Как брать интервью – практика

интервью

А Вы хороший интервьюер?

Запись интервью похоже на свидание с девушкой после долгих ухаживаний.

Вначале вы обращаете на себя внимание будущего интервьюируемого, дальше заинтересовывайте чем-то (аудитория, сулящая большую популярность), показываете ваши лучшие стороны (пунктуальность, профессионализм) и назначаете дату встречи.

Так рождается он…

Новый контент для блога – запись интересного диалога между двумя людьми.

В прошлой статье мы обсудили, как готовиться к интервью, а сейчас поговорим, как проводить ухаживания и свидание с интервьюируемым.

Подготовка к интервью

Подготовка к интервьюПеред началом работы определитесь с форматом и убедитесь, что у вас есть все необходимое для подготовки и записи аудиоинтервью.

Если у вас нет четкого понимания, что и как вы хотите записать, это может служить поводом для отказа или чрезмерного оттягивания сроков.

Просмотрите ранее записанные интервью с интересующим вас человеком, его публикации, книги и другие значительные достижения.

Какую структуру интервью выбрать?

Простая структура записи выглядит так:

  • Приветствие: Здравствуйте дорогие друзья!…
  • Объявление темы, формата события: Мы сегодня собрались для…
  • Представление гостя: Хочу представь вам замечательного человека…
  • Серия вопросов-ответов: Итак первый мой вопрос…
  • Прощание: Спасибо за внимание!…

Сколько интервью должно быть по времени?

Оптимальное время записи: 15-25 мин. (Но гостя просите выделить не менее 30-40 минут, чтобы успеть все обсудить перед началом.)

Сколько вопросов задавать?

Количество вопросов: 5-10 (по 2-3мин. на вопрос).

В итоге у вас должно получиться удобная для прослушивания короткая и лаконичная запись.

Из личного опыта:

Как-то мне предложили дать интервью, а в ходе переговоров спросили, как я это вижу и признались, что это будет первое интервью. Я сдержался, чтобы не ответить – пока никак.

Переговоры

ПереговорыПервый контакт с потенциальным интервьюируемым крайне важен.

Сообщите в первом же сообщении:

  1. Кто вы такой и чем занимаетесь;
  2. Что конкретно, как и где хотите записать;
  3. Информацию о вашей аудитории;
  4. Способы связаться с вами.

Снабдите письмо всеми необходимыми дополнительными данными и ссылками. Позаботитесь, чтобы заголовок письма был максимально информативным.

Дальше согласуйте формат, тему интервью, представление гостя и набор вопросов.

Как узнать контакты интересующего человека?

Введите имя и фамилию в поиск, все публичные люди не скрывают контакты на личных сайтах, блогах или профилях в соц.сетях.

Какой канал контакта выбрать?

Если вы лично не знакомы с человеком, сразу звонить на мобильный или по скайпу будет нетактично. Напишите на Email, в котором предложите варианты связи — переговоры пройдут с большим успехом по удобному для гостя каналу связи.

Важно понимать, что известным людям приходит не только спам, но и масса сомнительных предложений. У многих почту обрабатывают личные секретари, которые удаляют спам и сомнительные письма.

Только если вы сразу покажете серьезность намерений и профессионализм, выделитесь на общем фоне.

Из личного опыта:

Последнее время загадочные письма типа «Евгений, вас интересует бизнес?…» или «Есть выгодное предложение, перезвоните мне…» приходят все чаще и чаще. В 99% случаем, если в письме нет конкретики и оно безграмотно составлено – предложение —  развод или пустая трата времени.

Запись интервью

Запись интервьюВо время записи помните, что вы задаете тон интервью и от вас зависит, насколько гость будет откровенен и интересен.

Вначале поблагодарите гостя за участие в интервью, сделайте пару комплиментов по его деятельности (но будьте искренны), проведите краткий инструктаж (шум, лишние программы, время записи).

Перед записью отрепетируйте начало интервью и представление гостя, даже если вы не профессиональный диктор, 2-3 прогона — и ваш голос будет звучать четче и уверенно.

Особое внимание уделяйте правильным ударениям в склонениях фамилии, названиям проектов гостя. (Мало кому приятно слушать, как коверкают его фамилию или название любимого детища.)

Чего нельзя делать во время диалога?

  • Не опровергайте, не компрометируйте гостя – в итоге гость замкнется, будет защищаться, а его ответы станут односложными.
  • Не задавайте закрытых вопросов – будет неинтересно слушать, когда гость просто ответит «Да, это так.» на ваш 2х минутный вопрос.
  • Не задавайте банальные или общие вопросы – на вопрос «Расскажите интересный случай…» опытный спикер ответит саморекламой и пиаром, неопытный будет долго вспоминать.

Что делать, если гость говорит слишком много?

По ходу записи следите за временем, не давайте гостю говорить слишком долго – в этом случае успевайте вклиниться между предложениями и перейти к следующему вопросу.

Что делать если гость говорит сжато и сухо?

Если гость говорит слишком мало и сухо – задавайте подвопросы, просите рассказать более подробно или привести пример.

В конце записи еще раз поблагодарите гостя, скажите, когда все будет опубликовано и успокойте насчет огрехов записи. Спросите, желает ли гостью утвердить запись перед публикацией? (В этом случае обязательно вышлите запись или текст на утверждение перед публикацией).

Если все в порядке, переходите к монтажу.

Из личного опыта:

Одного гостя программы «Разговор с Экспертом» мы ждали месяц; за 15 мин до записи отключился интерне — пришлось записывать через нестабильный 3G-модем. Можно было сразу сказать гостю, что, скорее всего, связь оборвется и придется перезаписывать; я рискнул, сказал, что все отлично, в итоге связь продержалась нужное время, и выпуск вышел в штатном режиме.

Ссылки по теме

Могу порекомендовать прочитать или послушать по теме следующее:

Если будет много желающих, можно попросить Юлию Рысь (программный директор «Разговор с Экспертом») написать гостевой пост о том, как готовить вопросы и сценарий для интервью и раскрыть некоторые секреты нашей программы. Но только если желающих будет действительно много.


Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку блога или
Get Adobe Flash player
Комментарии к записи "Как брать интервью – практика"
А что Вы думаете по этому поводу?

Хотите чтобы ваше фото было видно в комментариях? Зарегистрируйте аватар.

  1. Материал хороший. И, наверное, многим будет полезен.

    Но лучше бы Вы дали ссылки не на книги на Озоне, а на конкретные советы для блогеров, как брать интервью — их в Сети полно. Хотя техника интервью журналиста и блогера в общих чертах мало чем отличается, но всё же есть своя специфика, нюансы…

    И, кстати, в моём случае Ваше письмо с именной рассылкой тоже выглядело… гм… «загадочным». ;)

    • Галина, вы сами ответили на свой вопрос — «техника интервью журналиста и блогера в общих чертах мало чем отличается». =)
      Да, с рассылкой что-то не то было, в следующем выпуске не повториться.

  2. Хорошая статья! Думаю, тут во многом решает практика! А вопросы можно смоделировать из других схожих интервью, если пока сам не можешь сообразить!

    • Александр, да, можно просмотреть самых успешных интервьюеров, выбрать понравившийся стиль и моделировать для своих интервью. (Например, Познер, Венедиктов, Сванидзе, Канделаки, Максимов, Кучер, Гурнов, Соловьев, Губин, Латынина, Ванденко.)

  3. Действительно, сейчас интервью стали активно использоваться блогерами для продвижения.Думаю, что к интервью нужно относиться, как к шоу, как к искусству, учиться этому мастерству у телевизионщиков.Подготовка к интервью должна быть обязательно, не нужно пренебрегать и репетицией диалога.

  4. Rosa:

    Замечательная статья, спасибо вам, Евгений!

  5. Спасибо, советы по проведению интревью очень даже кстати!

  6. Денис:

    Спасибо за статью! Евгений, а стоит пресекать рекламу (и саморекламу) в интервью? Обговаривать это или нет?

    • Денис, если это критично для формата можно предупредить перед записью не упоминать бренды, ссылки и т.д. В большинстве случаев самореклама гостя никому не мешает.

  7. Евгений, спасибо! Открыла письмо, когда стала актуальна тема и не пожалела. Спасибо за советы, Вам успехов!

  8. …а я Вам завтра-послезавтра расскажу что я думаю! это будет первое мое интервью!