Марина Лысяк https://www.oum.ru/teachers/marina-lysyak/
Аскетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что мои аскезы скорее шли мне во вред, а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.
Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.
Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.
Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них — естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.
КайлашХочу поделиться своим опытом. Аскезы Тела для меня просты и не утруждают так сильно, как аскезы Ума или Языка. Голодание, физические упражнения, ранний подъём и прочие относящиеся к Телу лишения я проживаю достаточно легко и практикую их часто. Раньше даже не задумывалась про существование аскез для Ума и Речи. В астрологии считается, что женщины находятся под влиянием Луны, а мужчины — Солнца. Лунная энергия отвечает за эмоциональность, психическую силу человека, Солнце — это активная энергия действия на физическом плане, страсть и деятельность. Поэтому женщинам советуют выполнять больше аскез именно Ума и Речи, в то время как мужчинам — Тела, что увеличивает их Солнечную силу. Действительно, выполняя мужские аскезы, я чувствую в себе напряжение и раздражительность, несмотря на то, что сами аскезы даются легко.
Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой — «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.
На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари — жены Дхритараштры из Махабхараты.
ГандхариОбраз царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было — 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.
В любом случае, аскеза — дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.
Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах — в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития — это аскезы в благости, с целью получения для себя материальных благ — в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других — это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой — сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.
В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.
Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.
Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:
Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога: — Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! — с достоинством заявил человек. — А с каких это пор, — удивился Бог, — страдания стали считаться заслугой? — Я носил власяницу и вервие, — упрямо нахмурился человек. — Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами... — Ну и что? — заметил Бог. — Я понимаю, что ты страдал — но за что именно ты страдал? — Во славу твою, — не раздумывая, ответил человек. — Хорошенькая же у меня получается слава! — усмехнулся грустно Господь. — Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви? Повисло молчание... Бог всё так же задумчиво взирал на человека. — Так что с моей долей? — напомнил о себе человек. — Страдал, говоришь, — тихо произнёс Бог. — Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам. Бог на мгновение замолчал...
— А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!
Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, — всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, — знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).
Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).
Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:
Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».
Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».
Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».
Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше — вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри — 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.
«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)
Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.
Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.
В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза — следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана — приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия — охрана народа, аскетизм для вайшу — хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры — служение» (XI 236).
Пусть все живые существа будут счастливы!
www.oum.ru
Аскезой называют осознанное, смиренное и добровольное принятие определенных телесных, умственных неудобств и ограничений. Основной акцент делается на словах «осознанное, добровольное принятие», в противоположном случае выполнение аскезы приносит страдания, боль и весь комплекс негативных эмоций. К примеру, если человек осознанно решает ограничивать себя в пище, потребительстве, общении и прочем — это идет ему во благо, способствует духовному развитию и очищению кармы.
Шрила Прабхупада, святая личность в ведической традиции, который привез Веды на Запад, в комментариях к “Шримад Бхагаватам” пишет, что такое аскеза или тапасья – это путь добровольных епитимий и воздержания от материальных наслаждений. Того, кто приучен воздерживаться от материальных наслаждений, называют дхирой, то есть «человеком, которому чувства не доставляют беспокойств».
Из описания видно, что, предаваясь аскезам, ничего приятного для себя получить нельзя. “Воздержание от материальных наслаждений” – это явно не то, о чем мечтает 98% населения земли.
Но, тем не менее, все священные писания (не только ведические) прославляют аскезу как путь обретения силы и могущества. Чтобы что-то получить, нужно от чего-то отказаться.
В “Шримад Бхагаватам” говорятся, что такое аскеза:
“аскеза является единственным источником всякой силы”, (ШБ 2.9.24).
Все ценное в этой жизни можно получить только при помощи аскезы (на санскрите – тапасьи). Шрила Прабхупада в комментарии к этому стиху пишет:
“Даже для того, чтобы добиться материального благополучия, уважения, славы и почета, нужно совершать суровые аскезы — без этого в материальном мире невозможно стать сколько-нибудь заметной личностью”.
Вспомните знаменитостей, богатых людей, которые добились успеха в жизни: каждый из них трудился для этого очень сурово. Томас Эддисон работал в гараже по ночам, экспериментируя с электричеством. Стив Джобс посвящал все свое время разработкам новых продуктов и продвижению компании Apple. Даже знаменитые актеры проводят на съемочных площадках иногда по 16-17 часов в сутки, недосыпая и забывая об отдыхе.
Ценные вещи никогда не даются даром. За все нужно платить. И единственная валюта, которую принимают Высшие силы – наши аскезы, тапасьи. Вот что такое аскеза.
Но что такое аскезы? Как их правильно совершать, чтоб не зря, и чтоб был результат? Об этом рассказывается в 17 Главе “Бхагавад-гиты” (17.14-17). Сначала речь идет об аскетизме в благости – то есть правильных аскезах, которые приведут к счастью:
“14. Aскезой для тела является поклонение Верховному Господу, брахманам, духовному учителю и старшим, например отцу и матери, а также чистота, прямота, целомудрие и ненасилие. 15. Aскеза речи состоит в том, чтобы говорить людям слова правдивые, приятные, направленные на благо и не вызывающие у людей беспокойств, а также регулярно изучать ведические писания. 16. Удовлетворенность, простота, сдержанность, самообладание и очищение сознания называются аскезой ума. 17. Эти три вида аскезы, совершаемые человеком, который обладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует ради удовлетворения Всевышнего, называют тапасьей в гуне благости”.
То есть, если придерживаться этих аскез (для тела, речи и ума), можно исполнять любые желания и стать счастливым. Потому что только гуна благости дает счастье человеку в материальном мире. Особое внимание обратите на стих 17.17, где описано главное условие, при выполнении которого аскеза будет считаться аскезой в благости.
Но существуют также неправильные аскезы – те, которые приводят к страданиям и во время их совершения, и в результате получения плодов от аскез. Об этом “Бхагавад-гита” говорит в последующих стихах:
“18. Aскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго. 19. Aскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества” (Бхагавад-гита, 17.18-19).
Bсе, что делается в гуне страсти, приносит кратковременное ощущение счастья поначалу и разочарование и несчастье в итоге. А все, что делается в гуне невежества – и в начале, и в конце приносит одни страдания.
“О сын Бхараты, гуна благости обусловливает живое существо ощущением счастья, гуна страсти – корыстной деятельностью, а гуна невежества, покрывая знание живого существа, связывает его путами безумия” (Бхагавад-гита, 14.9).
У человека есть право выбора – поступать, как написано в писаниях, совершать благостную аскезу и быть в результате счастливым, или же все равно совершать аскезу, не менее суровую, но в гунах страсти или невежества, и быть несчастным, потому что не понимает, что такое аскезы.
Разобравшись, кто такой аскет и какими бывают практики аскезы, важно понять цели и возможные «плоды» подобных ограничений. Регулярно практикуя добровольный отказ от привычного комфорта, можно достичь следующих результатов:
Так, главная цель аскетичного ограничения — это духовное очищение и рост, перестройка сознания на более высокий уровень, обретение контроля над своими желаниями и страстями. Известно, что некоторые аскеты (особенно в Индии и других азиатских странах) прибегают к крайне жестким ограничениям, которые больше напоминают издевательства над своим телом и умом. Цль подобных истязаний — приближение своего естества к божественному. Но обычному человеку нет смысла повторять такую жертву, ведь уровень сознания и условия жизни совершенно разные.
В Аюрведе считается, что мужчина и женщина обладают разными энергиями: мужская управляется Солнцем, а женская — Луной. Солнце отвечает за деятельность, решительность, физические проявления, в то время как Луна — за психоэмоциональную сферу и интуицию. Поэтому аскезы для женщин и мужчин будут отличаться.
Важно! Выполнение мужских аскез может развить в женщине грубость, черствость и притупить истинно женские черты. Это правило работает и в отношении мужчин. Потому так важно понимать преданзначение практик.
Истинный аскетизмЧасто люди практикуют аскезу, руководствуясь неверными мотивами. К примеру, многие стремятся отказаться от никотина, алкоголя или мяса на спор или чтобы доказать свою крутость, заработать уважение и признание. Если аскеза выполнена до конца, человеком восхищаются, Эго при этом раздувается до бесконечных размеров, сознание затуманивается, человек вязнет в глупости, тщеславии и невежестве, отчего не может осознать всю неправильность своих действий. Результат от подобной практики ровно нулевой. Аскетический образ жизни — это не стремление стать показательно святым и правильным, быть в почете. Также не стоит считать, что, страдая, вы заслужите материальные или другие блага, исполнение желаний и тому подобное. Практика аскезы помогает очистить ум, научиться слышать себя и понимать, что действительно важно и необходимо для вас. Регулярные практики избавляют человека от бездумного потребительства, учат жить по своим собственным принципам, а не навязанным обществом.
Практикуя аскетизм, избегайте показухи, не делайте из себя жертву, не пытайтесь вызвать сострадание или восхищение. Поймите для себя — зачем вам нужна практика, чего вы хотите достичь путем добровольного ограничения, каковы ваши истинные мотивы. Надеемся, что теперь ваше понимание того, что такое аскетизм и кто такой аскет, стало более глубоким и четким. Если вы не практиковали осознанное ограничение, можете начать с малого — бодрого подъема с восходом солнца. Приучите себя быть осознанным в своих каждодневных действиях: поступках, мыслях, словах, в выборе пищи и одежды. Прислушивайтесь к своим истинным потребностям — со временем вы непременно заметите, как возросло качество вашей жизни!
Источник: https://lifegid.com
(Visited 5 081 times, 14 visits today)Please follow and like us:tainoznanie.com
06Мар
Аскетизм (Аскеза) – это термин, который используют в религии, философии, и светской среде, для определения образа жизни связанного с добровольным воздержанием от различных видов мирских удовольствий. Как правило, воздержание относится к сексуальной активности, потреблению алкоголя и накопления имущества. Сам по себе, термин «Аскетизм», предположительно происходит от греческого слова «аскезис (askesis)», что означает «практика», «тренировка» или «упражнение».
Простыми словами, Аскетизм – это приверженность человека к идее воздержания от всевозможных мирских удовольствий. Другими словами, можно сказать, что аскетизм – это добровольный отказ от:
Исходя из подобного списка ограничений, можно сделать вывод, что аскеза – это противоположность гедонизму. Тех, кто практикует подобный образ жизни, принято называть – Аскетами. По своей сути, аскеты – воспринимаются как весьма скромные и благочестивые люди, стремящиеся достичь душевной гармонии с собой и миром.
Многие аскеты верят, что действия по самоограничению и очищению тела, помогает очистить душу, и обрести большую связь с Божественным или обрести внутренний мир и покой. Что собственно и является главной идеей и основополагающей концепцией аскетизма. Также аскеты утверждают, что ограничения предоставляют им большую свободу в различных сферах их жизни, таких как повышение ясности мышления и способность противостоять потенциально разрушительным искушениям.
Если говорить о видах или формах аскетизма, то многие, как правило, делят его на духовный и материальный аскетизм. Само собой, что под «духовным», подразумевается отказ от различных эмоциональных удовольствий и взаимодействий с миром. Материальный, в свою очередь, подразумевает отказ от определенных материальных благ современной цивилизации. И все же, если задуматься, то многие аспекты из этих форм, будут соприкасаться, поэтому, аскетизм также можно разделить на следующие категории:
По своей сути, светский аскетизм базируется на философских или личностных представлениях человека о жизни. Многие люди, по своему усмотрению, или в силу определенных нерелигиозных убеждений добровольно отказываются от тех или иных благ. Проще всего, можно разобраться в данной концепции, если рассмотреть ее на примерах:
Как уже собственно понятно из названия, религиозный аскетизм базируется на нормах и принципах той или иной религии. На самом деле, если разобраться, то практически все религии в мире, в той или иной степени пропагандируют аскетизм. И, в общем то, это абсолютно не удивительно, ведь многие религии фактически построены на фундаменте определенных запретов и поощрений. Где-то больше, где-то меньше, но запреты всегда существуют. А путь к просветлению или близости к божеству, всегда лежит через четкое соблюдение подобных ограничений.
Аскетизм в христианской традиции — это набор определенных дисциплин, практикуемых для спасения бессмертной души верующего и духовного просвещения. Библейские примеры аскетизма можно найти в жизнях Иоанна Крестителя и Иисуса, которые постились по 40 дней. Иисус наставлял своих учеников поститься и продавать свое имущество. Святой Павел был холостяком, а первобытная иудейско-христианская община в Иерусалиме не имела традиции личной собственности. Некоторые ранние христиане считали, что аскетизм был единственным верным путем к спасению. Эта доктрина была отвергнута православной церковью как еретическая, но аскетическая жизнь была сохранена через институт монашества.
Исламское слово для аскетизма — Зухд. Согласно священным текстам, Пророк Мухаммед советовал людям жить простой жизнью, и сам он совершал великие аскезы. Даже когда он стал королем Аравии, он жил скромной жизнью, граничащей с лишениями. Его жена, Аиша бинт Абу Бакр говорила, что в большинстве дней он даже не ел два полных приема пищи. Тем не менее основная мусульманская традиция, не поощряет крайние формы аскетизма. Исключением из правил, является практика поста во время Рамадана. В течение девятого месяца исламского календаря, большинство истинных мусульман практикуют дневной пост. Каждый день в течение месяца Рамадан, ни один мусульманин не должен есть, пить или заниматься сексом в светлое время суток. Во время Рамадана, мусульмане должны прилагать больше усилий для следования учению ислама. Они должны воздерживаться от лжи, воровства, гнева, зависти, жадности, похоти, саркастических возражений, злословия и сплетен. Чистота мысли, и действия считаются очень важными.
История еврейского аскетизма насчитывает тысячи лет. Например, Моисей, и Илия постились в течение 40 дней на горе Синай. Еремия не женился. Исайя три года ходил голым. Иезекииль лежал на боку в течение 390 дней и ел только хлеб.
После того как евреи вернулись из вавилонского изгнания и пророческий институт исчез, возникла новая форма аскетизма в знак протеста против мирской власти и разложения священства династии Хасмонеев. Секта ессеев возникла под знаменем священнического аскетизма, кульминацией которого стала секта Мертвого моря. Некоторые члены этого культа практиковали безбрачие, и его священник придерживался строгой интерпретации законов очищения священника и диетических ограничений кошерности. Мудрец Второго века Шимон Бар Йохай (основатель каббалы) изображен как аскет, и рабби Зейра особенно известен своей любовью к этой форме благочестия. История гласит, что он воздерживался от питья и еды в течение 100 дней, чтобы впоследствии адский огонь мог не иметь над ним власти.
В индуизме, «Вечный путь» (на санскрите Санатана Дхарма) говорит о том, что определенные духовные принципы, обладают вечно истинными, превосходящими созданными человеком конструкциями, представляющими чистую науку о сознании. Это сознание, не только сознания тела или разума, но и над-ментального духовного состояния, которое существует внутри и за пределами нашего существования. Садху, люди, которых считают святыми, известны крайними формами самоотречения. В отличие от других религий, в индуизме не существует определенных сводов правил где указано что можно, а что нельзя. Проявления аскетизма варьируются от секты к секте, и от святого к святому. Это может быть длительная медитация и отказ от пищи, отказ от мытья тела или длительное молчание. Вариантов очень много.
Джайнизм — это специфически аскетическая религия, берущая свое начало в предыстории Индии (подробней о ней можно прочитать ТУТ). Как и индуистский аскетизм, джайнизм поощряет пост, практику йоги, медитацию в трудных позах и другие аскезы. Также, как и в индуистской традиции, высшей целью является прерывание цикла реинкарнации. Для этого, душа должна быть полностью бесстрастной и без привязанностей. Подобное, может быть достигнуто только монахами и монахинями, которые принимают пять великих клятв: отказ от насилия, лжи, воровства, страсти и безбрачие.
Как и в случае с индуизмом и джайнизмом, цель буддийской практики состоит в том, чтобы положить конец страданиям циклического существования и достижению нирваны. Чтобы достичь этого, нужно очищать и тренировать ум. Необходимо действовать в соответствии с законами кармы, выполняя позитивные действия и избегая негативных, вредных действий. По факту, буддизм так же, как и джайнизм поощряет такие проявления аскетизма как: пост, практику йоги, медитацию и так далее.
chto-takoe.net
Главная / Саморазвитие
Прежде чем заняться духовной практикой, необходимо понять, что такое аскеза. Это инструмент осознанного самоограничения, благодаря которому человек достигает нравственной, эмоциональной и телесной чистоты. Ее цель – укрепление связей с Божественным началом.
Духовные практики, основанные на жестком контроле своих мыслей и действий, существуют во всех религиях мира. Условно их можно разделить на три вида:
Человек соблюдает посты и сознательно ограничивает себя в пище, делая выбор в пользу простых продуктов. Необходимы посильные физические нагрузки, участие в паломнических турах, содержание в чистоте тела и одежды, укрощение различного рода телесных страстей и чрезмерных желаний. Важно помнить, что главная цель этой аскезы – не физические муки ради духовной идеи или славы, а выработка силы воли и навыков самоконтроля. Изнурительные диеты, которыми часто злоупотребляют женщины ради стройной фигуры и увлечение мужчин тренажерами только с целью накачки мышц, также не имеют ничего общего с аскетизмом.
Быть правдивым, воздерживаться от критики и осуждения, ни злословить, ни шептаться за чужой спиной, терпеливо выслушивать собеседников и оппонентов. Совершать аскезу речи – означает научиться уходить от скандалов и споров, а также не докучать своими нравоучениями и привычкой навязывать разговор тем, кто не готов выслушать и принять сказанное. Особенно стоит воздерживаться от желания обратить собеседника в свою веру, подчеркивая личностное преимущество или обретение более высокой духовности.
Уход от чрезмерного многословия – важный урок для женщины.
Аскеза ума усиливает контроль в эмоциональной сфере, усмирение гордыни. Совершать эту аскезу помогает анализ личных поступков и их трансформация. Непревзойденным инструментом для этой цели является – система Турбо-Суслик. Ее можно скачать бесплатно здесь. Эта система экологично очищает ментальное пространство практикующего, устраняя все не нужное, старое и мешающее.
Например, избавляет от: негативных эмоций и состояний, ограничивающих убеждений, эмоциональных травм, комплексов, вредных установок и многого другого. Такая зачистка положительно отражается на внутре
В древних духовных практиках говорится, что человеку, нарушающему этот закон, трудно достичь успеха в обществе. Здесь огромную роль играют установленные взаимосвязи. Мать не может рассчитывать на хорошее отношение к себе дочери, если она плохо относилась к своей матери. Женщины не достигнут должного внимания мужчин, если не почитают отца. Как сын относился к матери, так точно с ним будет обращаться жена. Нелюбовь к отцу приводит к проблемам с начальством.
Первое условие выполнить несложно. Для этого достаточно ежедневно принимать прохладный душ, который приводит в порядок мысли и следить за опрятностью одежды. В то же время ледяное омовение и все формы длительного закаливания могут привести к постепенному истощению организма.
Сохранение на должном уровне внутренней чистоты – непростая задача, поскольку избавиться от разного рода осуждений и злословия очень непросто. Совершать эту аскезу следует путем освобождения от негативных мыслей, касающихся и конкретных людей, и жизненных ситуаций в целом. Если человеку не хватает желания или силы воли сознательно избавиться от такого рода скверны, то в его душе остается тяжелый осадок, который будет постоянно подталкивать к разговорам о плохом.
Решить эту проблему помогает простая тренировка. Желание негативно высказаться о ком-то, следует отложить на завтра. И так до тех пор, пока соблазн не исчезнет совсем. Неумение совершать аскезу приведет к потере репутации в обществе, даже если человек внешне кажется благонравным.
Это особая благость, когда мудрый образованный человек остается доступным и не выставляет напоказ свои знания, подчеркивая преимущество над другими. Только доступность позволяет нам видеть свои недостатки, накопление которых способствует деградации личности. Приобретенные знания обнуляются отсутствием простоты, потому что разум в невежестве базируется на гордыне и ложном эго.
Стоит также помнить, что простота умного и примитивизм глупца – разные вещи. Если человек навязчив, ведет себя напыщенно в дружеской компании или фривольно в деловой обстановке, то такое поведение вряд ли можно назвать позитивным.
Его нарушение приводит к безвольности. Вступив с кем-то в сексуальные отношения, мы автоматически принимаем на себя часть его судьбы и кармы. Очистится от неблагонравного поступка можно, но для этого потребуется немало усилий и времени. Знание последствий остужает такого рода помыслы.
Бывает три типа проявления такого рода негатива – действием, словом и в мыслях. Все они приводят к потере свободы выбора. То есть человек попадает в рамки определенных ограничений и не может из них вырваться, становясь ведомым судьбой. Совершать такого рода аскезу, значит предоставить легко, без обиды и с любовью свободу действия другому человеку. Только так можно позитивно повлиять на его разум, подтолкнув к пересмотру личностного поведения и жизненной позиции. Причем этот процесс обоюдный. Позволяя другому быть свободным в выборе, мы очищаем свое сердце, становясь более авторитетным советчиком для того, кто раньше не разделял нашу позицию.
Астрологи утверждают, что на жизнь женщины оказывает заметное воздействие Луна, а на поведение мужчин – Солнце. Отсюда их разность. В первом случае речь идет об эмоциональной и психической сфере, во втором – об активной энергии физического плана, где ярко проявляется действие, страсть, грубая сила. Совершая аскезы, предназначенные для мужчин, женщины вряд ли будут чувствовать себя комфортно. И наоборот, усиление утонченной женской природы через определенные ограничения принесет им большую пользу.
К аскезам женщины должны относить осторожно. Продолжительное голодание может привести не только к потере внешней привлекательности, но и здоровья, потому что есть риск получить сбой в работе гормональной сферы. К аналогичному эффекту приводят и чрезмерные физические нагрузки, включая силовую гимнастику и обливание холодной водой. Умеренность во всем – главное условие аскезы для женщины.
Забота о своей семье и родителях, помощь тем, кто в ней нуждается, содержание дома в чистоте и порядке, – ежедневный женский труд. Но к аскезе он может быть причислен только в том случае, если все эти действия женщины совершают с удовольствием и любовью.
Целомудрие – одно из главных проявлений женской благости.
Аскезы для мужчин направлены на формирование характера. Им периодически необходимо практиковать сон на полу, строгий режим дня, голодание. Полезно принуждать себя к аскетическому образу жизни и бороться с собой, если не хватает силы воли. Аскеза для мужчин включает в себя обливание ледяной водой на улице в любую погоду, ранний подъем, силовые физические упражнения.
Благоприятной для мужчин считается привычка ходить пешком, добровольное лишение себя различного рода материальных вещей, постоянная работа. Можно также направить аскезу на свою деятельность в целом. Занятие мужчин физической работой целесообразно дополнять утренней гимнастикой, а интеллектуальные занятия хорошо сочетать с дыхательными упражнениями, способствующими концентрации ума.
Аскеза – это средство, с помощью которого человек познает в себе Божественное начало. Однако, не все формы добровольного ограничения приносят пользу. Существует мнение, что определенное количество страданий, в рамках действия законов кармы, могут быть компенсированы равнозначной долей счастья. У мужчин, к примеру, нередко появляется желание карьерного и материального роста, а женщины подсознательно рассчитывают на выгодное замужество.
Совершать аскезы человека нередко толкает и гордыня. Главная опасность здесь состоит в том, что развив свои способности и умения до высочайшего уровня, практики могут ощутить себя обладателями силы и энергии божества. В результате обуреваемые страстью, они совершают аскетические подвиги ради самолюбования, славы и ложного геройства. Гордыня и эго берут верх, заставляя забыть главное предназначение духовного роста.
Чтобы избежать таких проблем, все достигнутые результаты следует посвящать Богу. А также осознанно подходить к пониманию того, что аскезы, совершаемые для собственного очищения, рано или поздно принесут пользу многим. Благостное состояние всегда притягательно и служит примером для других людей. Поэтому совсем необязательно обсуждать свои достижения с кем-либо, потому что конечный результат духовного и телесного очищения будет виден и так.
Решившись соблюдать аскезу, человек должен заранее определить ее временные рамки. Это очень важно, потому что желание ее продлить может свидетельствовать об укрепления эго, а соблазн завершить раньше отведенного первоначально срока, – об отсутствии силы воли. Одержимая фанатичность, как и потакание слабости, – яркий показатель аскезы не в благости.
Если аскезы совершать регулярно, то со временем можно прийти к впечатляющим результатам. Специалисты утверждают:
Лучшая аскеза – постоянное соблюдение Высших Законов и налаживание гармоничных отношений с Богом. Форму проявления такого рода благости каждый выбирает самостоятельно. Главное, чтобы подобная практика стала не разовой «акцией», а образом жизни. Только в таком случае аскетические подвиги принесут позитивные результаты и выведут на более высокий уровень духовного развития.
kladvsebe.ru
Аскеза – это сознательно и добровольно совершаемый акт по усмирению своей плоти и устранению моральной нечистоты. Под определение данного понятия подходят любые ограничения, помогающие человеку избавиться от всего, что ему мешает развиваться как духовной личности, с одной оговоркой – принятые неудобства не должны восприниматься как мученичества или кара за прегрешения.
В истории развития любой культуры можно найти яркие примеры подвижничества, изменившие представление людей об истинных ценностях. Настоящие аскеты, искренне верящие в то, что телесные и моральные воздержания приближают их к божественной сути, всегда имели много последователей, однако всеобщее признание не изменяло их образа жизни.
Итак, что такое аскеза? В определении этого понятия заложена суть добровольного договора человека с самим собой о том, что отныне его жизнь будет подчинена другим идеалам. Никакие внешние условия, в том числе и поклонение окружающих, не могли изменить силу этого договора.
Вхождение в аскезу («тапасью» на санскрите) ознаменовывалось дачей обетов, налагающих на будущее существование подвижника ряд ограничений, связанных с получением удовольствий. Наиболее ярые адепты духовной практики не довольствовались частичным усмирением своей плоти и стремились полностью поработить ее, систематически умерщвляя голодом, побоями и сложными условиями жизни.
В современном мире разновидностями аскетизма можно считать: стремление к минимализму, отказ от секса, жесткие диеты, веганство и др.
Что такое аскеза в жизни просветленного? Шрила Прабхупада, известный религиозный деятель из Индии, расценивал самоотвержение как неотъемлемую часть истинного развития человека. Он и его последователи были уверены, что иначе как через следование по пути аскезы никто из людей не смог бы заслужить почета, уважения и других благ, являющихся на самом деле плодами суровых ограничений.
По мнению индийского мудреца, тапасьи, наложенные определенные рамки даже на 1-2 сферы жизни индивида, могут кардинально изменить его судьбу и привести к значительным улучшениям качества его существования. К ним относились:
Получается, что в настоящем понимании аскеза - это не путь бездумного самоистязания, а способ разумного обмена накопленного энергетического мусора на бесценные блага уровня высших духовных инстанций.
Основная проблема обмена, о котором было сказано выше, заключается в человеческом сознании, не желающем принимать факт своей бездуховности. Индивидууму хочется думать, что поступать неправильно его вынуждает сама жизнь, и никак нельзя иначе, в силу несовершенства мира. На самом деле все три существующих самоограничения не вступают в противоречие с природой человека и не требуют от него больших жертв.
В чем заключается суть аскезы в каждой из благостей? Давайте рассмотрим более детально.
По уверениям продвинутых духовных практиков, принося в жертву разумному самоочищению пороки, свойственные ложным ценностям, человек открывает себя для благ не только нынешней, но и будущей жизни.
Физиологические епитимии не просто так открывают список видов аскез, ведь телесные потребности – это то, что человек приучен ублажать в первую очередь. Тапасьи тела включают в себя семь категорических запретов, ни один из которых нельзя игнорировать:
Первым шагом для совершения аскезы тела должно стать глубокое познание себя, своих биологических ритмов и истинных потребностей. Человек по своей природе склонен к самообману, и то, что мешает ему больше всего, как правило, является для него источником самых ярких впечатлений.
В былые времена соблюдение речевой аскезы начиналось для человека с обета молчания. Во время вынужденной немоты подвижник заново открывал для себя ценность визуального и осязательного мира, учился слушать и анализировать информацию. В наши дни исключить из средств коммуникаций человека речевую форму изъяснения означает то же, что временно отстранить индивида от общества, сделать его непригодным для функционального существования.
Совершать аскезы можно и без крайних мер, похожих на самоистязание в социальной сфере. Достаточно следовать основам тапасьи, проговаривающей принципы праведной речи:
Невоздержанность высказываний, крикливость, обильная жестикуляция во время речи – все это отнимает у человека самое важное, его энергию. Научившись сдерживать эти элементы общения, субъект получит доступ к управлению своими мыслями, что является самой значимой частью совокупности всех трех аскез.
Контролировать течение мыслей очень сложно, поэтому аскезы ума принято накладывать на себя тогда, когда уже пройдена предварительная подготовка соблюдением телесных и речевых ограничений. Человек 80% своего времени проводит в размышлениях о прошлом или мечтах о будущем. Он строит свою действительность, основываясь на старых предпочтениях, которые сложились в его сознании в формулу «хорошо», и избегает процессов, которые запомнились как «плохо». Отклонение от заданной схемы вызывает у него негативные эмоции и желание вернуться в зону комфорта.
Суть соблюдения аскезы ума – преодоление рамок, воздвигнутых в сознании, снятие установок из прошлого и ограничение тяги к пустому фантазированию. Аспекты практики данной тапасьи:
Обязательно во время соблюдения обетов, направленных на корректировку мыслей, подвижнику предписывались чтение мантр и медитация.
Мирская аскеза – есть суть взаимодействия истинного христианина с окружающим миром. Подчиняясь вынужденным обстоятельствам, продиктованным современными условиями жизни, верующий не отклоняется от соблюдения всех необходимых ограничений, требуемых для сохранения его духа в чистоте, кротости и смирении.
Существуют две модели подачи аскетического подвижничества, принятые в христианстве:
Несмотря на то что первая модель понимания мирского аскетизма больше подходит под библейские нормы, подведенные под истории жития христианских мучеников, в этом варианте подвижничества гораздо больше шансов уйти от истинных целей в пользу демонстрации.
Принципы аскезы следует понимать буквально и в широком смысле. Так, если речь идет о ненасилии, значит, исключить из своего поведения следует любые акты подавления и унижения, оказываемых на других. Чем скорее человек осознает, что зависимость от чужих страданий делает его самого заложником негативного восприятия мира, тем скорее он избавится от этого капкана и сможет зажить своей собственной жизнью.
Почитание памяти предков, уважение к старшему поколению имеет глубокий смысл. Этот критерий несет в себе 100-процентную возвратность – как человек относился к родителям и могилам своих дедов, такого отношения ему следует ожидать к себе от своих детей и внуков.
Поддержание чистоты, видимой и нравственной - эти два элемента всегда взаимосвязаны. Если человек блюдет только внешний лоск, но при этом копит в себе негативные мысли и душевную боль, его попытки быть привлекательным для окружающих останутся безуспешными. И наоборот, внутренняя чистота и красота мыслей способны даже негармоничной внешности придать необыкновенную симпатию.
Аскезы для мужчин способствуют формированию физической выносливости и крепости духа. Представителям сильного пола необходимо время от времени устраивать себе «спартанские» паузы, во время которых будут практиковаться ранние утренние вставания до рассвета, холодные обливания и активные силовые упражнения.
Мужчинам полезно 2-3 раза в год держать строгий бескровный пост, во время которого следует воздерживать себя не только от грубой пищи, но и от секса, а также любых развлечений. Если основная деятельность мужчины не связана с физической активностью, то ему рекомендуется компенсировать недостачу подвижности ежедневной силовой гимнастикой.
Аскезы для женщины всегда подразумевали ее жертвенность в пользу семьи, готовность терпеть лишения с благодарной молитвой, непременно с радостью. Только от настроения и характера жены зависело, какая энергетика будет преобладать дома. Поэтому женская тапасья обязательно сопровождалась специальными ритуалами, должными очистить ауру жилища от негативных вибраций, а также усилить связь между членами семейства.
Особым чтимым днем для соблюдения обрядов аскезы считалась суббота. С самого утра женщина надевала темное платье из грубого полотна и ходила в нем до вечера. Готовилось в этот день особенно обильно и вкусно, но сама хозяйка не съедала ни крошки, только прислуживала за столом и выполняла другую черную работу, вкладывая в процесс все чувство любви, на которое была способна.
Перед отходом ко сну, по завершении субботней тапасьи, женщина уединялась и говорила: «Плоды моей аскезы отдаю во благо семьи». Это являлось обязательным завершением ритуала, после которого, как считалось, энергетическое поле жилища полностью обновлялось.
Родиной основных принципов аскетизма считается Древняя Греция, а первыми пропагандистами нового направления отрицания материальных благ называют представителей школы киников. Самым известным адептом минимализма, прославившимся тем, что он отвергал даже примитивные удобства существования, является кинический мудрец Диоген Синопский.
Аскетизм как философское течение с соответствующими пояснениями сформировался в Римской империи. Учение широко распространялось такими видными деятелями науки, как Сенека и Эпиктет. Ими же была выведена формула абсолютного идеального состояния человека:
Считается, что последнюю точку в рассуждениях по теме, что есть жизнь в борьбе за телесные блага и в чем состоит сила аскез, поставил последний значимый представитель учения стоицизма, император Марк Аврелий.
Часто аскезу пытаются практиковать, задавшись конкретной целью, например, разбогатеть или заслужить уважение окружающих. Однако данная методика следования по духовному пути работает иначе или вовсе не работает, если подступать к ней с корыстными целями. Ни одна их техник введения аскезы в жизнь человека не подразумевает мгновенный результат, поэтому любое лицемерие рано или поздно раскрывается либо просто надоедает мнимому адепту.
При вступлении в практику не следует рассказывать всем о новом увлечении, поскольку это противоречит самой идее аскезы – самоотречению, скромности и чистоте помыслов. Чем меньше людей узнает об исполнении обетов, тем меньше ненужного внимания будет отвлекать подвижника от серии сложных упражнений.
psychbook.ru
Аскети́зм (греч. ἄσκησις от ἀσκέω — упражнять) – христианское подвижничество, основанное на ревностном стремлении к единению с Богом, духовно-нравственному совершенству, осуществляемое через подвиги добродетельной жизни в монастыре или миру.
Можно сказать, что аскетизм проявляется в напряженных усилиях человека стяжать благодать Святого Духа как залог спасения и достижения Царства Небесного. Наука о христианском подвижничестве именуется аскетикой.
В христианство слово «аскетизм» и его формы «аскеза», «аскет» пришли из античной культуры. Слово «аскетика» восходит к греческому глаголу ἀσκέω (аскео), который в древности обозначал: 1) искусное и старательное обрабатывание что-либо, например, грубого материала, украшение или обустройство жилища; 2) упражнение, развивающее телесные и/или душевные силы. Христианство сохранило для себя это слово в значении напряжения, труда, усилия и упражнения. Вместе с этим оно добавило к этому слову новый смысл, которого не знал языческий мир.
Христианский аскетизм стал усилием по приобретению неизвестных языческому миру добродетелей, выраженных в заповедях любви к Богу и ближнему. Христианский аскетизм стал означать особое волевое действие. Это волевое действие человека, поддерживаемое действием Бога, Который желает внутреннего преображения и изменения человека, помогает ему Своей благодатью на пути исполнения заповедей. Именно в синергизме (сотрудничестве, согласовании) двух воль, Божественной и человеческой, заключается основополагающий принцип христианского аскетизма.
По учению святых отцов, аскетические усилия (подвиги) сами по себе еще не ведут к совершенству. Выделяя телесные и душевные подвиги (телесное и душевное или умное делание), святые отцы утверждают их необходимость для подтверждения ревности и желания человека в деле спасения, но в то же время указывают, что все аскетические усилия не имеют самоценности. Спасти, преобразить, исцелить и обновить человеческое естество может только Божественная благодать. Только через ее осеняющие действие человеческие подвиги приобретают смысл.
Св. Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги – пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и др. сами по себе останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, – учит св. Феофан Затворник, – но минуй его как нечто стороннее, – разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслаждением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (св. Иоанн Лествичник).
См. ПОДВИЖНИЧЕСТВО, АНТРОПОЛОГИЯ
«Наше понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство, мыслимое нами, не заключено в тварной природе человека и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Нет, совершенство наше лишь в Самом Боге и есть дар Святого Духа. Отсюда аскеза, как таковая, никогда у нас не становится целью; она лишь средство, лишь проявление нашей свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, наша аскеза становится наукой, искусством, культурой. Но, снова скажу, как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность. Посты, воздержание, бдения; суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира; послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему; отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу в тайне»; поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях Св. Отцов; целомудрие, как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией; мужество, долготерпение и смирение; сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему; вера, как тот же подвиг любви, – все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека; но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно – тленным. В силу этого все в нашем подвиге сводится к исканию слияния нашей воли и нашей жизни с волею и жизнью Самого Бога».
архимандрит Софроний (Сахаров)
Аскеза – это вовсе не «жизнь в пещере и постоянный пост», а способность регулировать свои инстинкты. патриарх Кирилл
Делание аскетики – не только ограничивать себя, уклоняться от зла, но и творить благо, сознательно и волево, исполнять евангельскую заповедь, понуждать себя к ее осуществлению. «Уклонись от зла и сотвори благо» (1Петр. 3:11). А чтобы на месте зла, от которого ты отказался, появилось что-то доброе, должно появиться смирение. митрополит Алексий (Кутепов)
Цель христианского аскетизма не в достижении равнодушия ко всему, происходящему вокруг человека. Христианство, напротив, развивает и возвышает верующего, исполняя его любовью и жалостью ко всему миру, ко всему творению Божию, призывает каждого к богоуподоблению, и прежде всего к уподоблению жертвенной любви Христа Спасителя. Преподобный Исаак Сирин говорит, что каждый истинно подвизающийся наполняет свое сердце любовью и жалостью, и не только к верным чадам Церкви Христовой, но и к согрешающим, и даже к врагам истины. протоиерей Максим Козлов
azbyka.ru