Алконост что это такое


Алконост — что за птица такая в славянской мифологии? | Славяне

Как известно, божественных птиц у славян было три: Гамаюн, Сирин и Алконост. Последняя часто прозывалась «птицей радости». Что говорит об Алконост славянская мифология? Почему ее связывают со светом?

Кто такая птица Алконост и что про нее рассказывают?

Алконост — в русском искусстве и легендах райская птица с головой и руками девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Алконост — родственница птицы Сирин, которая поет грустные песни и пророчествует беду. Она не ее противница, две птицедевы, скорее, органично дополняют друг друга. В славянской мифологии немало образов пернатых созданий, и Алконост наряду с другими полудевицами-полуптицами относится к ним. Ее называют сестрой других мифологических птиц.

Пение Алконост прекрасно, как и пение ее сестры Сирин, но оно не представляет угрозы жизни и благополучию услышавшего, а, напротив, наполняет душу радостью и счастьем, миром, покоем.

Про Сирин и Алконост говорили, что они сидят на ветвях яблони, дающей золотые плоды и растущей в райском саду славян — Светлом Ирии. Периодически птица Алконост проявляется на Земле. Она летает по миру, утихомиривая бури и грозы. На зимнее солнцестояние Алконост сносит яйцо прямо в воду моря-океана. В этот период стоит безвестный штиль. Затем яйцо всплывает и птицедева уносит ее в Ирий. Некоторые смельчаки отваживались на похищение яйца волшебной птицы, но тем, кому удалось, вместе со вселенской мудростью досталась смерть.

Есть еще легенда  — в августе, когда зреют яблоки, поутру прилетает в сад птица Сирин, которая поет печальные песни и роняет слезы. Потом ее сменяет Алконост с радостными и счастливыми птицами. На ее крыльях — живая вода, которой она орошает яблоки. С той поры они наполняются чудесными свойствами.

Так же рассказывали, что Алконост — посланник Богов, и Сварог, Отец Небесный, часто отдавал распоряжения этой птице, чтобы она передавала его приказы.

Вот как рассказывали про волшебную птицу:

Алконост близ рая пребывает, иногда и на Ефрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот все на свете забудет: тогда ум от него отходит и душа из тела выходит.

Вообще же, птица Алконост предвещает удачу и счастье. Но узнавать от нее секреты высшего мира способны лишь люди мудрые, обретшие огромные знания. Как остальным птицедевам, ей дана власть над погодой. Эмоции, которые вызывает пение Алконост в душе услышавшего его, сравнивают с любовью. Но это пение, несмотря на то, что люди, услышав его, забывают себя, не представляет опасности, в отличие от песен темной птицы Сирин.

Какова на вид птица Алконост?

Алконост, подобно другим мифологическим птицам, напоминает причудливый гибрид птицы и прекрасной девушки. На голове ее красуется корона — символ высшего происхождения, тайных знаний. В одной из рук у Алконост — цветок из самого Ирия. Оперение у нее светлое, в отличие от Сирин, что указывает на ее характер — светлый и радостный. Часто сравнивают ее с зимородком по красоте и яркости оперения. В отличие от Сирин или Гамаюн, птицу Алконост всегда изображали с человеческими руками. Вообще же, по мнению одних исследователей, легенда о птице Алконост — переосмысленный и перенесенный на русскую почву рассказ о деве Алкионе, которая, узнав о гибели мужа в море, сама бросилась в пучину. За это боги перевоплотили ее в зимородка, а мужа — в чайку. Поэтому в тот период, когда зимородок сидит на яйцах, море всегда спокойно.

Птица Алконост, вместе с другими подобными персонажами мифологии — излюбленный образ славян. Ее с удовольствием изображали на лубках, панно, вышивках, мебели. Птица Алконост также служила оберегом.

Птица-дева Алконост вдохновляет поэтов и художников, сказителей по сей день. Вообще же, образы славянской мифологии необычны и прекрасны. Изучая их, мы приближаемся к пониманию наших предков, их картины мира.

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Алконост - это... Что такое Алконост?

Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали» Иван Билибин. Алконост

Алконо́ст (алконст, алконос) — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин.

Происхождение образа

Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Название и образ её, впервые появившиеся в переводных памятниках, являются результатом недоразумения: вероятно, при переписывании «Шестоднева» Иоанна Болгарского, где речь идёт о зимородке — алкионе (греч. ἀλκυών) слова славянского текста «алкионъ есть птица морская» превратилось в «алконостъ». Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века[1]. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы (Палея XIV в., азбуковники XVI—XVII в.) и лубочным картинкам.

Описание

Легенды повествуют, что Алконост несёт яйца в морскую глубину посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния). При этом яйца 7 дней лежат в глубине, а затем всплывают на поверхность. В протяжении этого времени на море наблюдается штиль. Затем Алконост забирает яйца и высиживает их на берегу. Иногда люди пытаются похитить яйцо Алконоста и поместить его в церкви под потолком[2].

Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин. На голове Алконоста обычно изображается корона. Согласно изображению на русских лубочных картинах, спецификой Алконоста является наличие женской груди и рук, в одной из которых она держит райский цветок или развернутый свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле[3]. В интерпретации Виктора Васнецова Алконост приобретает черное оперение и становится птицей печали[4].

В современном неоязычестве Алконост представляется инкарнацией Хорса, которая управляет погодой[5].

Местообитание

В качестве места обитания Алконоста иногда называется река Евфрат[6] (райская река, согласно Быт.2:14), иногда остров Буян[7], иногда просто славянский рай Ирий[8].

Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самоё себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит».

Page 2
  • АЛКОНОСТ — алконос, в русских и византийских средневековых легендах райская птица (часто упоминается вместе с другой райской птицей сирином). Образ А. восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. А. несёт яйца на берегу моря и,… …   Энциклопедия мифологии

  • Алконост — райская птица, изображавшаяся с человеческой головой. По сказанию XVII века А. пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Кто слышит его пение забывает все в этом мире, «ум от него отходит, и душа его из тела выходит». А. утешает… …   Литературная энциклопедия

  • АЛКОНОСТ — сказочная райская птица с лицом человека. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. АЛКОПОСТ (АЛКОНОСТ?) Сказочная райская птица с человечьим лицом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • алконост — стрефил Словарь русских синонимов. алконост сущ., кол во синонимов: 3 • вымышленное существо (334) • …   Словарь синонимов

  • АЛКОНОСТ — [искажение древнерусского речения алкион есть (птица) , от греческого alkyon зимородок], сказочная (райская) птица с человеческим лицом, изображавшаяся на старинных лубочных русских картинках. Часто упоминается и изображается вместе с сирином …   Современная энциклопедия

  • АЛКОНОСТ — ? муж. сказочная райская птица, с человеческим лицом, изображавшаяся на наших лубочных картинах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Алконост — [искажение древнерусского речения “алкион есть (птица)”, от греческого alkyon зимородок], сказочная (райская) птица с человеческим лицом, изображавшаяся на старинных лубочных русских картинках. Часто упоминается и изображается вместе с сирином.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • «Алконост» — «Алконост», частное издательство в Петербурге в 1918—23. Название по имени сказочной птицы. Основано С. М. Алянским. Выпускало главным образом произведения писателей символистов. Опубликовало почти все послереволюционными произведения… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Алконост — Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали» …   Википедия

  • АЛКОНОСТ — 1. (сказочная птица с человеческим лицом) СИРИН И АЛКОНОСТ Загл. АБ899 (I,403); 2. (назв.; частное изд во в Петрограде (1918 1923), основанное С. М. Алянским) Хорошо поют синицы, У павлина яркий хвост, Но милее нету птицы Вашей славной «Алконост» …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

dic.academic.ru

Алконст (Алконост)

Алконст (Алконос, Алкион)— мифическая волшебная райская птица. Гнездо ее находится на мировом дереве в райском саду. Алконст изображался по пояс как мужчина, с руками и с крыльями. Остальная часть тела была птичьей. Алконст — птица грусти и печали. Снесенные яйца Алконст складывает на дне моря, затихающем сразу же на семь дней, — пока не вылупятся птенцы, которые так и не узнают, кто же их родители (не отсюда ли грусть-тоска непомерная?). Слушающий пение Алконста забывает обо всем на свете.

В византийских средневековых легендах птица-дева, жительница Ирия — славянского рая. В некоторых описаниях этой чудесной птицы упоминается река Евфраний как место ее обитания. Алконост — птица Зари, воплощение Хорса и Крышня, управляет ветрами и погодой. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка. Само имя этой сказочной птицы появилось вследствие искажения древнерусского речения «алкион есть (птица)». Согласно легендам, Алконост откладывает яйца в морскую глубину и высиживает птенцов на море. В течение семи дней, пока птица высиживает яйца, и следующих семи дней, пока она кормит птенцов (алконостовы, или алкионовы дни), на море царит штиль. Алконост символизирует Божий промысел и Божье милосердие. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете.

Алконост изображается на русских лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осененной короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит лотос — цветок Крышня и Хорса или развернутый свиток с объяснительной надписью. Алконост — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин.

Читать также  Аспид (Аспида)

Алконст и Сирин

Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка. Название и образ ее, впервые появившиеся в переводных памятниках, являются результатом недоразумения: вероятно, при переписывании «Шестоднева» Иоанна Болгарского, где речь идет о зимородке — алкионе, слова славянского текста «алкионъ есть птица морская» превратилось в «алконостъ». Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века. Легенды повествуют, что Алконост несет яйца в морскую Иван Билибин. Алконост глубину посреди зимы. При этом яйца 7 дней лежат в глубине, а затем всплывают на поверхность. На протяжении этого времени на море наблюдается штиль. Затем Алконост забирает яйца и высиживает их на берегу. На голове Алконоста обычно изображается корона.

На русских лубочных картинах Алконоста изображают с женской грудью и руками, в одной из которых она держит райский цветок или развернутый свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле.

Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. Существует подпись под одной из лубочных картинок с ее изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот все па свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит».

Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин. В качестве места обитания Алконоста иногда называется река Евфрат, иногда — остров Буян, иногда просто славянский рай — Ирий.

drevnerus.ru

Алконост PR в славянской мифологии

Афанасьева Ирина

Алконост

Краткое содержание мифа

Алконост(фрагм.) Виктор Васнецов 1896

Алконост - это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. В славянской мифологии - райская светлая птица- с человеческим лицом, управляет погодой, птица бога Хорса (бог солнца в слав. мифологии). Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.

У Алконоста есть волшебные свойства. Алконост несет яйца посреди зимы (или во время зимнего солнцестояния) «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. При этом яйца 7 дней лежат в глубине, а затем всплывают на поверхность. Затем Алконост забирает яйца и высиживает их на берегу 7 дней, пока не вылупятся птенцы, и еще неделю, пока выкармливает птенцов. Во все эти дни устанавливается спокойная погода, бури сменяются легким ветром. Иногда люди пытаются похитить яйцо Алконоста и поместить его в церкви под потолком. Но самая главная особенность Алконоста - его чудесное, завораживающее пение. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин. В качестве места обитания Алконоста иногда называется река Евфрат(райская река), иногда остров Буян, иногда просто славянский рай Ирий.

Алконост считалась символом светлой печали. Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин. Изображали Алконост-птицу с руками, крыльями и короной на голове. 

Сестра других светлых птиц - Рарога,  Стратима. 

Вот что написано об Алконосте у Графа Уварова: «Алконост или Алконос - птица, представляется на лубочных картинках полуженщиной, полуптицей, с большими разноцветными перьями и девичей головой, осененной короной или ореолом, в котором иногда помещена краткая надпись. В руках Алконост держит райские цветы, а на другом экземпляре развернутый сверток с объяснительной надписью. Во всех этих рукописях Алконост называется райской птицей и обыкновенно становится рядом с птицей Сирин, от которой отличается только тем, что у Алконоста постоянно венец на голове, а у Сирина одно только Сияние. Значение их так же тождественно, с той лишь разницей, что при описании Алконоста постоянно упоминается, как место его пребывания, река Ефрат»« Птица-Алконост близ рая обитает,  на Ефрат-реке бывает, а когда глас и пение испущает, то и сама себя не ощущает, а кто в близи её будет, тот и в мире сем все позабудет, ум его помешается, и душа своих телеслишается, и сими песнями святыми утешает, будущую радость возвещает и многая благая сказует».

Алконост. Виктор Корольков 1996

«Кaк-тo раз молодой птицелов с вечера навострил поставухи - сети на перепелок, а утром отправился их проверять. Пришел на конопляник, куда слеталось множество птиц, - и не поверил своим глазам: в силках билась прекрасная девушка. Лик у нее был женский, а тело птичье. Потемнело в глазах юноши от ее красоты.

- Как зовут тебя - спрашивает.

- Алконост, - отвечала она.

Хотел было птицелов поцеловать пленницу, но дева закрылась руками-крыльями и принялась плакать и причитать, уверяя, что после того, как поцелует ее человек, она навсегда утратит волшебную силу и больше никогда не сможет взлететь в небеса, а на земле ей придет погибель.

- Отпусти меня, - говорила птицедева, - а взамен проси чего хочешь, исполню любое твое желание!

Задумался юноша: чего пожелать? Богатства? - оно иссякнет. Любви красавиц? - они изменят...

- Хочу при жизни изведать райского блаженства! – воскликнул, наконец, птицелов. В тот же миг зашумело в его ушах, потемнело в очах, земля ушла из-под ног, и засвистел вокруг ветер. Через миг он увидел себя в светлой и необыкновенной стране. Это был Ирий - небесное царство по ту сторону облаков. В Ирии обитали крылатые души умерших. Кругом благоухали поющие цветы, струились ручьи с живой водой. Алконост пела сладкие песни, от которых на земле наступала ясная солнечная погода. Все кругом было прекрасно, и юноша понял, что достиг предела своих желаний.

Однажды он задремал под деревом, но был разбужен вороном.

- Что ты делаешь в Ирии, бескрылый? Что ищешь среди мертвых, живой? Ты еще не изведал любви и счастья, которые отмеривает судьба полной мерою, зачем же поспешил добровольно проститься с радостями жизни? Немедленно возвращайся в родные края!

Л.Гребнев. Открытка 1908-1915гг.

Спохватился птицелов. Сказать по правде, безделье начинало ему надоедать, здешние летающие красавицы не обращали на него внимания, а яблочки райские уже приелись. Но ведь не станешь ловить в раю райских птиц, чтобы сварить себе похлебку!

- Я бы рад воротиться, - сказал он робко. - Но как отыскать дорогу обратно?

- Так и быть, - ворчливо каркнул ворон, - я тебя выведу в мир людей. В награду за то, что твой прапрадед - тоже прицелов - выпустил меня однажды из сетей.

- Прапрадед? - не поверил юноша. - Но как же... когда же... быть того не может!

- Может, может, - кивнула вещая птица. - Разве ты не знаешь, что мы, вороны, живем триста лет? Теперь закрой глаза и возьмись за мой хвост.

Юноша зажмурился покрепче... засвистели ветры вокруг него... и через миг он ощутил под ногами твердую землю. Открыл глаза - и оказался на той же самой поляне, где перепелки клевали коноплю.

Он воротился домой, дожил до глубокой старости и лишь на исходе жизни рассказал внукам об Ирии - райской обители, куда его завлекла сладкими песнями птицедева Алконост». (А.Ремизов. Заветное желание)

Образы и символы мифа

Рисунок И.Билибина

Образ птицы был привычным талисманом славян с глубокой древности и распространенным персонажем в их фольклоре. Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Название и образ её, впервые появившиеся в переводных памятниках, являются результатом недоразумения: вероятно, при переписывании «Шестоднева» Иоанна Болгарского, где речь идёт о зимородке — алкионе (греч.ἀλκυών) слова славянского текста «алкионъ есть птица морская» превратилось в «алконостъ».Алконост - это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Мифическая дева-птица, с девичьей головой, руками и с птичьим туловищем, крыльями, хвостом и лапами. Изображается с книгой и цветком (символы просвещения и процветания) в руках. Нередко в руке птицедева держит свиток с изречением о воздаянии в раю за праведную жизнь на земле Райская птица, часто встречающаяся в старообрядческих настенных листах, Алконост, по облику весьма схожа с Сирином, однако, как отмечает О.В.Белова, имеет одно существенное от него отличие: она всегда изображалась с руками. Наделена положительной функцией покровительства науке и ученым, возможно, имеющей своим истоком образы девы как хранительницы мудрости (ср. греческая богиня Афина) и птицы как существа, принадлежащего к духовной сфере. Уничтожая языческих богов, христианская церковь вынуждена была дать людям новых защитников в привычном для них облике. Алконост и Сирин заменили уточек, птицу-солнце, а нимб христианского праведника ставил их в один ряд с окружением нового бога. Так, в ранний период христианства на Руси сказочные птицы Востока превратились в покровителей славян. Постепенно образ птицы Алконоста и Сирин под влиянием христианских и языческих верований стали считать в народе райским, т. е. божественным, наделять необыкновенными качествами: неземной красотой, чудным сладкоголосым пением и добротой. В образы сказочных птиц-дев — символ прекрасного — русский человек вложил свою собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Миниатюра Юрьевскогоевангелия 1120-1128 гг.

Среди обожествленных животных и растений люди искали себе добрых покровителей и старались не разлучаться с ними. Поэтому на предметах быта, на оружии и одежде, на женских украшениях появлялись изображения зверей, птиц, растений, символизирующие божественных защитников человека. Корсуньские купцы держали в своих руках всю торговлю северного Причерноморья и были посредниками в торговых связях Киевской Руси с Востоком и Византией. Порт Корсунь был перевалочным пунктом, сюда в первую очередь попадали восточные и византийские товары, а с ними рассказы, легенды о далеких странах. Все это, конечно же, находило отражение в изделиях корсуньских ремесленников. Так, на одном из глиняных поливных блюд работы местных горшечников изображен грифон, попирающий змею, на другом — лев с хвостом в виде завивающегося листа, а на осколке третьего изображена птица Алконост с короной на голове. И восточные товары, и изделия корсуньских ремесленников через Черное море и Днепр попадали в Киевскую Русь, а купцы — бывалые люди — рассказывали жителям приднепровских степей о виденном в далеких странах, пересказывали cлышанные там мифы и легенды. Так через Волгу и Черное море проникали в искусство древней Руси образы Алконоста и Сирина.

Берестяной бурак ХIX в.

Самое раннее изображение Алконоста находится среди миниатюр и заставок Юрьевского евангелия 1120—1128 годов, одного из древнейших памятников русской письменности. Написано оно было в Киеве по заказу Юрьевского монастыря древнего Новгорода. Птицу Алконост всегда изображали с руками и крыльями, в женской одежде, с цветком в руке.

Образ Алконоста в новом его значении часто встречается в изделиях русского прикладного искусства с XIV по XVII век. Птицы-девы олицетворяли теперь только красоту и радость бытия. Их можно было видеть в нарядной цветной росписи на мебели, на крышках сундуков, ларцов и шкатулок. Изображения птиц вплетали в орнаменты на медной, оловянной и серебряной посуде, выполненной искусными чеканщиками и резчиками по металлу. Они встречались в резьбе по дереву, окруженные виноградной лозой — одним из самых любимых и распространенных мотивов в искусстве допетровской Руси. Изображение двух птиц, сидящих рядом, было теперь только привычной композицией, данью художников старой традиции. О них упоминают русские летописи, их изображения сохранились среди иллюстраций к древним рукописным книгам, на ювелирных изделиях Киевской Руси, в резьбе белокаменных соборов Владимиро-Суздальской земли (Дмитровский собор во Владимире — 1212 год, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском —1230 год). 

mifologia.osipova-pr.com

Птица Алконост

Опубликовано 15.10.2017 Автор Blincov Оставить комментарийПросмотров: 259

Алконост — священная птица, которая известна в русских легендах, сказках, а также в изобразительном искусстве, зодчестве. Алконост выглядит, как птица с женской головой и руками. Славянские мифы называют Алконоста — райской птицей, или ирийской птицей.

Происхождение образа птицы Алконост довольно спорное. Так, например, многие исследователи утверждают, что термина «Алконост» в языческие времена древней Руси не существовало. Имя и образ могут исходить из греческого мифа о девушке Алкионе — дочери мифического Эола. Данный миф имеет несколько трактовок. В одной из них, узнав о смерти мужа, Алкиона бросается в море. По другой, она бросается в море от любви к мужу. По третьей, она нашла утонувшего при кораблекрушении мужа на берегу. Во всех трёх случаях боги превращают Алкиону и её утонувшего мужа в птиц. Алкиона была превращена в зимородка, который известен тем, что ныряет за добычей под воду. Исследователи считают что Алконост — это неверно прочитанное или переписанное имя Алкионы-зимородка «алкионъ есть птица морская» («Шестоднев» Иоанна Болгарского). В греческом языке «алкион» означает — «зимородок». Самое раннее изображение птицы-девы в качестве книжной миниатюры зафиксировано в XII веке.

Однако, и это важно знать (!), в греческой мифологии Алкиона-зимородок никогда не имела тех особенностей, что приобрела в русской интерпретации. И этот факт может говорить о том, что случай с Алконостом — есть очередное явление периода становления двоеверия на Руси, когда языческие божества, существа, духи и так далее, трансформировались, а точнее даже — маскировались, под образы христианских святых и под образы греческих богов и существ, которые были завезены на Русь носителями древнегреческой традиции. Таким образом, ранее существовавшее языческое божество — полуптица-полудева, могло приобрести новое имя — Алконост, но продолжало спокойно существовать в русском фольклоре в своём славянском обличье. Какое именно название было у того существа или божества в языческие времена сказать трудно, однако в виде летающих дев, крылатых дев, призрачных воздушных дев на Руси представляли именно русалок (древние представления о душах умерших — русалках), берегинь или вил, которых также называли «тридевять сестрениц». Вполне возможно, что многие из этих русалок-берегинь в древности были персонифицированы, имели свои имена и обладали своими собственными «характеристиками». Вот именно эти персонифицированные сестреницы и могли впоследствии обзавестись греческими именами — Алконост и Сирин.

Алконост часто изображается рядом с другой райской птицей — Сирин. Птица Сирин, название которой относится к греческим мифам о Сиренах, ещё больше наводит мысль о существовании подобной птицы и в древних языческих представлениях на Руси. Птица-дева Сирин, которая очень похожа на славянских берегинь, представляемых в виде летающих дев, в греческой мифологии впоследствии превратилась в образы водяных девушек сирен, также как и в славянской мифологии летающие берегини-русалки превратились с ходом времени в водяных дев русалок. Тождество греческих и славянских мифов давно известно и об этом вы можете прочитать в статье «Славянские и Греческие Боги».

Алконост известна не только тем, что живёт в Ирие (славянском раю) и яляется птицей радости, но и тем, что имеет сладкий голос, услышав который, человек может забыть обо всём на свете. Легенды об Алконосте также рассказывают о том, что райская птица несёт яйца в морскую глубину во время зимнего солнцестояния, где они лежат 7 дней, и всё это время на море наблюдается полный штиль. После этого яйца всплывают, и Алконост высиживает их на берегу. Народное предание гласит, что на Яблочный спас утром в яблоневый сад прилетает птица печали Сирин, которая сильно грустит и плачет. После полудня в сад прилетает птица Алконост, которая радуется и смеётся. Она смахивает со своих крыльев живую росу, которая наделяет яблоки особой силой. Именно поэтому на Яблочный спас яблоки считаются целительными.

Опубликовано в Лучшее с меткой мифология, птицы, существа

web-kapiche.ru

Алконост и Сирин - птицы радости и печали

В русском декоративно-прикладном искусстве (книгах, росписях соборов и т.д.) иногда встречается странный, но привлекательный образ птицы с ликом и руками девы – символ светлой печали. Персонаж появляется также в легендах и носит имя Алконост. Мало кто знает, что вкладывали авторы в это изображение и откуда взялся этот образ.

Кто такой алконост?

Алконост – это сказочная райская птица, первое описание которой появилось на Руси в книжной миниатюре 12 века – Юрьевском евангелии. Образ пришел из античной мифологии: легенде о красавице Алкионе, превращенной богами в морскую пичугу зимородка. В переводе с древнегреческого зимородок звучит как «алкион», но книгописцы исказили необычное для слуха название. В результате неверных трактовок морская птица стала именем нарицательным. Много старинных сказаний повествуют о ней, и чаще легенды переплетаются с другой мифической птицей – Сирин.

Чем отличается Сирин от Алконоста?

Алконост и Сирин – хранительницы древа жизни, героини народных сказаний. Согласно легенде сладкоголосые девы прилетают в яблоневый сад поутру на праздник урожая Яблочный спас. Первой появляется Сирин, она грустит и плачет. Вторая женщина-птица смеется, смахивает с крыльев живительную росу и наделяет плоды целительной силой. Сирин и Алконост – птицы радости и печали, это главное различие между ними, но есть и другие:

  1. В некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение и является посланницей темного мира. А последовательница Алкионы – жительница славянского рая Ирия.
  2. Дева радости не несет людям зла, лишь завлекает, тогда как ее подруга иногда приравнивалась к морским Сиренам, одурманивающих и убивающих путников.

Птица Алконост в славянской мифологии

Славянские легенды о птице с человеческим лицом, чей голос сладок как любовь, – это своеобразная интерпретация сказаний о греческой Алкионе. Пришедший с Запада образ пришелся по душе русским людям, потому как они считали себя неотделимыми от животного мира. Чудесная крылатая дева Алконост в славянской мифологии наделена интересными особенностями:

  • ее оперение светлое, отливает голубым цветом неба либо радужное;
  • вокруг головы – нимб или корона;
  • она управляет погодой;
  • услышав пение девы, можно забыть все на свете, но оно утешает;
  • в описании Алконоста иногда упоминается река Ефрат, как место ее обитания, а в некоторых сказках – остров Буян.

Долгие годы сказания о пернатой богине изменялось и обрастало новыми подробностями. В древней энциклопедии «Шестоднев» Экзарха Болгарского просто упоминалось о том, что она гнездится на берегу моря и высиживает птенцов в разгар зимы. Позже сказание дополнилось следующими фактами:

  1. Птица Алконост несет золотые яйца – сначала погружает на дно морское, а потом высиживает не берегу в течение недели.
  2. Пока кладка находится в воде, на море стоит полный штиль. Погода безветренная, хотя холодное время года.
  3. Мать не отводит взгляд от своих яиц, пока не вылупятся птенцы.
  4. Если зародыша нет в яйце, оно всплывает со дна моря на поверхность, но не портится. Его вешают в церкви под паникадилом.

Как вызвать птицу Алконост?

По преданиям богиня Алконост своим пением исцеляет и приносит счастье в жилище, поэтому люди не раз пытались заманить ее и неволить, чтобы пользоваться предоставляемыми ею благами. Но сама она в руки не идет, поэтому охотники шли на хитрость: похищали тщательно охраняемое яйцо у светлой девы, ожидая, что она пойдет на его поиски и попадется в ловушку. Существовали поверья, что встреча с легендарной девой не проходит для человека бесследно – он находит успокоение и блаженство, но всегда возвращается на то место, где случилась встреча.

Женщина-птица Алконост – образ удивительный и многогранный. Она фигурирует во многих легендах, как хранительница рая, сидящая на вратах, или воплощение бога солнца Хороса. На старинных дохристианских рисунках, лубочных картинках, дева встречается часто. Из средних веков персонаж пришел и в наше время: удивительное пернатое создание упоминается в стихах Блока и Высоцкого, а самое яркое изображение обеих дев – светлой и темной (Сирин) – принадлежит Виктору Васнецову. Картина «Песни радости и печали» – живое воплощение пришедшего из Греции образа.

Статьи по теме:
Уроборос в славянской мифологии

Уроборос – свернувшийся в кольцо и кусающий себя за хвост змей. Под этим знаком понимают символ бесконечности и цикличности жизни. В алхимии он был очистительным амулетом, а в психологии под ним понимали вечную борьбу двух противоположных начал.

Титаны - кто такие и какое место занимали в греческой мифологии?

Сложно переоценить влияние древней Греции на мировую цивилизацию. Титаны, боги Олимпа и герои Эллады стали такой же неотъемлемой и органичной частью европейской литературы и музыки, как скандинавские небожители, гномы и русалки.

Лунное затмение - интересные факты и гипотезы

Лунное затмение с давних времен интересует умы великих ученых. Удивительное явление восхищает, одновременно пугает своим необычным кровавым окрасом. Когда оно произойдет, чего ожидать в этот период? Стоит ли опасаться? Если да, то почему?

Суккуб - кто это и как уберечь себя от суккуба?

В современном кино популярна тема потусторонних существ, а суккуб - одно из самых загадочных. Этот демон неравнодушен к представителям сильной половины человечества, а чтобы избавиться от его внимания, нужно знать особенности дьявольских соблазнительниц.

womanadvice.ru


Смотрите также