Антиминс что это такое


Антиминс

См. фотоальбом АНТИМИНС

Антими́нс  (от греч. ἀντί – вместо и лат. mensa — стол — вместопрестолие) – освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается литургия.

На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста.

На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.

Антиминс – неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать литургию. Антиминс разворачивается в определенный момент богослужения, по окончании которого свертывается особым образом и хранится в специальном плате – илитоне.

Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII–IХ вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

Антиминс

Рубан Ю.И.

Антиминс – («вместопрестолие», от греч. анти́ – «вместо» и лат. mensa – «стол») – льняной или шелковый плат с изображением сцены положения Христа во гроб и четырех евангелистов, в который вшита частица мощей какого-либо святого. Первоначально антиминс употреблялся только вместо св. престола, освященного епископом или патриархом (откуда и происходит его название); при наличии же престола антиминс для совершения Литургии не требовался. Согласно Симеону Солунскому (XV в.), на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника [престола], и на них совершается божественное священнодействие Тайн» (Разговор о св. священнодействиях, гл. 76). Т. обр., антиминс является также своего рода «епископской грамотой», скрепленной подписью освящавшего его архиерея и удостоверяющей право священника совершать Евхаристию.

Практика использования антиминса в качестве альтернативы престолу долго существовала и на Руси, и лишь на Московском соборе 1675 г. было установлено иметь антиминс на каждом престоле, даже освященном ранее архиереем. В настоящее время антиминс в сложенном виде постоянно лежит на престоле православного храма под напрестольным Евангелием и, в свою очередь, обернут в илитон – плат большего размера. Он разворачивается в определенном порядке во время Литургии, и на нем стоят сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином). Различаются антиминсы постоянные и переносные, предназначенные для походных (полковых) церквей и часовен.

Антиминс символизирует гроб Иисуса Христа или погребальные пелены (плащаницу), которыми было обвито Его тело. Старообрядческий антиминс (с написанием «антимис») имеет изображение восьмиконечного креста с тростью и копьем по сторонам.

Page 2

azbyka.ru

Что такое антиминс и почему без него нельзя служить Литургию?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики). Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен.

По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа.

Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.

Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником.

Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных.

Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт. Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком.

Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия. Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.

Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше, Тело Христово, положенное во гроб.

Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства.

Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений.

Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых.

В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…

С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.

Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!

Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.

Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.

Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).

В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.

Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.

Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.

Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.

Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не сво­и?» (1 Кор. 6:19).

Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела:  Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».

Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.

Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.

Иерей Андрей Чиженко

pravlife.org

Антиминс

Антиминс

В настоящем альбоме мы поговорим с вами об антиминсе. В переводе с греческого это слово означает «вместопрестолие». Зачем он нужен? Можно ли служить без антиминса? Можно ли взять антиминс и поехать в лес и там, на пне, совершать службу?.. Об этом читайте в настоящем альбоме. Сегодня, как мы знаем, главной святыней алтаря является престол. Это четырехугольный стол, который символизирует Трон Божий. На престоле лежит Святое Евангелие, кресты, стоит Дарохранительница со святыней Тела и Крови Христовых. Именно на престоле мы совершаем Литургию. Собственно, именно на престоле и было положено с древности совершать Литургию. Мы помним, что в первые века христианства было принято совершать Литургию на гробах христианских мучеников. Вот и в престол стали вкладывать частицу мощей святых мучеников (или просто святых). Затем престол и весь храм освящался архиереем (епископом этого города). И лишь после этого посланный в этот храм священник мог совершать службу. Итак, освященный престол с частицей мощей и есть та святыня, которая делает возможным совершение Литургии в конкретном храме.

Однако представим себе, что храм построен в глухой чаще или в горах. И епископ не может оперативно добраться туда, чтобы совершить полный чин освящения. Или храм еще строится, а люди нуждаются в том, чтобы Божественная служба совершалась. Или священник уходит в затвор, в пустыню и там собирается служить Литургию (для себя или для иных затворников), или миссионер едет к дикарям, чтобы крестить их, и он тоже как-то должен для них служить службу… Таким образом, еще с древности появилась нужда в «переносных» престолах. И для этого был изобретен антиминс («вместопрестолие»).

Он представлял из себя плат с зашитой частицей мощей. На антиминсе было написано, где можно с этим антиминсом совершать богослужение.

Вот как об этом пишет св. Симеон Солунский в 14-м веке: «Эти антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной Трапезы (то есть престола. – свящ. К.П.). Они предварительно шьются и изготавливаются… и на них совершается все, что и на божественной Трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, полным чином освященные, посылаются в места, где нет престола, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

Таким образом, мы видим, что такое антиминс и для чего он нужен. И мы видим, что антиминс не обязателен в том храме, который освящен полным чином и в котором есть освященный престол. Но он нужен для богослужения в доме или храме неосвященном. Этот принцип сохранялся в Греции и в Древней Руси. Антиминс мог быть, но его могло и не быть. Однако Собор Русской Церкви 1655 года постановил, чтобы антиминс был в любом храме, даже освященном. Постановления Собора соблюдаются в России незыблемо и ныне. В Греции соблюдается древняя практика, то есть если престол храма освящен полным чином, антиминса там может не быть. В России чаще всего мы встречаемся со следующей ситуацией: строится (или реставрируется) храм. В этот храм владыка надписывает и посылает антиминс. И в храме совершается Божественная служба. А когда храм полностью восстановлен, тогда происходит торжественный чин его освящения. Но и после освящения антиминс остается лежать на святом престоле. В нашем соборе (Свято-Троицком Измайловском), который был передан Церкви в 1990 году, восстановительные работы идут и поныне, уже 19 лет. Храм еще не освящен, хотя Литургия служится ежедневно. На чем? На антиминсе, который лежит на неосвященном престоле. Антиминс лежит под Святым Евангелием. Чтобы его раскрыть, Евангелие нужно переставить на другое место. Мы в Спасо-Преображенском соборе г. Санкт-Петербурга. Я попросил диакона показать нам антиминс.

Диакон целует Св. Евангелие и ставит его на престоле в стороне…

azbyka.ru

Антиминс - это... Что такое Антиминс?

Антиминс

Антими́нс (греч. άντι — вместо и лат. mensa — стол, «вместопрестолие»[1]) — в Православии плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного святого и надписанием епископа.

Антиминс — необходимая принадлежность для совершения полной Литургии. Освящается по особому чину только епископом.

Обычно четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи. На современных Антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и (по углам плата) четыре евангелиста. В древности на Антиминсе изображался лишь крест.

Сербский Антиминс XVI века

Находится на Престоле сложенным (когда не совершается Литургия) и завёрнутым в шёлковый плат, называемый Илитоном. Илитон напоминает суда́рь — плат, которым была обвита голова Спасителя во гробе. На Антиминс сверху кладётся напрестольное Евангелие, а к самому Антиминсу прилагается круглая губка для отирания Дискоса, чтобы на нём не оставалось ни крошки Тела Христова.

В раннехристианские времена Литургию совершали в катакомбах на гробах мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (c VIII века) и при увеличении количества храмов, согласно 7-му Правилу Седьмого Вселенского Собора, начали вкладывать часть мощей в появившиеся Престолы, что стало обязательной частью чина освящения храма. Позже частицы мощей, закатывая в воскомастих, начали вшивать также и внутрь Антиминса, полагая его поверх Престола.

В Русской Церкви стал обязательным для Литургии решением Собора в марте 1655 года — в дополнение к тем мощам, которые полагаются в ковчежце в Престол.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о священных Антиминсах пишет следующее[2]:

Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается всё то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освящённые, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин.

— Симеон Солунский

Примечания

  1. ↑ протоиерей Григорий Дьяченко. Беседа №4 «Об устройстве алтаря» // Православный храм. — Киев: Пролог, 2005. — С. 70. — 282 с. — ISBN 966-8538-20-X, ББК 86.37-505, УДК 2-523.4; Д 93.
  2. ↑ Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр.136. Изд-во Оранта. 2010.

Page 2
  • Антиминс — (греч. άντι  вместо и …   Википедия

  • АНТИМИНС — (греч.). Четырехугольный кусок шерстяной или шелковой ткани, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб и вшиты частицы мощей; каждый престол в православной церкви должен иметь антиминс, без него не может быть совершаема литургия.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АНТИМИНС — (от анти... и латинского mensa стол), в православии четырехугольный льняной или шелковый платок с изображением находящегося в гробу Иисуса Христа, орудий его казни, 4 евангелистов (по углам), с зашитой в середине частицей мощей. Антиминс… …   Современная энциклопедия

  • Антиминс — (от анти... и латинского mensa стол), в православии четырехугольный льняной или шелковый платок с изображением находящегося в гробу Иисуса Христа, орудий его казни, 4 евангелистов (по углам), с зашитой в середине частицей мощей. Антиминс… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • АНТИМИНС — АНТИМИНС, антиминса, муж. (от греч. anti вместо и лат. mensa стол, букв. вместопрестолие) (церк.). Изображение на материи погребения Христа необходимый предмет для совершения евхаристии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АНТИМИНС — муж., греч., церк., вместопрестольник; освященный плат, с изображением положения во гроб Иисуса Христа; кладется на престол церковный при совершении ·св. евхаристии. Антимоний муж. или антимония жен. сурьма, ископаемое. Это особый металл,… …   Толковый словарь Даля

  • антиминс — сущ., кол во синонимов: 4 • вместопрестольник (2) • одигон (2) • одикон (1) • …   Словарь синонимов

  • АНТИМИНС — [греч. ἀντιμήνσιον, ἀντιμήνσσιον, ἀντιμίνσιον, ἀντιμίσσιον [то, что] вместо престола от греч. ἀντί вместо + лат. mensa стол, трапеза], прямоугольный плат с особыми изображениями, освященный и подписанный епископом, на к ром совершается… …   Православная энциклопедия

  • АНТИМИНС — а; м. [от греч. antimynthes вместо престола]. В христианской церкви: льняной или шёлковый плат, которым покрывают престол (с изображением положения Христа в гроб). * * * АНТИМИНС АНТИМИНС (греч. antimension «вместопрестолие», от греч. anti и лат …   Энциклопедический словарь

  • Антиминс — (от греч. «вместопрестолье»)    четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей и изображением положения во гроб Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам. На антиминсе есть подпись епископа,… …   Православие. Словарь-справочник

dic.academic.ru

Антиминс

Скачать эту статью

Антиминс — (от греч. анти́— «вместо» и лат. mensa — «стол») — это плат, состоящий из четырех углов и выполненный из льна или шелка. На верхней стороне вшиты частицы святых мощей. Ранее на нем был изображен только крест, а теперь можно обнаружить сцену положения Спасителя во гроб, различные орудия для исполнения казней и четырех апостолов.

Развернутый антиминс с подписью иерарха, который освящал плат

На антиминсе всегда лежит губка, которую называют антиминсной. С ее помощью собираются мелкие частицы Тела Иисуса и частицы, которые были взяты из литургического хлеба в специальную посуду.

Также этот предмет служит для того, чтобы протирать руки и губы служителей церкви после совершения Причастия. Он выступает в роли символа той губки, которую подносили к губам Распятого на Кресте Спасителя.

Антиминсы делятся на постоянные и переносные. Последние созданы для походных церквей, так как были противники духовенства, которые надругались над соборами и проводили многочисленные репрессии против верующих.

Изображением на древних антиминсах был лишь крест, а сами платы были маленького размера

Древние антиминсы выполнялись самими священниками, которые доставляли их к иерархам для освящения. Изображения отличались разнообразными узорами, но в XVII в. в России начали производить однообразные платы. Позднее стали выпускать антиминсы, которые были отпечатаны типографским способом и изображали положение Христа во Гроб.

В давние времена антиминс использовался вместо стола, а сейчас без него не совершается литургия

Антиминсы в православной церкви — неотъемлемая часть церковных служб, без которых не совершается ни одна литургия. Именно на них совершается освящение Святых Даров.

Как говорил святитель русской православной церкви Симеон Солунский, на антиминсах «совершается все, что и на божественной трапезе (Литургии). Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника [престола], и на них совершается божественное священнодействие Тайн».

Плат считается так называемой «епископской грамотой», на которой оставлена подпись священника, освятившего и преподавшего этот плат.

На фото епископ расположил Святые Дары для освящения и готов к литургии

На Руси антиминсы в православной церкви изначально использовались вместо престола (стола, место нахождения которого было в центре алтаря), заранее освещенного патриархом.

Только к концу 17 века стало обязательным наличие антиминса на «святом столе», даже если он заранее был освящен архиереем. Сейчас этот предмет церковного обряда в закрытом виде все время находится на престоле православной церкви под Евангелием и облачен в илитон — большой плат.

Святые мощи необходимы для того, чтобы не забывать о древних христианах

Чтобы по назначению использовать антиминс, нужно провести небольшой обряд. Святитель смачивает его красным вином, соединенным с розовой водой, помазует святым миром и помещает в него святые мощи.

Все это нужно для того, чтобы сохранить память о древних христианах, которые строили церкви и проводили богослужения на гробах великомучеников.

Освящать антиминсы без нахождения на них святых мощей воспрещается.

В случае нарушения запрета епископом, «да будет извержен, яко преступивший церковные Предания».

Поклонение святым мощам происходит потому, что Иисус Христос принимает образ человеческой сущности. Так, сын Божий упрочил значимость людского тела, и тогда он воссел по правую руку от Отца не только как настоящий Бог, но и как настоящий Человек — в человеческой душевно-физической сущности.

Помещение святых мощей — невидимая нить, которая соединяет храм земной с храмом небесным

Когда в антиминс помещаются святые мощи, многие священники находят в этом процессе ощущаемую нить, связывающую храм земной с храмом небесным. Земное православное воинство сближается с Божьим благословением в одну часть — Тело Христово.

В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными находятся с нами в одном великолепном славословии любви, чем является Божественная Литургия.

Когда антиминс освящается, над ним проводятся такие же священные действия, какие бывают и над св. престолом. Например, проводятся такие же обряды, произносятся те же слова и молитвы, исполняются аналогичные песнопения.

Илитон выполняет практическую функцию: упавшие на него частицы легко убираются

Сосуды для Причастия стоят на антиминсе поверх илитона, который разворачивают лишь для совершения литургии

Илитон — льняной или шелковый богослужебный плат красного цвета, который хранится на «святом столе». Не случайно выбран именно этот цвет. Он символизирует кровь Иисуса Христа, пролитую за людей. Илитон необходим для того, чтобы обертывать антиминс.

Илитон разворачивают лишь в процессе Божественной Литургии. Также на нем находятся сосуды с освящаемыми Святыми Дарами (евхаристическими хлебом и вином).

Илитон для антиминса должен быть больше по размеру и обязательно освящен архиереем.

Использование илитона для богослужения заключается в том, что он расстилается на «святом столе» незадолго до установления на него Святых Даров и складывается обратно в тот момент, когда в завершении литургии Евхаристические Дары убирают с престола.

Таким образом, выражается благоговение к Святым Дарам. Простирание илитона имеет также практическую направленность. Например, если частицы Святых Даров упадут с богослужебного сосуда они останутся на илитоне и их можно будет легко собрать, и дьякон в конце службы может их использовать.

Ткань для производства илитона используется преимущественно темно-красного или багрового цвета, с целью легкого обнаружения на ней светлых частиц.

Красный цвет илитона ассоциируется с кровью Спасителя, которую он пролил за людей

В церквях Греции вшивают святые мощи мучеников в антиминс

В Греческой Церкви остался обычай вшивать святые мощи мучеников в антиминс, а также использовать его от Правящего Иерея, чтобы провести службу в церкви с неосвященным престолом.

Платы, которые использовались в греческих церквях, производились, как сказал Симеон Солунский, из льна, на краях имели рисунки с изображением евангелистов и надпись: «жертвенник святого, имя рек, священнодействовавшего от патриарха, имя рек, месяца коего и в лето кое».

Изготовление, сохранение и передача антиминсов являлись обязательством, как прозвали в народе, «начальника антиминсов».

В западных странах православной традиции роль антиминса выполняет корпорал, обычно выполненный из белой ткани.

Антиминс является многозначительной деталью совершения Божественной Литургии в православном мире, и на протяжении многих столетий эта традиция сохраняется, хоть и претерпела некоторые изменения.

Несмотря на это некоторые духовенства считают использование плата, вместо литона, неправильным.

hranitel.club

Что такое антиминс и почему без него нельзя служить Литургию?

Антиминс – это прямоугольный матерчатый плат из шелка или льна (гладкой ткани, на которой легко подбирать частички Тела Христового или проскомидийных частичек: из священнической практики).

Сам антиминс представляет собой вышитую икону положения Спасителя во гроб, т. е. образ Тела и Крови Христовых – главной святыни Литургии, для служения которой он и предназначен. По углам антиминса изображаются иконы четырех евангелистов. Часто на нем возле Тела Христового вышиваются лики Пресвятой Богородицы, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тех лиц, которые участвовали в погребении Господа нашего Иисуса Христа. 

Также на древних греческих антиминсах могло быть просто изображение Распятия. В середину антиминса с обратной его стороны в специальный карманчик вшивается частичка мощей какого-нибудь святого, взятая на воск, прикрепленная к нему.

Антиминс

Право освящать антиминсы принадлежит архиерею, потому он обязательно подписывает его, указывая при этом часто, для какого храма и какого населенного пункта он предполагается. На антиминсе также помещается специальная губка для того, чтобы собирать частицы Тела Христового и проскомидийные частицы для более удобного их потребления священником. Во время Литургии в определенные моменты службы (при поминании Патриарха, Предстоятеля Церкви и Правящего Архиерея на сугубой ектении после чтения Святого Евангелия) антиминс разворачивается, оставляется закрытой только верхняя его часть. Она раскрывается уже непосредственно перед Херувимской песнью на прошении «Открыет им Евангелие правды» ектении об оглашенных. Во время служения Литургии верных и основной ее части – Евхаристическом каноне, на котором происходит пресуществление Святых Даров, антиминс открыт.

Фактически на нем и происходит великое Таинство Евхаристии. Он закрывается перед окончанием Божественной литургии, когда священник от лица всех верующих благодарит Господа за то, что Всевышний сподобил людей причастия святых Христовых Таин. Губка кладется в центр антиминса, сам он складывается конвертиком и заворачивается в другой больший плат обычно красного цвета, который также складывается конвертиком. Священник как в начале Литургии, так и по окончании крестообразно благословляет антиминс Святым напрестольным Евангелием и кладет его сверху на сложенный илитон с находящимся внутри антиминсом. Оно пребывает на антиминсе все время, если не служится Божественная литургия.

Красный илитон

Красный цвет илитона, конечно же, символ Крови Христовой, пролитой за нас. Слово «илитон» греческое, переводится на русский как обвертка. Он символизирует собою сударь (с церковнославянского языка плат), которым была обвита глава Спасителя при погребении.

Сам же антиминс символизирует собой, как уже было сказано выше,Тело Христово, положенное во гроб.

Слово «антиминс» греческого и латинского происхождения. Греческая приставка «анти» означает «вместо», а латинское «mensa» – «стол», «трапеза». То есть слово «антиминс» имеет значение «вместо престола» и это отображает его историческую функцию в церковном богослужении. Таким образом, по своему значению антиминс равен престолу.

Употребление антиминсов при служении Литургии – очень древняя традиция, восходящая к первым векам христианства. Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений. Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых.

В начале XX века в СССР появилась скорбная и горестная практика, чем-то сходная с служением гонимых христиан первых веков. В ней и престолом и одновременно антиминсом служила грудь священника. Так, например, в двадцатые-тридцатые годы прошлого века многие епископы и священники были арестованы и сосланы в Соловецкий лагерь особого назначения, где содержались в страшных условиях. Каждый день они ждали смерти. В этом почти непрерывном ужасе жизни, как в последний день, конечно, им хотелось служить Литургию для спасения и утешения. Служили они ее так…

С риском для себя (за совершение религиозных обрядов полагался расстрел) архиереи, батюшки, диаконы тайно собирались. Один из них до пояса раздевался и ложился. Его тело, как тело священника, над которым было совершено Таинство Хиротонии, служило престолом и антиминсом. На нем, на клюквенном соке и черном хлебе за неимением вина и просфор, совершали Литургию. И многие из страдальцев за веру Христову потом сподоблялись мученической кончины и святых венцов.

Группа подсудимых священников в зале суда. Петроград.

Святии новомученики и исповедники в земле Русской просиявшии, молите Бога о нас!

Впервые в церковной литературе слово «антиминс» почти в современном его значении употребляется в житии преподобного Маркиана Сиракузского (начало VIII века), где этим словом обозначается переносной престол, на котором святой совершил Литургию.

Позже антиминсы широко использовались в Церкви во время иконоборческих гонений (VIII–IX столетия), когда еретики оскверняли храмы и возобновили массовые репрессии против иконопочитателей-православных.

Постановление VII Вселенского Собора (787 год), завершившего иконоборческую эпоху победой православия и восстановлением почитания святых икон и мощей, говорит: «Если какие-либо честные храмы были освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычной молитвой» (правило 7).

В Греческой Церкви сохранялась традиция вкладывать мощи мучеников в антиминсы, когда священник получал благословение и, соответственно, антиминс с мощами от Правящего Архиерея, чтобы послужить в храме с неосвященным престолом. Об этом свидетельствует святитель Симеон Солунский: «Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается все то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин».

В традиции же Русской Православной Церкви, по некоторым историческим данным, принято было вкладывать мощи не в престол, но в сам антиминс, так как церкви преимущественно строились деревянные и довольно часто страдали от пожаров. Антиминс все же легче вынести, чем престол. Московский Собор Русской Православной Церкви от 1675 года постановил иметь антиминс в храмах даже на освященном престоле. Без антиминса совершение Божественной литургии невозможно.

Также богослужебное использование антиминсов имеет и церковно-дисциплинарную составляющую. Антиминс освящается законно поставленным в определенную епархию Правящим Архиереем, подписывается им и выдается священнику для богослужения в установленном приходе. Тем самым это является символом апостольской преемственности и подтверждением того, что священнослужитель принадлежит к каноничной церковной иерархии.

Антиминс является одною из главных святыней православного храма. Он постоянно находится на престоле. Прикасаться к нему может только священнослужитель, облаченный минимально в подрясник, епитрахиль и поручи, максимально – в полное священническое облачение для служения Божественной литургии.

Почему же в антиминс помещаются мощи святых? Ответим с Божьей помощью на этот вопрос не только в конкретно-историческом, но и в духовном догматическом смысле.

Вкладывание частиц мощей

Основанием для почитания мощей есть Боговоплощение Сына Божия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Восприняв на себя человеческую природу, во всей полноте Спаситель освятил ее и тем самым навечно утвердил достоинство человеческой телесности. Вспомним также, что Христос вознесся на небо и воссел одесную Престола Бога Отца не только как истинный Бог, но и как истинный Человек – в человеческой душевно-телесной природе. Потому для православных христиан тело – один из уровней человеческой личности, связь с которым личность сохраняет и после смерти. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).

Отсюда и происходит почитание святых мощей великих угодников Божиих, которые еще при жизни – и душевно, и телесно стали обиталищем Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский писал о мощах следующее: «У кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь» (154), ибо «совершенная любовь» ведет к преображению тела: Четвертая, совершенная любовь к Богу – это когда кто имеет благодать Святого Духа и в душе и в теле. У того освящается тело, и будут мощи (145)».

Это преображенное благодатью Святого Духа тело, носящее на себе печать Его и после смерти, ставшее обиталищем Его на веки вечные, мы и почитаем с благоговением. Тем более что православные поклоняются не столько самим костям, но силе Божией, явленной в мощах того или иного угодника Божия. Отсюда происходит и само наименовение таких останков «мощами», то есть мощью, силой Божьей. Потому они, конечно же, как драгоценные звезды, отражающие Божественный свет.

Во вшивании мощей святых в антиминсы есть что-то от видимой ощутимой связи Церкви небесной с Церковью земной, которая горнее и земное православное воинство соединяет Божьим благословением в одно целое – Тело Христово. В Нем Христос, Пресвятая Богородица с Ангелами небесными и всеми святыми находятся с нами в одном величественном славословии любви, коей есть Божественная литургия.

religiya.temaretik.com


Смотрите также