рамном шасси ГАЗ-А;
  • ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73 — довоенные среднеразмерные цельнометаллические седаны (с матерчатым верхом крыши) на рамном шасси;
  • ЗИС-101, ЗИС-101А — довоенные большие цельнометаллические седаны на рамном шасси;
  • ГАЗ-61-73 — первый в мире седан на полноприводном (4х4) шасси;
  • Москвич-400, Москвич-401 — ранние цельнометаллические седаны с несущим кузовом и без отдельного багажника;
  • ГАЗ-М20 «Победа» — один из первых в мире седанов с несущим кузовом понтонного типа (без выступающих крыльев). Из-за покатого задка с интегрированным багажником считается седаном-фастбэком;
  • ГАЗ-12 «ЗИМ» — классический длиннобазный седан большого класса с несущим кузовом;
  • ГАЗ-М72 — первый в мире полноприводный (4х4) седан с усиленным несущим кузовом (типа фастбек), выпускавшийся на базе ГАЗ-М-20 «Победа» (сам М-72 «Победой» никогда не назывался);
  • Москвич-402, Москвич-407, Москвич-403, Москвич-408, Москвич-412, Москвич-2140 — цельнометаллические седаны малого класса с несущим кузовом и отдельным багажником;
  • Москвич-410, Москвич-410Н — полноприводные седаны с несущими кузовами;
  • ЗАЗ-965, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968М «Запорожец» — заднемоторные седаны с двумя дверями (тудор) и багажниками спереди, ЗАЗ-965 имеет определённые черты фастбэка;
  • ГАЗ-21, ГАЗ-24, ГАЗ-3102, ГАЗ-24-10, ГАЗ-3110, ГАЗ-31105 («Волга») — классические среднеразмерные седаны (класс Е) с несущим кузовом;
  • ГАЗ-13, ГАЗ-14 («Чайка») — классические седаны большого класса с Х-образным рамным основанием;
  • ЗИЛ-117, ЗИЛ-41041 — классические седаны высшего (представительского или F) класса с рамным основанием;
  • ВАЗ-2101, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 — классические седаны малого класса (класс С) семейств «Жигули» и «Лада»;
  • ВАЗ-21099 («Лада Самара-1 седан»), ВАЗ-2115 («Лада Самара-2 4-дв.»), ВАЗ-2110 («Лада 110»), — переднеприводные трёхобъёмные седаны-нотчбэки класса С;
  • Lada 1118 — переднеприводный трёхобъёмный седан-нотчбэк семейства Lada Kalina класса В.

См. также

  • Развитие формы кузова легкового автомобиля

Примечания

  1. ↑ Песков, В.И. Основы эргономики и дизайна автомобиля. Учебное пособие.. — Н. Новгород: Нижегородский Государственный Технический Университет, 2004. — С. 66. — 225 с. — ISBN 5-93272-232-0

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Седан - это... Что такое Седан?

У этого термина существуют и другие значения, см. Седан (значения). Седан может иметь две или четыре боковые двери; о седане с двумя дверьми см. также статью двухдверный седан. Четырёхдверный седан конца двадцатых годов Современный автомобиль с кузовом «седан»

Седа́н — закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя (например, ЗиМ или «Чайка» ГАЗ-14) рядами полноразмерных сидений, багажником, структурно отделённым от пассажирского салона (на ранних автомобилях багажник обычно имел вид прикреплённого к задней стенке кузова чемодана-кофра или отсутствовал) и без подъёмной двери в задней стенке.

Данный тип кузова является наиболее распространённым среди кузовов легковых автомобилей.

Классический и поныне тип трёхобъёмного седана сформировался окончательно на рубеже тридцатых и сороковых годов ХХ века

Седаном может быть как трёх-, так и двухобъёмный кузов; до конца 1940-х годов практически все седаны были двухобъёмными (пример — седаны-фастбэки, в частности — ГАЗ-М-20 «Победа», и практически все седаны выпуска до начала 1930х годов), сегодня же кузов «седан» ассоциируется преимущественно с трёхобъёмными кузовами. В настоящее время наметилась тенденция к сливанию объёмов кузова-седана в один.

Заднее стекло на седане практически всегда жёстко закреплено в рамке и не опускается / не поднимается, хотя спинка заднего сиденья может быть либо оснащена лючком, либо откидываться (целиком или по секциям) для перевозки длинномерных предметов.

Хардтоп-седан Mercury Monterey 1963 года с опускным задним стеклом Breezeway

В 1960-е годы в США на автомобилях марки Mercury существовал уникальный тип кузова на базе седана (и хардтоп-седана) с фирменным названием Breezeway (см. илл. справа), имевший в раннем варианте опускающееся заднее стекло (движущееся вверх-вниз по направляющим, как подъёмные стёкла боковых дверей; задняя стойка крыши при этом имела обратный наклон, а само стекло было расположено почти вертикально), а затем — откидное заднее стекло с электроприводом, которое немного откидывалось вверх-вперёд для лучшей вентиляции; однако этот случай так и остался уникальным, и с появлением массово доступных установок кондиционирования воздуха его использование прекратилось.

Седаны традиционно популярны в Северной Америке, причём до 1950-х — 60-х годов двухдверные седаны были распространены в большей степени, чем четырёхдверные. Во второй половине 50-х — 60-е годы седан в Северной Америке отошёл на задний план, так как основным типом автомобильного кузова стал двухдверный хардтоп, однако в 1970-х, после упадка хардтопов, популярность завоевали четырёхдверные седаны, на которые там и поныне приходится основная масса выпуска легковых автомобилей.

В Европе до второй половины 1960-х годов также были очень популярны двухдверные седаны, как менее дорогие, и среди автомобилей класса «Запорожца» или «Москвича» их было большинство (наиболее известные примеры — «Фольксваген-Жук», «Фиат-600», практически все ранние модели «Опель-Кадетт» и многие другие «народные» автомобили). Более крупные автомобили же, класса «Опель-Рекорд» и выше, как правило тоже были седанами, но уже четырёхдверными. Однако впоследствии 2-х и 4-дверные седаны были вытеснены более практичными хетчбеками — соответственно, 3-х и 5-дверными.

Тем не менее, в СССР и на территории современного СНГ, а также многих странах «третьего мира», где массовая автомобилизация началась сравнительно недавно, седан был и всё ещё остаётся наиболее популярным типом кузова ввиду своей визуальной представительности и универсальности, что отвечает роли единственного автомобиля в семье и отражает сравнительно малую доступность и потому престижность автотранспорта для жителей этих стран. В своё время для таких рынков европейские хетчбэки нередко переделывались в седаны, например, такая судьба постигла выпускавшийся в Иране Peugeot 206. Правда, в последние годы, например, российские автолюбители всё чаще делают выбор уже в пользу хетчбэков.

Разновидности

ГАЗ-24-10 — классический трёхобъёмный седан, по американской терминологии — «нотчбэк»

Классический седан (англ. formal sedan) имеет три чётко выраженных объёма — моторный отсек, салон и багажник — и центральную стойку, причём длина первого и третьего объёмов подразумевается примерно одинаковая. В пятидесятые — начале шестидесятых годов было модно делать багажник такой же длины или даже длиннее, чем капот, а после середины шестидесятых длина объёма багажника постепенно уменьшалась, при одновременном увеличении его высоты для компенсации уменьшения объёма, что сформировало со временем характерный для современных седанов клиновидный силуэт. Такая форма кузова оказалась целесообразна и с аэродинамической точки зрения.

Нотчбэк

Хетчбэк с такой формой задней части также могут называть нотчбэком

В Северной Америке так называют любой трёхобъёмный кузов, в том числе и седан с выделенным багажником.

В Европе так могут называть хетчбэки и лифтбэки с небольшим уступом на покатой задней двери (этот же тип по терминологии фирмы Ford — «Aeroback»).

Седан-хардтоп

Четырёхдверный хардтоп — седан без центральной стойки

Основная статья: Хардтоп

Седан (четырёхдверный) без центральных стоек и (обычно) со стёклами дверей без наружных рамок, либо с убирающимися рамками, закреплёнными на самом стекле — именуется седаном-хардтопом, четырёхдверным хардтопом или (редко) седаном-кабриолетом. Настоящие (или от англ. pillarless — бесстоечные) четырёхдверные хардтопы делали практически только в США в пятидесятые — семидесятые годы, это были в основном большие и тяжёлые автомобили, например Oldsmobile 98.

Oldsmobile Ninety Eight Regency 4-door Hardtop, 1976 год

Небольшое количество таких автомобилей было выпущено в Японии в семидесятые — девяностые годы.

Двухдверные хардтопы как правило принято называть «купе» вне зависимости от конфигурации кузова, но более корректный термин в данном случае — именно «двухдверный хардтоп».

Седан, у которого стёкла дверей не имеют рамок, но центральная стойка всё же есть, хардтопом не является. Сюда в первую очередь следует отнести автомобили компаний Ford, GM и Chrysler производства семидесятых годов с такими кузовами, как pillared hardtop или colonnade hardtop, а также некоторые японские модели, например Toyota Crown, Toyota Sprinter Marino и ряд других.

Фастбэк

Четырёхдверный седан-фастбэк

Основная статья: Фастбэк

Седан (как четырёх-, так и двухдверный) с двумя объёмами и покатой задней стенкой кузова или нечётко выраженным третьим объёмом может называться фастбэком (англ. fastback), также существовали коммерческие названия — Torpedo, Aerosedan. Пример — ГАЗ-М-20 «Победа», Chevrolet Fleetline Aerosedan.

Двухдверный фастбэк

Термин «фастбэк» означает, как правило, и саму покатую или плавно опускающуюся линию крыши вообще, и может употребляться и относительно других типов кузовов, например, различают купе-фастбэк и хетчбэк-фастбэк. Особенно распространён такой тип линии крыши на купе ввиду своих аэродинамических преимуществ и спортивного внешнего вида.

Двухдверный седан

Двухдверный седан — более дешёвая разновидность этого кузова, в прошлом широко использовавшаяся на бюджетных моделях. Показан Chevrolet Delray 2-door Sedan 1958 года, самый дешёвый «Шевроле» того года

Основная статья: Двухдверный седан

Седан с двумя дверьми (двухдверный седан) иногда называется тудором (англ. tudor, от two doors — «две двери»), изначально это было фирменное обозначение фирмы Ford.

Сравните: Купе

Его не следует путать с купе — кузовом, подразумевающем обычно укороченную колёсную базу, сидение второго ряда с ограниченной комфортабельностью и, часто, спортивную направленность автомобиля.

Chevrolet Monte Carlo — современный двухдверный седан американского производства

В действительности разница между этими терминами несколько смазана. Нередко коммерческое название «купе» носили кузова, по сути более близкие именно к двухдверному седану.

В наши дни двухдверные седаны (как и например хетчбэки) нередко носят коммерческое обозначение «купе».

Классическое купе имеет один ряд сидений, но такие машины сегодня довольно редки, обычная посадочная формула современного купе — «2+2»[1], то есть два полноразмерных места и два — ограниченной вместимости (иногда говорят, детские).

Длиннобазный седан

Сравните: Лимузин

Существует длиннобазный седан (англ. long base sedan) (например, «Чайка» ГАЗ-13) — с удлинённым кузовом, часто — тремя рядами сидений. От лимузина этот тип отличается отсутствием перегородки в кузове. Как правило, длиннобазные седаны имеют три боковых окна.

Лифтбэк

Chevrolet Malibu Maxx — лифтбэк

Основная статья: Лифтбэк

Это не разновидность седана, а кузов, промежуточный между седаном, универсалом и хэтчбеком.

Иногда выделяют тип хетчбэк-седана, или лифтбэка. От хэтчбека этот тип кузова отличается длиной заднего свеса — у хэтчбека он короче, чем у седана, а у лифтбэка — такой же. За границей к этому типу причисляют многие автомобили, а из отечественных аналогичными признаками обладает Иж-Комби.

Нередко названия «хетчбэк» и «лифтбэк» смешиваются, и одна и та же модель на различных рынках обозначается то так, то так. Термин «лифтбэк» более распространён в Северной Америке. Но изначально это два разных типа кузова.

«Четырёхдверное купе»

Mercedes-Benz СLS — «четырёхдверное купе»

Условное коммерческое название некоторых четырёхдверных седанов с более низкой линией крыши, создающей пропорции, характерные для купе, и общей спортивной ориентацией.

По числу боковых окон

Шестиоконный седан Четырёхоконный седан

В прошлом кузова нередко классифициировали по признаку числа боковых окон. Седан с тремя окнами на боковине называли шестиоко́нным (англ. six window sedan), а с двумя — четырёхоко́нным (англ. four window sedan). Например, ГАЗ-М-1 — шестиоконный седан, а «Волга» ГАЗ-24 — четырёхоконный.

В настоящее время такая классификация вышла из употребления, хотя обозначаемые этими понятиями типы кузова, естественно, сохраняются и сегодня.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • Представительный внешний вид;
  • Изолированный от салона багажник;
  • Относительная универсальность (в отличие, например, от узко ориентированного на спортивные качества или максимальный комфорт для двух человек купе, или универсала, у которого комфортабельность и представительность принесены в жертву функциональности).

Недостатки

  • Небольшой объём грузового отсека (относительно универсала);
  • Невозможность трансформации салона (в большинстве случаев);
  • Нерациональное использование длины автомобиля (как и у всех трёхобъёмных кузовов).

Происхождение названия

Паланкин на Всемирной выставке 1893 г.

Sedan (от южноитальянского sede — кресло) — английское название паланкина.

По другой версии, слово «седан» образовано от названия французского города Седан, специализировавшегося в XIX веке на производстве дорожных карет.

Международная терминология

Термин Sedan используется в Северной Америке, а также многих других странах — Швеции, Турции, Дании, Чехии, Польше, Португалии, и т. д.

В британском английском и в Японии общеупотребительным аналогом является слово Saloon, а в США так называют питейное заведение времён Дикого Запада.

В немецком языке автомобиль с кузовом типа седан называют Stufenheck-Limousine (в понятие Limousine в немецком языке, помимо седана, входит также и хетчбэк и некоторые другие закрытые типы кузова). Похоже говорят и в Хорватии — Limuzina.

Во многих романских языках (французский, итальянский, румынский) используется термин Berlina (точнее, во французском — Berliné), происходящий от названия немецкого города Берлин. Но в испанском используется термин Sedán.

Примеры автомобилей с кузовом «седан»

Показаны модели отечественного производства.

  • ГАЗ-3, ГАЗ-6 — ранние 4- и 6-оконные седаны без отдельного багажника, с деревянным каркасом кузова на рамном шасси ГАЗ-А;
  • ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73 — довоенные среднеразмерные цельнометаллические седаны (с матерчатым верхом крыши) на рамном шасси;
  • ЗИС-101, ЗИС-101А — довоенные большие цельнометаллические седаны на рамном шасси;
  • ГАЗ-61-73 — первый в мире седан на полноприводном (4×4) шасси;
  • Москвич-400, Москвич-401 — ранние цельнометаллические седаны с несущим кузовом и без отдельного багажника;
  • ГАЗ-М20 «Победа» — один из первых в мире седанов с несущим кузовом понтонного типа (без выступающих крыльев). Из-за покатого задка с интегрированным багажником считается седаном-фастбэком;
  • ГАЗ-12 «ЗИМ» — классический длиннобазный седан большого класса с несущим кузовом;
  • ГАЗ-М72 — первый в мире полноприводный (4×4) седан с усиленным несущим кузовом (типа фастбек), выпускавшийся на базе ГАЗ-М-20 «Победа» (сам М-72 «Победой» никогда не назывался);
  • Москвич-402, Москвич-407, Москвич-403, Москвич-408, Москвич-412, Москвич-2140 — цельнометаллические седаны малого класса с несущим кузовом и отдельным багажником;
  • Москвич-2142R5 «Князь Владимир» - переднеприводные, либо полноприводные (4x4) седаны класса D;
  • Москвич-410, Москвич-410Н — полноприводные седаны с несущими кузовами;
  • ЗАЗ-965, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968М «Запорожец» — заднемоторные седаны с двумя дверями (тудор) и багажниками спереди;
  • ГАЗ-21, ГАЗ-24, ГАЗ-3102, ГАЗ-24-10, ГАЗ-3110, ГАЗ-31105 («Волга») — классические среднеразмерные седаны с несущим кузовом;
  • ГАЗ-13, ГАЗ-14 («Чайка») — классические седаны большого класса с Х-образным рамным основанием;
  • ЗИЛ-117, ЗИЛ-41041 — классические седаны высшего (представительского или F) класса с рамным основанием;
  • ВАЗ-2101, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 — классические седаны малого класса (класс С) семейств «Жигули» и «Лада»;
  • ВАЗ-21099 («Лада Самара-1 седан»), ВАЗ-2115 («Лада Самара-2 4-дв.»), ВАЗ-2110 («Лада 110»), — переднеприводные трёхобъёмные седаны-нотчбэки класса С;
  • Lada 1118 — переднеприводный трёхобъёмный седан-нотчбэк семейства Lada Kalina класса В.

См. также

  • Развитие формы кузова легкового автомобиля

Примечания

  1. ↑ Песков, В. И. Основы эргономики и дизайна автомобиля. Учебное пособие. — Н. Новгород: Нижегородский Государственный Технический Университет, 2004. — С. 66. — 225 с. — ISBN 5-93272-232-0

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011.

dic.academic.ru

Седан (кузов) - это... Что такое Седан (кузов)?

Седан (кузов) Седан конца двадцатых годов. Современный автомобиль с кузовом «седан».

Седа́н — закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя (ГАЗ-14 «Чайка») рядами полноразмерных сидений, багажником, структурно отделённым от пассажирского салона (на ранних автомобилях багажник обычно имел вид прикреплённого к задней стенке кузова чемодана-кофра или отсутствовал) и без двери в задней стенке.

Данный тип кузова является наиболее распространенным среди кузовов легковых автомобилей.

Особенности

Седаном может быть как трёх-, так и двухобъемный кузов, например, до конца 1940-х годов практически все седаны были двухобъемными (пример — седан-фастбэк ГАЗ-М-20 «Победа»). В настоящее время наметилась тенденция к сливанию объёмов кузова-седана в один.

Заднее стекло на седане всегда жёстко закреплено в рамке и не поднимается, хотя спинка заднего сиденья может быть либо оснащена лючком, либо откидываться для перевозки длинномерных предметов.

В 1960-е годы в США существовал уникальный тип кузова автомобилей Mercury с фирменным названием Breezeway, имевший сначала опускающееся заднее стекло (как стёкла боковых дверей), а затем — откидное заднее стекло с электроприводом для лучшей вентиляции, кроме того, у некоторых модификаций был и обратный наклон задней стойки крыши.

Разновидности

ГАЗ-24-10 — классический седан, по американской терминологии — «нотчбэк».

Классический седан (англ. formal sedan) имеет чётко выраженные три объёма — моторный отсек, салон и багажник,— и центральную стойку, причём длина первого и третьего объёмов подразумевается примерно одинаковая, причём в пятидесятые — начале щестидесятых годов было модно делать объём багажника такой же длины или даже длиннее, чем капота, а после середины шестидесятых длина объёма багажника постепенно уменьшалась.

Нотчбэк

Хетчбэк с такой формой задней части также могут называть нотчбэком.

В Северной Америке так называют любой трёхобъемный кузов, в том числе — и седан с выделенным багажником.

В Европе так могут называть хетчбэки и лифтбэки с небольшим уступом на покатой задней двери (этот же тип по терминологии фирмы Ford — «Aeroback»).

Седан-хардтоп

Четырёхдверный хардтоп — седан без центральной стойки.

Седан (четырёхдверный) без центральных стоек и (обычно) со стёклами дверей без наружных рамок, либо с убирающимися рамками, закреплёнными на самом стекле — именуется седаном-хардтопом, четырёхдверным хардтопом или (редко) седаном-кабриолетом. Настоящие (бесстоечные — англ. pillarless) четырёхдверные хардтопы делали практически только в США в пятидесятые — семидесятые годы, это были в основном большие и тяжёлые автомобили, например — Lincoln Continental.

Oldsmobile Ninety Eight Regency 4-door Hardtop, 1976 год.

Небольшое количество таких автомобилей было выпущено в Японии в семидесятые — девяностые годы.

Двухдверные хардтопы как правило принято называть «купе» вне зависимости от конфигурации кузова, но более корректный термин в данном случае — именно «двухдверный хардтоп».

Седан, у которого стёкла дверей не имеют рамок, но центральная стойка всё же есть, хардтопом не явялется. Сюда в первую очередь следует отнести автомобили компаний Ford, GM и Chrysler производства семидесятых годов с такими кузовами, как pillared hardtop или colonnade hardtop, а также некоторые японские модели, пример — Toyota Crown, Toyota Sprinter Marino, и ряд других.

Фастбэк

Четырёхдверный седан-фастбэк.

Седан (как четырёх-, так и двухдверный) с двумя объёмами и покатой задней стенкой кузова или нечётко выраженным третьим объёмом может называться фастбэком (англ. fastback), также существовало коммерческое название Aerosedan. Пример — ГАЗ-М-20 «Победа», Chevrolet Fleetline Aerosedan.

Термин «фастбэк» означает, как правило, и саму покатую или плавно опускающуюся линию крыши вообще, и может употребляться и относительно других типов кузовов, — например, различают купе-фастбэк и хетчбэк-фастбэк. Особенно распространён такой тип линии крыши на купе ввиду своих аэродинамических преимуществ и спортивного внешнего вида.

Двухдверный седан

Двухдверный седан — более дешёвая разновидность этого кузова, в прошлом широко использовавшаяся на бюджетных моделях. Показан Chevrolet Delray 2-door Sedan 1958 года, самый дешёвый «Шевроле» того года.

Седан с двумя дверьми (двухдверный седан) иногда называется тудором (англ. tudor — от «two doors»), изначально это было фирменное обозначение фирмы Ford.

Сравните: Купе

Его не следует путать с купе — кузовом, подразумевающем обычно укороченную колёсную базу, сидение второго ряда с ограниченной комфортабельностью и спортивную направленность автомобиля.

Chevrolet Monte Carlo — современный двухдверный седан американского производства.

Хотя, разница между этими терминами несколько «смазана». Нередко, коммерческое название «купе» носили кузова, по сути более близкие именно к двухдверному седану.

В наши дни двухдверные седаны (как и например хетчбэки) нередко носят коммерческое обозначение «купе».

Классическое купе имеет один ряд сидений, но такие машины сегодня довольно редки, обычная посадочная формула современного купе — «2+2»[1], то есть два полноразмерных места и два — ограниченной вместимости (иногда говорят, детские).

Длиннобазный седан

Сравните: Лимузин

Существует длиннобазный седан (англ. Long Base Sedan) (например, «Чайка» ГАЗ-14) с удлинённым кузовом, часто — тремя рядами сидений. От лимузина этот тип отличается отсутствием перегородки в кузове. Как правило, длиннобазные седаны имеют три боковых окна.

Лифтбэк

Chevrolet Malibu Maxx — лифтбэк.

Иногда выделяют тип «хетчбэк-седана», или лифтбэка. От хэтчбека этот тип кузова отличается длиной заднего свеса — у хэтчбека он короче, чем у седана, а у лифтбэка — такой же. Это не разновидность седана, а кузов, промежуточный между седаном и хэтчбеком. За границей к этому типу причисляют многие автомобили, а из отечественных аналогичными признаками обладает Иж-Комби.

Нередко названия «хетчбэк» и «лифтбэк» смешиваются, и одна и та же модель на различных рынках обозначается то так, то так. Термин «лифтбэк» более распространён в Северной Америке. Но изначально это два разных типа кузова.

По числу боковых окон

В прошлом кузова нередко классифициировали по признаку числа боковых окон. Седан с тремя окнами на боковине называли шестиоко́нным (англ. six window sedan), а с двумя — четырёхоко́нным (англ. four window sedan). Например, ГАЗ-М-1 — шестиоконный седан, а «Волга» ГАЗ-24 — четырёхоконный. В настоящее время, такая классификация вышла из употребления, хотя обозначаемые этими понятиями типы кузова сохраняются и сегодня.

Преимущества и недостатки

Преимущества

  • Представительный внешний вид;
  • Изолированный от салона багажник;
  • Относительная универсальность (в отличие, например, от узко ориентированного на спортивные качества или максимальный комфорт для двух человек купе, или универсала, у которого комфортабельность и представительность принесены в жертву функциональности);

Недостатки

  • Небольшой объём грузового отсека (относительно универсала);
  • Невозможность трансформации салона (в большинству случаев);
  • Нерациональное использование длины автомобиля (как и у всех трёхобъёмных кузовов);

Происхождение названия

Sedan (от южноитальянского sede- кресло) — английское название паланкина.

По другой версии, слово «седан» образовано от названия французского города Седан, специализировавшегося в XIX веке на производстве дорожных карет.

Международная терминология

Термин «Sedan» используется в Северной Америке, а так же многих других странах — Швеции, Турции, Дании, Чехии, Польше, Португалии, и т. д.

В Британском Английском (и в Японии) общеупотребительным аналогом является слово «Saloon», а в США так называют питейное заведение времен Дикого Запада.

В немецком языке автомобиль с кузовом типа седан называют Stufenheck-Limousine (в понятие Limousine в немецком языке, помимо седана, входит также и хетчбэк и некоторые другие закрытые типы кузова). Похоже говорят и в Хорватии — «Limuzina».

Во многих романских языках (французский, итальянский, румынский) используется термин «Berlina» (точнее, во французском — «Berliné»). Но в испанском используется термин «Sedán».

Примеры автомобилей с кузовом «седан»

Показаны модели отечественного производства.

  • ГАЗ-3, ГАЗ-6 — ранние 4-х и 6-оконные седаны без отдельного багажника, с деревянным каркасом кузова на рамном шасси ГАЗ-А;
  • ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73 — довоенные среднеразмерные цельнометаллические седаны (с матерчатым верхом крыши) на рамном шасси;
  • ЗИС-101, ЗИС-101А — довоенные большие цельнометаллические седаны на рамном шасси;
  • ГАЗ-61-73 — первый в мире седан на полноприводном (4х4) шасси;
  • Москвич-400, Москвич-401 — ранние цельнометаллические седаны с несущим кузовом и без отдельного багажника;
  • ГАЗ-М20 «Победа» — один из первых в мире седанов с несущим кузовом понтонного типа (без выступающих крыльев). Из-за покатого задка с интегрированным багажником считается седаном-фастбэком;
  • ГАЗ-12 «ЗИМ» — классический длиннобазный седан большого класса с несущим кузовом;
  • ГАЗ-М72 — первый в мире полноприводный (4х4) седан с усиленным несущим кузовом (типа фастбек), выпускавшийся на базе ГАЗ-М-20 «Победа» (сам М-72 «Победой» никогда не назывался);
  • Москвич-402, Москвич-407, Москвич-403, Москвич-408, Москвич-412, Москвич-2140 — цельнометаллические седаны малого класса с несущим кузовом и отдельным багажником;
  • Москвич-410, Москвич-410Н — полноприводные седаны с несущими кузовами;
  • ЗАЗ-965, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968М «Запорожец» — заднемоторные седаны с двумя дверями (тудор) и багажниками спереди, ЗАЗ-965 имеет определённые черты фастбэка;
  • ГАЗ-21, ГАЗ-24, ГАЗ-3102, ГАЗ-24-10, ГАЗ-3110, ГАЗ-31105 («Волга») — классические среднеразмерные седаны (класс Е) с несущим кузовом;
  • ГАЗ-13, ГАЗ-14 («Чайка») — классические седаны большого класса с Х-образным рамным основанием;
  • ЗИЛ-117, ЗИЛ-41041 — классические седаны высшего (представительского или F) класса с рамным основанием;
  • ВАЗ-2101, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 — классические седаны малого класса (класс С) семейств «Жигули» и «Лада»;
  • ВАЗ-21099 («Лада Самара-1 седан»), ВАЗ-2115 («Лада Самара-2 4-дв.»), ВАЗ-2110 («Лада 110»), — переднеприводные трёхобъёмные седаны-нотчбэки класса С;
  • Lada 1118 — переднеприводный трёхобъёмный седан-нотчбэк семейства Lada Kalina класса В.

См. также

  • Развитие формы кузова легкового автомобиля

Примечания

  1. ↑ Песков, В.И. Основы эргономики и дизайна автомобиля. Учебное пособие.. — Н. Новгород: Нижегородский Государственный Технический Университет, 2004. — С. 66. — 225 с. — ISBN 5-93272-232-0

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Седан и хэтчбек: разница

Приобретаем машину мы не каждый год и при ее выборе предъявляем большой список требований. Производитель, цена, расход топлива, пассажировместимость — все это должно быть учтено. Важным критерием является и тип кузова. Именно от него зависит внешний вид, комфорт при эксплуатации, проходимость автомобиля. Существует много видов кузова: кабриолет, купе, пикап, лимузин, кроссовер и другие. Мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся на российских дорогах: седан, хэтчбек, универсал. И попробуем разобраться, что лучше.

  • 1 Типы кузова
  • 2 Отличие седана от хэтчбека
  • 3 Что выбрать?

Типы кузова

Разберем наиболее распространенные типы кузова:

  • Седан — это кузов легковой машины с багажником, отделенным от салона сидениями. Такой тип еще называют трехобъемным: салон и багажник представляют собой два замкнутые прилегающие пространства (третьим считается моторный отсек). Крышка багажного отделения называется капотом. Заднее стекло сопоставимо по углу установки и площади с лобовым. Преимущественно модели машин имеют 4 двери и 2 ряда сидений.
  • Хэтчбек — это кузов с укороченным задним свесом, то есть расстоянием от заднего колеса до заднего бампера. Кузов двухобъемный — багажник — часть салона и расположен за пассажирскими сидениями. Чтоб скрыть содержимое багажника и обезопасить пассажиров, предусмотрена производителем натягивающаяся тканевая сетка. В задней стенке есть подъемная дверь, обеспечивающая доступ в салон. У подавляющего большинства современных хэтчбеков эта дверь наклонная. Модели выпускаются как с 3, так и с 5 дверями.
  • Универсал — легковой автомобиль, имеющий 5 дверей и багажное отделение, объединённое с салоном. Отличается большим объёмом багажника. Пятая задняя дверь может быть подъемной, открывающейся набок, двустворчатой. В салоне возможно установить дополнительный ряд пассажирских сидений. Седан и универсал имеют одинаковую длину кузова.

Отличие седана от хэтчбека

Мы выяснили характеристики кузова седана и хэтчбека. Теперь разберемся, чем они отличаются и какими обладают преимуществами.

  • Длина машины. Хэтчбек на 30-40 сантиметров меньше за счет укороченного заднего свеса. Это влияет на маневренность и значительно упрощает парковку. Это важно в городе, где каждый дюйм парковочного места на счету.
  • Развесовка по осям. Седан имеет преимущество за счет равномерно распределенной весовой нагрузки на колеса.
  • Задний свес. У хэтчбека он укорочен и благодаря этому его проще припарковать задним ходом, не боясь задеть бордюр. Из-за брызг с дороги хэтчбеку необходимы задний стеклоочиститель с омывателем.
  • Объем салона. За этот параметр плюс получает седан, так как здесь более удобный салон для пассажиров. И хотя у его конкурента салон считается больше за счет багажника, он не настолько комфортен. Тем более, чтобы сделать подходящий микроклимат в хэтчбеке, понадобиться больше времени на обогрев салона или, наоборот, его охлаждение.
  • Объем багажника. Трудно сказать, кто выигрывает. Объем самого багажника в седане больше. Но в хэтчбеке можно сложить пассажирские сидения, что даст дополнительное пространство. При этом полезное пространство соизмеримо, но погрузить, например, телевизор или длинные предметы, в седане затруднительно. Хэтчбек делает практичным и большое погрузочное окно.
  • Безопасность. Седан явно выигрывает, так как при аварии разгерметизация салона сзади практически невозможна. Пассажиры хэтчбека при столкновении часто получают травмы предметами, которые находились в багажнике. В некоторых странах даже обязывают использовать специальную разделительную сетку.
  • Соединение кузова. Сложно сказать, на чьей стороне преимущества, скорее это зависит от ситуации. Плюсы соединенного пространства салона и багажника:
  1. доступ к багажу, не выходя из машины;
  2. в нестандартной ситуации возможно попасть в машину через заднюю дверь;
  3. увеличение объема багажника за счет салона.

Положительные стороны изолированного багажника:

  1. При перевозке канистры с топливом или открытой банки краски, запаха вы не почувствуете, и это не скажется на вашем самочувствии.
  2. Открывая багажник, вы не изменяете микроклимат в салоне автомобиля.
  3. Безопаснее перевозить небольшие вещи.
  • Удобство управления. В хэтчбеке граница корпуса автомобиля проходит по краю задних колес, это дает возможность водителю лучше почувствовать габариты машины. Практически у всех моделей седанов низкий клиренс, что не дает свободно ездить по грунтовым дорогам или разбитому асфальту.
  • Задний обзор. Начинающие автолюбители обратят внимание, что в седане он шире. Это достигается в результате большого заднего стекла и небольшого расстояния до водителя. В хэтчбеке это расстояние больше, а само стекло меньше, таким образом, получается туннельный эффект или уменьшенный угол обзора.
  • Внешний вид. У седана более солидный, презентабельный вид. Хэтчбек же ближе к спортивной машине.

Что выбрать?

Выбирая машину, определитесь, какие функции, кроме доставки из пункта А в пункт Б, она должна выполнять.

Если вы планируете переезд, ремонт, пополнение в семье или частые выезды загород, то лучше остановить свой выбор на хэтчбеке. Он поможет перевести крупногабаритные грузы, например, небольшой холодильник, телевизор, коляску или карниз. А также справиться с ухабами на дороге благодаря более высокой посадке и адаптированной подвеске.

Этот тип кузова стоит выбрать, если вы недавно получили водительские права и это ваша первая машина.

Российский покупатель предпочитает седан за его комфорт, респектабельный вид, безопасность. Если же вы возите множество мелочей — лучшим вариантом будет машина с закрытым кузовом.

Как мы видим, характеристика вида кузова в разных ситуациях может играть как на нас, так и против. При покупке автомобиля ориентируйтесь не только на эстетику внешнего вида, но и на свои потребности и практичность. Машина расскажет окружающим о вашем статусе, образе жизни и даже характере.

advicelawyer.ru


Смотрите также