Анаморфозы что это такое


Анаморфоз в изобразительном искусстве

Анаморфоз в изобразительном искусствеartwishenkaMay 5th, 2014Немного историиАнаморфоз (греч. αναμόρφωση; от μορφή — «образ, форма») — это деформированное изображение, при первом взгляде недоступное для восприятия, складывающееся в узнаваемый образ только под определенным углом, либо отражаясь в зеркальной поверхности (всевозможные кривые зеркала, а также стальные цилиндры и конусы). Некоторые анаморфозы не требуют дополнительных конструкций и читаются на картинной плоскости под узким углом и с определенной точки.Первые упоминания о создании анаморфоз встречаются в 16 веке, когда подобные изображения служили не столько способом развлечения публики, сколь своеобразным источником запрещенной в то время информации: карикатуры на политических и церковных деятелей, сцены религиозных и магических обрядов, изображения эротического и порнографического характера. Расцвет эта форма иллюзии в изобразительном искусстве приобрела в 17 веке, в эпоху барокко, где пышность и вычурность стала главным критерием изобразительных приемов. Также возможность создавать анаморфозы с помощью зеркал была обусловлена тем, что до 17 века зеркала производились в основном сферической формы, плоские же были маленькими и слишком дорого стоили. Поэтому чаще создавались анаморфозы, которые читались не с помощью зеркал, а, например, глядя на картинную плоскость под большим углом с определенной точки.Метафизика земного бытия и глубинный взгляд на вещиНаиболее известным примером использования анаморфного изображения в произведении искусства является живописное полотно Ганса Гольбейна Младшего «Послы» (The Ambassadors; 1533), написанное во время пребывания художника в Англии. Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения: при прямом взгляде на картину человеку, погруженному в рутину повседневности и не вникающему в метафизику земного бытия, смерть представляется иллюзорной, не стоящей внимания, но при более глубоком взгляде на вещи критерии жизни переосмысливаются, смерть превращается в реальность, а привычная жизнь на глазах лишается значения, искажается, приобретая характер миража, иллюзии.Гении анаморфозаВеликолепные произведения искусства – в том числе, рисунки-анаморфозы – также создавали гениальные художники-графики Маурис Корнелис Эшер и его последователь Иштван Орос. Их творчество заслуживает восхищения, а мастерство – высшей оценки. Художники посвятили изучению формы всю свою жизнь и добились впечатляющих успехов.  

Анаморфоз остается актуальным и на сегодняшний день. Изображения, создающие у человека ощущение оптической иллюзии, применяются для создания эффективной и оригинальной рекламы, также встречаются в объектах стрит-арта и в оформлении интерьеров, не говоря уже об анаморфозах, созданных известными художниками, и являющихся подлинными произведениями современного искусства.  

Личный опытВ свое время я принимала участие в создании объектов стрит-арта, построенных по принципу анаморфозы. Для меня этот опыт был очень полезен, так как позволил посмотреть на вещи под другим углом и научиться создавать что-то более интересное, чем просто граффити или живопись на плоскости. И, хотя эта работа изначально не позиционировалась, как грандиозный проект, а скорее была развлечением, сам принцип анаморфоза оказался очень актуальным, вызывая интерес у людей, и позволил впоследствии создать еще несколько успешных коммерческих проектов. Этим опытом я и хочу поделиться.

ПрактикаСуществует несколько способов создания анаморфного изображения. Первый, самый простой и не требующий каких-либо сложных конструкций и техники – рисунок «на глаз». Проще всего научиться использовать анаморфоз – начать с малого: создать рисунок на небольшом листе бумаги, намеренно искажая его с таким расчетом, чтобы, изменяя угол наклона листа, приближая или удаляя его относительно глаз, при этом изображение принимало верную форму, а искаженные линии складывались в правильную картинку. Такой способ требует хорошего знания воздушной и линейной перспективы, поэтому можно очень упростить его, используя видоискатель фотоаппарата или камеры телефона. Если вообще никакой техники под рукой нет (ну, например, если вы соберетесь рисовать анаморфную картинку в постапокалиптическом мире), можно самостоятельно сделать видоискатель из листа картона и ниток, подобные конструкции предлагают детям в начальных классах художественных школ, чтобы искать более гармоничную композицию на пленере.Согласно законам линейной перспективы, чем дальше предмет от зрителя, тем визуально он кажется меньше по сравнению с предметом такого же размера, расположенным ближе. В соответствии с этой аксиомой, первым шагом в создании анаморфоза может быть построение четырехугольника на горизонтальной плоскости, искаженного таким образом, что при взгляде сверху он будет выглядеть как трапеция, а если уменьшить угол зрения – как квадрат. Этот эффект позволяет рисовать на горизонтальных плоскостях всевозможные предметы, которые примут свои привычные пропорции только в случае, если смотреть на них под углом, с заранее определенной точки.

Второй метод предполагает построение сетки анаморфного изображения для последующего отражения в цилиндрическом зеркале. Этот метод описал еще в 1646 году Афанасий Кирхер в своем труде «Ars magna lucis et umbrae» - «Великое искусство света и тени», иллюстрированном собственноручно.Иногда, если концепция работы подразумевает дополнительные конструкции (в данном случае цилиндрическое зеркало, которое ставится в центр листа), необходимо исказить рисунок таким образом, чтобы он правильно отображался в зеркале. Для этого необходимо понимать законы формы и принципы распределения отражения в соответствии с линейной перспективой. В случае с цилиндрическим зеркалом рисунок необходимо развернуть по кругу, в соответствии с диаметром основания зеркала. (Можно использовать команду фильтр – искажения - полярные координаты в Photoshop). При этом следует понимать, что чем дальше от поверхности зеркала, тем крупнее должны быть фрагменты рисунка.

В случае применения конического зеркала рисунок нужно «вывернуть наизнанку», так как такие анаморфозы читаются сверху, при этом изображение растягивается к вершине конуса. Для создания такой анаморфозы необходимо нарисовать круг большего диаметра, чем основание зеркала и провести отрезки от границ окружности к краям картинной плоскости. В зеркале они отразятся наоборот, внутрь конуса, устремляясь к его вершине. В соответствии с этими направляющими размещаются искаженные фрагменты рисунка. Этот метод описал в 1657 г. профессор математики Каспар Шотт в своем трактате по оптике, где также привел ряд рисунков-анаморфоз и показал, как с помощью кривых зеркал можно получить отражение их в виде правильных фигур.Профессор К. Шотт не мог вывести геометрическую теорию их образования. И только в результате развития наук, в частности, оптики и начертательной геометрии в XIX в. появилась возможность производить анализ любой анаморфозы и получать ее с помощью геометрического построения для зеркал любой формы и размера.

Квадрат в коническом зеркале будет иметь четыре стороны в виде правильных незамкнутых дуг, в то время как прямоугольник и ромб – несимметричные дуги. Если окрасить картинную плоскость за пределами дуг – в конусообразном зеркале это отразится как цвет фигуры, наподобие заливки.

Применение

Также можно использовать принцип анаморфоз в оформлении интерьера (так называемый 3D-эффект). Здесь можно не создавать лишние сложности с построением искаженной сетки, а взять мультимедийный проектор и направить изображение на поверхности в пространстве, где будет рисунок. Линии исказятся и лягут на плоскости правильно, останется только обвести их и раскрасить. Этот метод выглядит несколько читерским, но стопроцентно экономит время и подходит для масштабных росписей. Так, этот метод подходит для создания анаморфных рисунков внутри и снаружи больших помещений, различных объектов.

Многие современные художники используют анаморфозы в своих работах. Часто можно встретить рисунки, созданные по такому принципу, нарисованные мелом на асфальте.

Или в помещении арт-центра. Причем, не нарисованными, а выложенными разнообразными предметами и вещами.

Надеюсь, некоторые приемы из этой статьи помогут вам разнообразить ваше творчество и попробовать что-то новое (или хорошо забытое старое, как в случае с анаморфозами). Успехов!

artwishenka.livejournal.com

анаморфоз

Анаморфоза – искаженная проекция или перспектива, требующая от зрителя использовать специальные устройства или занимать конкретную точку зрения (или и то и другое), чтобы восстановить изображение. Оптический анаморфизм – это визуализация математической операции, называемой аффинным преобразованием. Процесс экстремального анаморфоза использовался художниками для маскировки карикатур, эротических и скатологических сцен и других крадущихся образов от случайного зрителя, показывая неискаженный образ знающему зрителю.

Анаморфоза – это обратимая деформация изображения с использованием оптической системы – например, изогнутое зеркало – или математическое преобразование. Анаморфоз также известен как искажение изображения фильма или телевизионной программы с использованием оптической или электронной системы, чтобы адаптировать ее к экрану компьютера или телевизора (анаморфный широкоформатный формат, формат 4/3 или 16/9). Слово происходит от греческого ἀναμορφόω, анаморфоина, «трансформации».

Некоторые художники, созданные этим процессом, деформировали работы, которые перестраиваются с заранее установленной точки зрения. Исторически сложилось, что анаморфоза является одним из видов применения работы Пьеро делла Франчески († 1492). Действительно, именно рационализация видения привела к систематизации методов проекции, анаморфозы которых являются одним из результатов. «Искусство тайной перспективы» Альбрехта Дюрера имеет множество применений в архитектуре и тромпе-лёэле, а также в утилитарных целях. Его первым теоретиком был Жан-Луи Волезард (семнадцатый век). Последний сохранившийся анаморфоз стены во Франции (длиной 8 метров) находится в часовне иезуитов средней школы Сакре-Кёр в Экс-ан-Провансе.

Существует два основных типа анаморфоза: перспективный (косой) и зеркальный (catoptric). Более сложные анаморфозы могут быть разработаны с использованием искаженных линз, зеркал или других оптических преобразований.

Примеры перспективного анаморфоза относятся к раннему Ренессансу (пятнадцатый век). Примеры зеркального анаморфоза были впервые замечены в позднем Ренессансе (шестнадцатый век).

При зеркальном анаморфозе коническое или цилиндрическое зеркало помещается на рисунок или рисунок, чтобы преобразовать плоское искаженное изображение в явно неискаженное изображение, которое можно рассматривать со многих сторон. Деформированное изображение окрашено на плоскую поверхность, окружающую зеркало. Заглядывая в зеркало, зритель может видеть изображение недеформированным.

Анаморфозы используются в статистическом сопоставлении, чтобы показать важность данного явления: этот тип карты обычно называют картограммой. Карта больше не отражает географическую реальность, а реальность явления. Например, одна коммуна будет увеличена по сравнению с другими, если в ней будет больше безработных, чем в среднем по сравнению с другими.

Карты анаморфоза также используются для восприятия влияния транспортных сетей, например, сети железнодорожного транспорта во Франции. Потому что транспортные средства искажают пространство: географически Марсель находится дальше от Парижа, чем Перигё, но поскольку по быстрому маршруту TGV можно быстрее добраться до Марселя, этот последний город будет размещен на карте ближе к париж. Таким образом, пространство можно по-разному воспринимать, если мы рассмотрим мобильность человека.

Наконец, анаморфоз можно использовать, чтобы выделить некоторые важные детали. Например, для карт городов или дорожных карт дороги (улицы, дороги, автомагистрали) представлены больше, чем в масштабе, в то время как их длина масштабируется.

Леонардо Глаз (Leonardo da Vinci, c.1485) является самым ранним известным окончательным примером перспективного анаморфоза в наше время. Доисторические картины пещеры в Ласко также могут использовать эту технику, потому что наклонные углы пещеры в противном случае приведут к искаженным цифрам с точки зрения зрителя.

Ханс Гольбейн Младший известен тем, что включил наклонную анаморфотную трансформацию в свою картину «Послы». В этом изображении искаженная форма лежит по диагонали по дну рамки. Рассмотрение этого с помощью острого угла превращает его в пластическое изображение человеческого черепа, символическое мраморное. В течение семнадцатого века барочная тромпельная роспись часто использовала анаморфизм для объединения реальных архитектурных элементов с иллюзорными окрашенными элементами. Когда посетитель просматривает художественную работу из определенного места, архитектура сочетается с декоративной живописью. Купол и хранилище церкви Святого Игнацио в Риме, написанные Андреа Поццо, представляли собой вершину иллюзии. Из-за того, что соседние монахи жаловались на заблокированный свет, Поццо был поручен раскрасить потолок, чтобы он выглядел как внутри купола, вместо того, чтобы строить настоящий купол. Поскольку потолок плоский, есть только одно место, где иллюзия идеальна, а купол выглядит неискаженным.

Зеркальная анаморфоза возникла в начале XVII века в Италии и Китае. Остается неизвестным, импортировали или экспортировали технику иезуитские миссионеры.

Анаморфоз можно использовать для скрытия изображений для обеспечения конфиденциальности или личной безопасности. Секретный портрет Bonnie Prince Charlie (ныне находящийся в West Highland Museum, Шотландия) нарисован искаженным образом на подносе и может быть распознан только тогда, когда полированный цилиндр находится в правильном положении. Обладать таким образом можно было бы считать изменой после битвы при Каллодене 1746 года.

В восемнадцатом и девятнадцатом веках анаморфные образы стали использоваться больше как детские игры, чем изобразительное искусство. В двадцатом веке некоторые художники хотели обновить технику анаморфоза. Марсель Дюшан был заинтересован в анаморфозе, а некоторые из его инсталляций были «визуальными парафразами» анаморфоз (см. «Невеста, лишенная голых ее бакалавров, даже / Большое стекло»). Концептуальные работы Яна Диббеца, так называемые «перспективные поправки», являются примерами «линейных» анаморфоз. В конце двадцатого века зеркальное анаморфоза возродилось как детские игрушки и игры.

Художник-сюрреалист Сальвадор Дали использовал экстремальные ракурсы и анаморфизм в своих картинах и произведениях, а в комнате рядом со своей студией был установлен стеклянный пол, позволяющий проводить радикальные перспективные исследования сверху и снизу. Его театр и музей Дали в Фигерас, Испания, представляет собой трехмерную анаморфную установку в гостиной с индивидуальной мебелью, которая выглядит как лицо Маэ Уэста, если смотреть с определенной точки зрения.

Анаморфоза улучшает читаемость сообщений или символов, видимых с расстояния. В этом случае оптическое искажение, испытываемое рисунком, представленным из-за острого угла, под которым его видит зритель, наносит ущерб его пониманию. Этот недостаток можно обойти благодаря анаморфозу, который позволяет восстановить удовлетворительные оптические пропорции для хорошего восприятия сообщения.

С 1990-х годов рекламодатели использовали площадку для некоторых видов спорта как рекламное пространство. Этот процесс появился в Соединенных Штатах в контексте спорта, используя синтетические поверхности (например, американский футбол) или паркет (например, баскетбол). Эта практика была перенесена в Европе на спортивные соревнования с использованием дерна, особенно на регби, но угол съемки камер, транслирующих матчи по телевидению, искажал логотипы и делал их очень удлиненными. Таким образом, анаморфозы применялись к визуальным изображениям рекламодателей, чтобы появляться на экране в соответствии с оригинальным оформлением логотипа.

Начиная с 1967 года голландский художник Ян Диббетс основал целую серию фотографических работ под названием «Перспективные исправления» на искажение реальности посредством перспективного анаморфоза. Шведский художник Ханс Хэмнгрен произвел и показал множество примеров зеркального анаморфоза в 1960-х и 1970-х годах. Шигео Фукуда, японский художник, разработал оба типа анаморфоза в 1970-х и 1980-х годах. Патрик Хьюз, Фуджио Ватанабе, Уильям Кентридж, Иштван Орош, Феличе Варини, Мэтью Нгуи, Келли Хоуль, Найджел Уильямс и Джуди Грейс – художники, создающие анаморфные образы.

Un carré pour un square – это анаморфоза, сделанная французским художником Жаном-Максом Альбертом в 1988 году. С точки зрения перспективы, вид квадрата можно увидеть на месте Fréhel, Paris, France. Конструкция состоит из ряда линий узких пластин из каррарского мрамора, обвязанных в стенах окружающих зданий и в остатках бывшей строительной площадки. Низкая стена и столп в кладке были созданы, чтобы сформировать другую сторону дизайна. В другом примере того же художника конкретная точка зрения обозначена одной из наблюдательных скульптур, установленной в Париже, Parc de la Villette. В этой работе анаморфоза появляется как отражение бронзовой конструкции. Это отражение незаметно показывает включение круга в квадрат в треугольнике, применительно к концептуальному плану парка архитектора Бернарда Цуми. Возможно, Reflet Anamorphose позволяет , с конкретной точки зрения, одновременно наблюдать за дизайном и его анаморфозом.

С 2006 года художник Джонти Гурвитц впервые создал область анаморфной скульптуры с использованием математических методов и трехмерной печати. Его работа поднялась до известности в начале 2013 года, когда ее блоггерист Кристофер Джобсон на своем веб-сайте, удостоенном премии «Колоссальный», получил 30 миллионов просмотров в Интернете. Отель Savoy привлек Гурвица в качестве художника в резиденции, чтобы произвести анаморфотную работу для их Речной комнаты, для ресторана под названием Каспарс.

В 2010 году голландский художник Леон Кир сделал иллюстрацию оптической иллюзии с зеркальным цилиндром в натуральную величину во время трехмерного уличного художественного оформления FringeMK.

Другая форма анаморфного искусства часто называется «Наклонное искусство». Примерами являются рисунки мехового мешка Курта Веннера и Джулиана Бивера, где мелом изображение, тротуар и архитектурное окружение становятся частью иллюзии. Искусство этого стиля может быть произведено путем фотографирования объекта или установки под острым наклонным углом, а затем с помощью сетки над фотографией. Другая удлиненная сетка помещается на тротуар на основе конкретной перспективы, а визуальные элементы одного транскрибируются в другой, по одному квадрату сетки за раз.

В ноябре 2011 года статья, опубликованная на веб-сайте журнала Smithsonian, поставила под сомнение, что перед французским художником Франсуа Абелане, работающим над французским художником Франсуа Абеланом, перед зданием мэрии Парижа была опубликована статья, озаглавленная «Qui croire». («Кто верить?») Был действительно «самым большим новым творчеством в мире?», Цитируя его онлайн-видео.

Дорожные знаки, нарисованные непосредственно на земле, также используют этот метод, чтобы пользователи дороги имели искаженный вид изображения или текста, когда они находятся на расстоянии. Во многих странах анаморфоза используется для обозначения велосипедной дорожки, велосипеда, окрашенной на землю, и, по-видимому, растянутой по высоте, если смотреть сверху.

Некоторые пакеты печатаются флексографически (своего рода колодка для чернил, которая позволяет печатать много цветов и больших размеров, до 1,3 м × 2 м, включая тонкие пленки, такие как пластиковые пакеты9). Рисунок на матрице должен быть растянут в направлении прокрутки, поэтому анаморфот.

Аналогично, печать на цилиндрической опоре, типа бобины или более сложной формы требует наличия анаморфотного рисунка на матрице 10. Ряд упаковок представляют собой деформированные полимерные листы (термоформование, продувка), например, для подачи лотков.

В двадцатом веке художники начали играть с точки зрения, рисуя «невозможные объекты». Эти объекты включали лестницы, которые всегда поднимаются, или кубики, где спина встречает фронт. Такие работы были популяризированы художником М. С. Эшером и математиком Роджером Пенроузом. Хотя такие объекты, как «Неккер-куб» и треугольник Пенроуза, называются «невозможными объектами», можно изобразить в трехмерном изображении с помощью анаморфной иллюзии. Если смотреть под определенным углом, такие скульптуры появляются как так называемые невозможные объекты.

Cinemascope, Panavision, Technirama и другие широкоформатные форматы используют анаморфозы для проецирования более широкого изображения из более узкой кинокадры. Компания IMAX использует еще более экстремальные анаморфотные преобразования, чтобы проектировать движущиеся изображения из плоской пленочной рамки на внутреннюю поверхность полусферного купола в процессе «Omnimax» или «IMAX Dome».

Техника анаморфотной проекции можно увидеть довольно часто на тексте, написанном очень плоским углом на дорогах, таких как «Bus Lane» или «Children Crossing», чтобы они легко читались водителями, которым в противном случае было бы трудно читать наклонно, как транспортное средство приближается к тексту; когда автомобиль почти над текстом, его истинная аномально вытянутая форма видна. Точно так же на многих спортивных стадионах, особенно в футболе регби в Австралии, он используется для продвижения фирменных брендов, которые окрашиваются на игровое поле; от угла телевизионной камеры, запись появляется как знаки, стоящие вертикально в пределах поля игры.

Многое написание на витринах магазинов в принципе является анаморфным, так как оно было написано зеркально отраженным на внутренней стороне оконного стекла.

С 1993 года компания Myrna Hoffman, OOZ & OZ, выпускает художественные комплекты зеркальных анаморфозов и мероприятия для детей, такие как комплект «Morph-O-Scopes». Наборы Хоффмана заработали более двух десятков национальных наград игрушек.

В альбоме 1976 года «No Earthly Connection» Рика Вакмена были представлены фотографии передних и задних обложек, которые являются зеркальными анаморфозами. Оригинальный релиз винила включал зеркальный лист Майлара, который можно было скрутить в цилиндр для просмотра изображений.

В 2007 году детективная пленка Anamorph, сюжетная линия вращается вокруг решения ужасных анаморфно искаженных изображений.

Примерно 0,5 литра бутылок Sprite в Европе были запечатлены тем, что оказалось дополнительным «штрих-кодом». Когда бутылка была наклонена к рту во время питья, штриховой код разрешался в письменном виде из-за наклонной перспективы.

В видеоигре 2009 года Batman: Arkham Asylum есть серия загадок, созданных классическим антагонистом Batman The Riddler, решение которого основано на перспективном анаморфозе.

В 2013 году Honda выпустила коммерческую версию, в которой была представлена серия иллюзий, основанных на анаморфозе.

www.hisour.com

Как искусство обманывает зрителя: анаморфоза, транзи, тромплей и табло виван

Анаморфоза: калибровка духовного зрения

Анаморфоза — особый прием в живописи, ставший особенно популярным в XVI веке. Анаморфозой может быть вся картина или только какая-то ее часть. Поначалу непонятный, странный образ складывается в одной из точек видения в цельное изображение. Для того чтобы анаморфоза превратилась в понятную глазу картинку, нужно походить вокруг полотна, найдя единственно верную точку обзора. На знаменитых картинах классиков живописи XV–XVI веков часто можно встретить использование анаморфоз с самыми различными целями. Самый известный пример анаморфозы — картина «Послы» Гольбейна, на которой изображены француз Жан де Динтевиль, посол при английском дворе, и епископ Лаворский Жорж де Сельв. На картине можно найти много интересных деталей — к примеру, инструменты, относящиеся к небесному миру, лежат на верхней полке, а «земной» глобус располагается внизу. Однако больше всего привлекает внимание необычное светлое пятно внизу картины, особенно бросающееся в глаза на фоне остальных элементов, прорисованных в традиционной реалистической манере. При желании в нем сразу можно обнаружить череп. Еще заметнее это становится, если особенным образом встать с правого бока от картины: череп в данном случае и является анаморфозой. Но зачем она включена в сюжет?

О правильном положении зрителя относительно картины с анаморфозой писал известный поэт-символист Юргис Балтрушайтис. Он рассматривал отношения зрителя с картиной через призму его перемещений по выставочному пространству. Таким образом, зритель будто бы выступает актером в театре неподвижной картины: «Первое действие разыгрывается, когда зритель входит через главную дверь и оказывается на некотором расстоянии от двух господ, выступающих в глубине, как на сцене. Он восхищен их позами, пышностью сцены. Единственное, что нарушает гармонию, — это странное тело у ног персонажей. Обескураженный посетитель уходит в правую боковую дверь, единственно открытую, и тут начинается второе действие. Уже выходя в соседний зал, он поворачивает голову, чтобы в последний раз взглянуть на картину, и тогда вдруг все понимает: ракурс полностью скрывает сцену и делает видимым скрытое изображение. На месте прежнего великолепия он видит череп. Персонажи и все их научные приборы исчезают, а на их месте возникает знак Конца. Пьеса завершается». Балтрушайтис видел в «Послах» только метафору memento mori, незаметную для невнимательного, приземленного к дольним заботам зрителя. При взгляде с правильной стороны череп становится единственным объектом привычной перспективы — а все остальное размывается и отходит на второй план, подобно мирской жизни перед ликом смерти. Однако секрет анаморфозы не так прост, как кажется на первый взгляд, и скрывает в себе и другие смыслы.

По меткому замечанию исследователя Антона Нестерова, композиция картины Гольбейна основана на «эффекте значимого отсутствия»: если присмотреться к показаниям инструментов (квадранта, гномонов, небесной сферы, трикветрума), можно установить, что изображенная сцена происходила в четыре часа дня 11 апреля 1533. Этот день — Страстная пятница, праздник, посвященный воспоминанию о смерти Иисуса на кресте. Если приглядеться к левому углу, можно рассмотреть там спрятанное распятие, своего рода редукцию сюжета страданий Христа на Голгофе. «Композиция, избранная Гольбейном для портрета, явственно соотносится с предстоящими Кресту Богоматерью и апостолом Иоанном», пишет Нестеров. Креста в центре зритель не находит, но зато видит — с определенного места — череп Адама, традиционный иконографический символ, изображаемый под крестом на Голгофе. Кровь распятого Христа проливается на череп Адама для того, чтобы искупить все прегрешения человечества, в том числе и первородный грех. Однако увидеть это может не каждый — только тот, кто вооружен истинным, духовным зрением, сможет найти среди мириад мнений единственно верное. Таким образом, анаморфоза становится средством выражения христианского сакрального знания: «Подлинный облик мира раскрывается только с одной из точек зрения».

Череп на картине Гольбейна — это субъект, обращенный в ничто, иными словами, образ кастрации, который он рассматривал как некий центр, вокруг которого организуются желания

Анаморфоза на «Послах» Гольбейна интересовала и известного французского философа Жака Лакана. Он считал, что интерес искусства к анаморфозе был поворотным пунктом, когда художник впервые стал использовать иллюзию пространства как скрытую реальность с тем, чтобы заключить в произведение искусства Вещь. Лакан рассматривает размытый череп на переднем плане как фаллический символ: «Автор анаморфоз сравнивает эту фигуру с раковиной каракатицы, тогда как у меня она вызывает скорее ассоциации с той двухфунтовой лепешкой, что заблагорассудилось некогда Сальвадору Дали водрузить на голову нарочито грязной и в бессознательном состоянии пребывающей старухи-нищенки, или с его же растекающимися часами, не менее фаллическими по своему значению, нежели тот плавающий в пространстве предмет, что вырисовывается на переднем плане нашей картины». Лакан указывает на то, что череп на картине Гольбейна — это субъект, обращенный в ничто, иными словами, образ кастрации, который он рассматривал как некий центр, вокруг которого организуются желания. Первоначальное впечатление от «анаморфического призрака» проходит, когда зритель перемещается в нужную точку — и тогда череп становится не фаллическим символом, а метафорой взгляда, выставленного напоказ. Картина ловит взгляд зрителя и заключает его в ловушку смыслов. Лакан считает, что картина Гольбейна — квинтэссенция этой идеи: «Возьмите любую картину, и вы увидите, что по мере того, как вы обшариваете каждую точку ее поверхности в поисках взгляда, взгляд этот на ваших глазах исчезает».

Транзи и эффигия: макабрическая обманка

Не только картины могли обманывать взгляд зрителя. В позднее Средневековье в Европе часто создавались скульптурные надгробия с изображением лежащих на них фигур усопших. Изображенные на надгробии покойники могли быть как две капли воды похожи на еще недавно живых людей, тогда они назывались эффигиями. Другие произведения представляли собой скульптуры полуразложившихся трупов. К примеру, в Англии транзи часто являли собой страшные иссохшие тела, во Франции основным мотивом были закутанные в едва заметную вуаль или саван фигуры, а также изъеденные червями кадавры, а в Германии часто изображались покрытые змеями и жабами трупы. Скульптуры часто выполнялись в полный человеческий рост, а при их создании использовались последние анатомические знания эпохи. Своей пугающей реалистичностью транзи заставляли задумать о смерти живущих праздной и пустой духовно жизнью. Обманывая зрителя своей схожестью с реальным телом, каменная эффигия или транзи служила мощным визуальным memento mori, которое давало понять: смертен любой, даже король.

Эффигии регулярно стали использоваться в погребальных процедурах королей после похорон Эдуарда II. Согласно обычаю mos teutonicus, плоть и кости английского короля должны были раздельно доставляться к месту захоронения. Для того чтобы отделить плоть от костей, труп подвергали кипячению и промыванию в вине. После этой процедуры показывать мертвое тело было не всегда возможно, и потому ему делалась замена. Эффигия — изображение живого короля на крышке его гроба, заменяющая отсутствующую персону — могла быть репрезентацией целостности как реального, так и политического, согласно Канторовичу, тела короля. Эффигии стали использоваться для официальных церемоний, а потому государи, на них представленные, сразу облачались скульпторами в парадные одежды с государственной символикой. Эффигиям прислуживали, как живым — подавали еду и подносили питье. Затем скульптуру заменяли настоящим гробом с телом правителя. Также популярным было совмещение в одном надгробии эффигии, располагавшейся сверху, и транзи, изображавшей разложившееся тело, снизу. Данная связка может трактоваться символически: уродливый труп останется в земле, но настоящее, духовное «тело» человека вознесется к вечной жизни на небесах. Подтверждением этой версии может выступать конвенциональная иконография живого тела в сдвоенных надгробиях Франции: оно изображалось стоящим на коленях, то есть молящимся перед Богом.

«Катакомбных святых» выставляли напоказ или хранили в реликвариях в качестве говорящего напоминания мирянам: настоящие, небесные сокровища ждут нас всех только после смерти

Макабрические скульптуры иногда строились исходя из обратного принципа: не камень пытался изобразить труп, но из костей скульпторами сооружалась статуя. В 1578 году в Риме открыли подземные гробницы первых христиан, а скелеты святых были затем отправлены в Германию и Австрию, дабы заменить мощи, уничтоженные во время Реформации. «Катакомбные святые» были богато украшены: их одевали в фантастические костюмы, украшали париками, золотыми коронами, латами. Затем их выставляли напоказ или хранили в реликвариях в качестве говорящего напоминания мирянам: настоящие, небесные сокровища ждут нас всех только после смерти. Исследованиями «катакомбных святых» занимается американский ученый Пол Кудонарис, который в своих красочных книгах «Священные тела: культовые сокровища и удивительные святые из катакомб» и «Империя смерти» подробно описывает особенности данного рода искусства и его ритуальную значимость.

Тромплей: борьба против реальности

Живописные игры с перспективой и иллюзией, цель которых — обмануть зрителя, дать ему ложное представление реальности, берут свое начало еще во времена Древней Греции. Согласно легенде, пересказанной Плинием, древнегреческий художник Зевксис создавал первые картины-обманки: он умел рисовать виноград так, что на него садились птицы, обманутые сходством изображенного с природой.

Передают, что впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».

Со временем возник особый жанр картины-обманки — trompe-l'œil, по-французски — «обман зрения». Отличительной чертой тромплея было стремление художника создать видимость того, что изображенное на двухмерном полотне является трехмерным объектом. Известны натюрморты-обманки, которые превосходно вписывались в пространство дома, а изображенные на них предметы казались настоящими. Одной из самых известных картин-обманок является полотно Борреля дель Касо «Бегство от критики», на котором зритель видит убегающего из картины мальчика. Известны также и скульптурные обманки: часто фигуру на статуе покрывает тонкая вуаль или будто бы облегающая тело полупрозрачная ткань, на деле выполненная из камня.

Самые знаменитые образцы тромплея — это росписи итальянских мастеров позднего Кватроченто, делавшиеся в храмах и призванные расширить пространство. Di sotto in sù — снизу вверх — люди смотрели на купола и своды, украшенные изображениями ангелов. Такая иллюзия имела сакральный смысл — верующему стоит лишь устремить свои очи к небу, как он увидит Царство Божие. Впрочем, не все тромплеи носили религиозный характер. К примеру, знаменитая галерея мастера Гонзаго, работавшего в XVIII–XIX веках в Петербурге, является одним из самых известных образцов тромплея в России. Три стены галереи украшены фресками, имитирующими парковую архитектуру: зритель будто погружается в потустороннее пространство, состоящее из затягивающих в себя коридоров и колоннад, окруженных античными статуями, вазами, люстрами, окнами с падающим из них светом и лестницами. Галерея дает впечатление полной неизведанности пространства, которое оно имитирует, — коридоры-обманки фантазмами уходят навстречу пустоте, и после того, как зритель чувствует глубину, рождающуюся благодаря мастерской иллюзии, он понимает, что на самом деле он имеет дело с фресками. Жуткое впечатление от некогерентности пространства мира и пространства несуществующих коридоров может перекрыть только восторг, испытываемый при созерцании техники исполнения.

Обманка описывает не реальность, а пустоту, вызывая ощущения иной реальности изображенных на ней и знакомых зрителю вещей

Исследованием жанра тромплея занимался философ Жан Бодрийяр. В своей книге «Соблазн» он пишет об обманке: «Нет сцены, нет зрелища, нет действия. Все это обманка предает забвению, обходясь чисто декоративной фигурацией неважно каких объектов». Бодрийяр полагает, что обманка описывает не реальность, а пустоту, вызывая ощущения иной реальности изображенных на ней и знакомых зрителю вещей. Тромплей по Бодрийяру — это осознанно созданный симулякр, имитирующий третье измерение, и, следовательно, ставящий реальность третьего измерения под сомнение. Он находит обманку жуткой и ироничной: она будто «обрушивается на сам эффект реальности и разрушает очевидность мира».

Можно говорить и о современных обманках — это и 3D-живопись на асфальте, и зеркальные полки супермаркетов, отражающие невозможное к употреблению количество продуктов. Пространство иллюзии, симулирующее реальность, ставит ее законы под сомнение, — возможно, в этом кроется причина большой популярности тромплея по сей день.

Табло виван: изысканный экфрасис

Экфрасис — описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте.

Ожившие картины, или табло виван, — это своего рода синтез искусств, задача которого — показать известные художественные произведения (скульптуры, картины и тому подобное) в виде застывшей композиции, сформированной из живых позеров. Табло виван — своего рода рекурсивный экфрасис, описывающий с помощью геометрии человеческих тел произведения искусства, которые сами по себе являются копией людей. Гете так рассказывал о мастерстве леди Гамильтон: «Она распускает свои волосы, берет несколько шалей и делает целый ряд изменений в позах, жестах, линиях и так далее, так что под конец просто кажется, что грезишь. То, что столько тысяч художников желали бы изобразить, видишь здесь совершенно готовым в движениях и неожиданных изменениях».

«Она является стоящая, коленопреклоненная, сидящая, лежащая, серьезная, печальная, насмешливая, сластолюбивая, кающаяся, ласкающая, грозящая, робкая и так далее; одно сменяется другим, одно вытекает из другого». Табло виван не было балетом или танцем — это было позирование, в котором часто участвовало много людей. К примеру, в Париже времен Революции были распространены табло виван на темы из античной истории. Участники этих оживших картин неподвижно стояли, затем картину закрывал занавес, а потом вновь показывал выступающих, принявших новые позы. В смене живых картин выстраивался сюжет: к примеру, в одном из выступлений немецкой актрисы Гендель-Шютц она перевоплощалась из Изиды в лежащего Сфинкса, а затем в кариатид, Галатею, Ниобею и Магдалину, демонстрируя попурри из классических сюжетов разных эпох.

Наибольшая популярность живых картин пришлась на XIX столетие, что становится логичным, если вспомнить книгу Зигфрида Кракауэра «Орнамент масс». Популярность живых картин, возможно, являлась началом того процесса потери индивидуальности, который Кракауэр связывает с внутренней логикой конвейера, характерной для капитализма. Высокое искусство прошлого, вырождавшееся в новые формы, смежные с кабаре и низовой пантомимой. Таким образом, табло виван не просто стало новым увлечением аристократии, пытавшейся реанимировать образцы искусства Античности и Ренессанса, но и подспудно выражало скрытую структуру новой эпохи, которую так часто можно рассмотреть только в искусстве.

theoryandpractice.ru

АНАМОРФОЗ - это... Что такое АНАМОРФОЗ?

  • Анаморфоз — Анаморфоз, анаморфоза в фотографии и кинематографе Анаморфоз (искусство) преднамеренно искажённое изображение, которое, рассматриваемое с определённой точки, принимает правильный вид Анаморфоза (математика) такое преобразование системы координат …   Википедия

  • анаморфоз — сущ., кол во синонимов: 2 • анаморфоза (1) • рисунок (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • анаморфоз — а, м. anamorphose f. Искаженный, неправильный рисунок, представляющийся, однако, правильным при известных условиях, напр. при отражении в вогнутом или выпуклом зеркале. СИС 1954. Лекс. Макаров 1908: анаморфо/за; СИС 1985: анаморфо/з …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • анаморфоз — анаморфоз, анаморфозы, анаморфоза, анаморфозов, анаморфозу, анаморфозам, анаморфоз, анаморфозы, анаморфозом, анаморфозами, анаморфозе, анаморфозах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • анаморфоз — анаморф оз, а …   Русский орфографический словарь

  • анаморфоз — у, ч. 1) Тип розвитку деяких членистоногих, при якому тварина вилуплюється з яйця з неповною кількістю тулубових сегментів, що поступово доповнюються з наступним линянням. 2) Спотворена конфігурація об єкта, що здається правильною за певних умов… …   Український тлумачний словник

  • анаморфоз — іменник чоловічого роду …   Орфографічний словник української мови

  • анаморфоз — ана/морф/оз/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Анаморфоз (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Анаморфоз. Анаморфоз (др. греч. ἀναμόρφωσις, Anamorphosis; греч. αναμόρφωση; от μορφή «образ, форма») это конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая… …   Википедия

  • Метаморфоз насекомых — Полное превращение (голометаморфоз) чешуекрылых: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Метаморфоз насекомых, подобно метаморфозу у дру …   Википедия

dic.academic.ru

Анаморфоз (искусство) - это... Что такое Анаморфоз (искусство)?

  • Анаморфоз — Анаморфоз, анаморфоза в фотографии и кинематографе Анаморфоз (искусство) преднамеренно искажённое изображение, которое, рассматриваемое с определённой точки, принимает правильный вид Анаморфоза (математика) такое преобразование системы координат …   Википедия

  • Зрительные иллюзии — Основная статья: Зрение человека Оптические иллюзии (более узко  зрительные иллюзии)  ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка …   Википедия

  • Иллюзии оптические — Основная статья: Зрение человека Оптические иллюзии (более узко  зрительные иллюзии)  ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка …   Википедия

  • Обман зрения — Основная статья: Зрение человека Оптические иллюзии (более узко  зрительные иллюзии)  ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка …   Википедия

  • Иллюзия — У этого термина существуют и другие значения, см. Иллюзия (значения). Иллюзия (лат. illusio  заблуждение, обман)  искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию. Иллюзии… …   Википедия

  • Парейдолия — «Лицо Марса»  один из известнейших примеров парейдолии Парейдолия (парейдолическая иллюзия) (греч. para  рядом, около, отклонение от чего либо, eidolon  изображение)  разновидность …   Википедия

  • Оптические иллюзии — Основная статья: Зрение человека Оптические иллюзии (зрительные иллюзии)  ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины… …   Википедия

  • Иллюзия (психология) — Иллюзия (лат. illusio заблуждение, обман) извращённое восприятие реально существующего объекта. Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии, метаморфопсии). Разновидности иллюзий физические связаны с… …   Википедия

  • Оптическая иллюзия — Основная статья: Зрение человека Оптическая иллюзия (зрительная иллюзия)  ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины… …   Википедия

  • Фенакистископ — Эдварда Мейбриджа (1893) …   Википедия

dic.academic.ru

Анаморфоз - это... Что такое Анаморфоз?

  • АНАМОРФОЗ — 1) (опт.) получение помощью зеркал правильных изображений от умышленно искаженных рисунков и фигур; 2) (ботан.) ненормальное развитие частей растения вследствие культуры или других причин. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • анаморфоз — сущ., кол во синонимов: 2 • анаморфоза (1) • рисунок (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • анаморфоз — а, м. anamorphose f. Искаженный, неправильный рисунок, представляющийся, однако, правильным при известных условиях, напр. при отражении в вогнутом или выпуклом зеркале. СИС 1954. Лекс. Макаров 1908: анаморфо/за; СИС 1985: анаморфо/з …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • анаморфоз — анаморфоз, анаморфозы, анаморфоза, анаморфозов, анаморфозу, анаморфозам, анаморфоз, анаморфозы, анаморфозом, анаморфозами, анаморфозе, анаморфозах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • анаморфоз — анаморф оз, а …   Русский орфографический словарь

  • анаморфоз — у, ч. 1) Тип розвитку деяких членистоногих, при якому тварина вилуплюється з яйця з неповною кількістю тулубових сегментів, що поступово доповнюються з наступним линянням. 2) Спотворена конфігурація об єкта, що здається правильною за певних умов… …   Український тлумачний словник

  • анаморфоз — іменник чоловічого роду …   Орфографічний словник української мови

  • анаморфоз — ана/морф/оз/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Анаморфоз (искусство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Анаморфоз. Анаморфоз (др. греч. ἀναμόρφωσις, Anamorphosis; греч. αναμόρφωση; от μορφή «образ, форма») это конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая… …   Википедия

  • Метаморфоз насекомых — Полное превращение (голометаморфоз) чешуекрылых: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Метаморфоз насекомых, подобно метаморфозу у дру …   Википедия

dic.academic.ru


Смотрите также